Продолжение таблицы 2. Мифология Мифология является древнейшей формой миро­воззрения и жизненной ориентации человека

     
  Мифология Мифология является древнейшей формой миро­воззрения и жизненной ориентации человека. В мифе человек не выделяет себя из окружа­ющего мира природы, поэтому последний вряд ли отражается в нем, как нечто особенное. Пред­метом отражения является сама первобытная община, а основная функция мифологического сознания имеет не познавательный, а практи­ческий характер и состоит в конституировании человеческой общности, регуляции отношений между людьми. Миф необходим для мобилизации сил коллектива, для его сплоченности, от которой зависит степень выживаемости последнего. В этой связи главная мифологическая установка заключается в максимальном подчинении жизни индивида интересам сплочения. О практическом руководстве первобытных верований и поведе­ния, осуществляемом в мифах, свидетельствует и тот факт, что их самой древней формой явля­ются мифы-плачи, мифы-выкрики, мифы-прика­зания
  Религия Религиозная форма мировоззрения заключает­ся в построении картины мира на основе веры в существование сверхъестественной силы, кото­рой так или иначе объясняется всё происходя­щее в мире. Границу между нею и мифологиче­ским сознанием определить достаточно трудно. Не случайно немецкий философ Георг Гегель (1770-1831) в «Философии религии» называет мифологию «непосредственной религией». Имея общие черты (наряду с ритуалом, миф является составной частью религиозного культа, высту­пая в виде культового текста), у мифологии и религии, есть и различия: 1) если миф явился на определенном этапе раз­вития общества универсальной и единствен­ной формой общественного сознания, то ре­лигия возникла на основе образования специализированных груш священнослужителей (жрецов), занимающихся производством религиозной идеологи профессионально; 2) если миф регулирует отношения между инди­видами в первобытной общине посредством запретов и регламентации, то религия воз­действует на их духовный мир опосредован­но с помощью религиозной веры, которая оп­ределяет всё человеческое мировоззрение и центрирует его; 3) если в мифологии мир един, то в религии он расщепляется, удваивается: возникает свя­щенный мир (сакральный) и мирской (профанический), а также естественный и сверхъес­тественный; 4) если мифологический бог — это, как прави­ло, основатель рода тотем, который не сразу становится человекоподобным), то в религии Бог антропоморфен;

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: