Специфика философского знания. Базовые проблемы философии

Научное знание безразлично к смыслам, ценностям и интересам человека. Фил.знание — знание о месте и роли человека в мире. Ф. истина объективна, но переживается каждым по своему, в соответствиии с личностным жизненным и моральным опытом. Так знания становятся убеждениями, защищать и отстаивать которые человек будет до конца. В этой главнейшей функции ф. есть не что иное, как стратегия жизни—учение о том, каким надо быть, чтобы быть человеком.

Ф. полагается на разум, но втоже время философские проблемы таковы, что однозначного ответа на них получить невозможно. Вопросы ф., вопросы мировоззрения нельзя разрешить исчерпывающе, потому что с каждым новым, более высоким уровнем общественных отношений, в общественном мире человека складываются иные ситуации, иные противоречия.

Ф. не довольствуется объективной картиной мира. Она обязательно втискивает в неё человека. Отношение ф. к человеку—вечный предмет философии.

Цель ф.—вывести человека из сферы обыденности, придать его жизни истинн7ый смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.

Органическое соединение в философии 2-х начал—научно-теоретического и критическо-духовного—определяют её специфику как совершенно уникальной формы сознания. В философии новое знания не отвергает, а диалектически «снимае», продлевает свой прежний уровень, т.е включает его в себя как частный случай.

Историческое бытие философии двойственно, а поэтому и уникально: как наука.. постигающая реальные отношения в объективном мире и познании, она развивается, её построения переходящи. Но как ценностно-личное проявлени духа, как смысложизненная ориентация сознания философское учение прорывает пелену времени, оно обращается к Вечности, а потому ни «устареть», ни уступить своё уникальное, незаменимое ничем и никогда место в культуре ее новым образом оно не может.

Ф. идея многозначна, она может быть развита, продолжена в разные, даже противоположные направления(идеализм—материализм).

Особого объяснения и внимания к себе требует сам факт существования и развития—в относительной самостоятельности по отношению к мировой философии—философии национальной. Не может быть немецкой математики. Однако немецкая, русская, французская философия—понятия не только допустимые, но и совершенно необходимые для того, чтобы вести речь о реальном процессе рождения и жизни философских идей в мире культуры и цивилизации.

Составляя стержень нац-го самосознания, нац ф открывает такие истины, вырабатывает такие ценности, которые невозможно понять и принять, не соучаствуя в жизни и делах своих сограждан и соотечественников. Простой экспорт фил-х, мировозренчеких идей из одной страны в другую, с иным историческим опытом и социальным образом жизни, с иным менталитетом и иной психологией не возможен. Такие идеи не прививаются с духом народа, смассовым сознанием, не вызовут широкого интереса, оставаясь для любителей интеллектуалов —отвлечённым нежизненным знанием.

Фил.знания есть единство истины и заблуждения. Но в философии данные понятия наполняются своим, особым смыслом. Этот смысл—социально исторический, социально-правовой, он включает в себя оценку не только нашей мысли, но и связанного с ней, основанного на ней нашего единства. Однако лишь то действие истинно, которое отвечает высшим целям, высшему предназначению человека—развитию его универсальных, физических, интеллектуальных и духовных сил. Истина, как истинная жизнь, есть следование таким императивам и ценностям, которые не ограничивают, не сужают, а расширяют и развивают сущностные силы и творческие способности человека.

Заблуждение со своей стороны—тоже не простая логическая, субъективная ошибка, не «недосмотр» или недочёт, тем более, не подвох злоумышленников, а неизбежное следствие того, что ошибается сама история.

Отличительной чертой философского творчествав является ещё и то, что оно глубоко личностно. Личность, образ жизни философа не отделимы от его мысли. Творимый философский мир никто иной сотворить не сможет. Многообразие, неповторимость, неожиданность и даже парадоксальность фил.идей, концепций, учений — не слабость, а сила философского творчества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: