Предмет и предназначение философии, философия как мировоззрение и методология познания мира

Термин «философия» ввел в VI в. до н.э. Пифагор, древнегреческий мыслитель. Это понятие обозначало любовь к мудрости, истине. Детальный перевод filio + sofia – любовь к мудрости. Первоначально философия – сборник умных мыслей человека по отношению к внешней среде. Возникновение 9-13 вв. до н.э. (развитые философские школы). В Европе философию называют метафизикой (то что после физики)—Андроник Доноский.

Философия пришла на смену мифологии и религии, которые выполняли основную мировоззренческую функцию.

Мировоззрением называется система представлений о мире и о месте человека в нем, о ценностных ориентациях, волевых побуждениях, которые определяют жизненную позицию субъекта. Основой мировоззрения являются знания, имеющие самые различные уровни: научные, повседневно-обыденные, профессиональные, истинные и неистинные и другие. На их основе и в ходе своей деятельности человек вырабатывает свои оценки и систему жизненных ценностей. В мировоззрении сочетаются эмоциональные и рациональные (интеллектуальные) начала, всесторонний опыт людей, и это концентрируется в воле человека. Соединение знаний, воспринимаемых как истинные, отвечающие ценностным ориентациям субъекта, с его волей, побуждающей к действиям, составляет ядро мировоззрения, называемое убеждением.

Мифология была свойственна первобытному обществу. Тогда человек еще не осознавал свою вычлененность из природной среды, не имел достаточных рациональных знаний, у него преобладало эмоциональное понимание мира. Поэтому главной особенностью мифологического мировоззрения было очеловечивание окружающей среды, наделение ее свойствами человека, его души и тела. То же, что не поддавалось объяснению, наделялось сверхъестественными качествами. Тем самим отождествлялось естественное, со сверхъестественным и это отражалось в каком-то образе, символе, знаке. Мифологическое мировоззрение не исследовало причинно-следственных связей, не аргументировало выводы, не давало нравственной сценки, только повествовало о рождении чего-либо, утверждало предания. Не отличалось критичностью, довольствовалось только верой.

По мере усложнения социальных форм жизни расширялась и сфера духовного развития человека, людей стали интересовать проблемы добра и зла, смерти и бессмертия, формировались нравственные оценки происходящего. Однако мифологическое мировоззрение связывало эти потребности оковами признания сверхъестественных сил, персонифицированных в образах богов. Так появилась религия (лат. слово благочестие, святыня, связь). Сверхъестественным силам было придано независимое от земного существование. Человеку предлагалось следовать необъяснимой воле сверхъестественных сил, божьему промыслу. Эта система нравственных ценностей требовала от человека послушания и покорности.

Таким образом, религиозное мировоззрение раздваивалось, разделяя его на сакральный (священный) и природный (реальный). Противоречия мира, земного бытия при этом не разрешались, ибо пути и способы ИХ решения не могут быть определены раз и навсегда, но человеку внушается надежда на их поиск, ему дается нравственный ориентир, вселяется надежда на успех. Так религия обретает регулятивную функцию, это обеспечивает ее живучесть и в наши дни. Сложность мира, форм социального и природного бытия, особенности психологии людей предопределяют живучесть религии.

Другой формой мировоззрения является философия. Она дает логическое научно-теоретическое объяснение действительности и рационально обосновывает систему духовных ценностей человека. В философии обозначилось два ведущих направления: одно дает обобщающую картину мира, изучает объективный мир, другое — разрабатывает представление о человеке, его предназначении, о смысле жизни и ее ценностях.

Философские знания базируются на универсальном опыте человечества, они отличаются высоким уровнем обобщения и действуют во всех науках и сферах человеческой деятельности. Кроме того, эти знания вечны, неисчерпаемы по своему значению и могут быть духовной и материальной силой, становясь основой убеждений человека.

Философия является уникальной формой сознания. В сфере рационального философское знание не отвергает, а диалектически «снимает», преодолевает прежний уровень знаний, включает его в себя как частный случай. В то же время закону восхождения от абстрактного к конкретному, закону прогресса практически не подчиняется духовная (ценностная) составляющая философского знания, она обращается к вечности, представляет мировую философию. Поэтому философская идея многозначна, она может быть продолжена в разных аспектах и направлениях. Идеи философии всегда выражают потребности времени и, следовательно, постоянно развиваются. И.Кант, характеризуя философское знание, подчеркивал в нем сочетание истины, добра и красоты. Гегель в философском знании обозначал логику, философию природы и философию духа. Поэтому правомочно говорить о социальной философии (философии истории), философии естествознания (философии науки). В философии теория и история связаны между собой глубже, чем в любой другой отрасли научного знания. И, опираясь на инструментарий логики, любой специалист полнее познает сущность и закономерности своей науки.

Философия развивалась в развитых рабовладельческих странах.

Карл Ясперс (20 в., Германия) считал, что возникновение философии совершило своеобразную революцию в мышлении человека, т.к. выявило ряд вечных проблем, разрешить которые за прошедшее время (3 тыс. лет) не удалось.

Арнольд Тойнби считает, что каждая эпоха выдвигает перед человечеством и нациями все новые и новые проблемы. Задача философии – найти правильные ответы на все вопросы.

Существует две позиции по отношению к происхождению философии:

1) философия – главная наука человечества (царица всех наук). Философия теоретический базис для развития конкретных наук. Происхождение философии – появление философской науки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: