Правила выполнения выпускной работы

 
Выпускная работа является заключительным этапом подготовки специалиста и, наряду с экзаменом, входит в итоговую аттестацию. Выпускная работа призвана выявлять высокий уровень профессиональной эрудиции выпускника, его методическую подготовленность, владение умениями и навыками профессиональной деятельности. В связи с этим цель ВР – систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний и практических умений, применение их при решении конкретных научно-исследовательских или научно-практических задач. При выполнении ВР слушатель должен продемонстрировать способности: – самостоятельно поставить научно-исследовательскую или научно-практическую задачу, оценить ее актуальность и значимость; – выдвинуть гипотезу исследования; – собрать и обработать информацию по теме дипломной работы, – изучить и критически проанализировать полученные материалы; – глубоко и всесторонне исследовать выявленную проблему; – разработать, описать и профессионально аргументировать свой вариант решения рассматриваемой проблемы; – сформулировать и логически обосновать выводы, предложения и рекомендации по внедрению полученных результатов в практику. В соответствии с требованиями стандартов к итоговой аттестации слушателя ВР представляет собой законченную разработку, включающую результаты теоретического или эмпирического исследования либо обоснованный проект коррекционной, тренинговой или диагностической методики. Тема ВР утверждается руководителем программы. Как правило, темы определяются заказами учреждений, предприятий и организаций, на базе которых слушатель работает. За слушателем закрепляется руководитель, консультанты. Задание на ВР утверждает руководитель программы и подписывает руководитель ВР. В задании на ВР указывается тема, перечень разделов, сроки представления к защите и дата выдачи задания. Оформленное задание выдается слушателю под роспись. На выполнение выпускной работы в соответствии с графиком учебного процесса отводится 8 недель.
3.1 Порядок выполнения выпускной квалификационной работы

Для выполнения ВР слушатель составляет и согласует с руководителем план-график, предусматривающий ряд этапов:

1. Определение области профессиональной деятельности и конкретизация проблемы, изучению которой посвящается работа.

2. Формулирование темы работы, ее рабочего названия, а также выдвижение цели и гипотезы исследования.

3. Определение информационного пространства и поиск литературы по данной проблеме, составление аннотированной картотеки, реферирование первоисточников. При этом студент может выбрать путь поиска от общих вопросов темы к частной проблеме либо от частного рассмотрения заявленной проблемы к ее общим истокам.

4. Обсуждение результатов теоретического исследования, уточнение цели, гипотезы. Определение задач практической части работы.

5. Определение экспериментальной базы, методик и планирование хода эксперимента.

6. Проведение экспериментального исследования, сбор, анализ и интерпретация результатов.

7. Корректировка (при необходимости) рабочего названия дипломного исследования. Написание текста работы и его проверка руководителем.

8. Оформление работы, приложений, иллюстративного материала.

9. Представление работы рецензенту. Ознакомление с рецензией.

10. Подготовка выступления на защите и, при необходимости, его апробация (предзащита).

Слушатель в ходе выполнения ВР имеет право на получение минимум трех консультаций руководителя. Кроме того, он по согласованию с руководителем может обращаться за консультацией по частным вопросам к сотрудникам кафедры в пределах их компетенции.

Руководитель проверяет выполнение ВР по частям и в целом, контролирует в соответствии с графиком и регулярно информирует руководителя программы о выполнении. Допускается письменное (или электронной почтой) уведомление о ходе выполнения календарного графика.

Законченная ВР, подписанная слушателем, консультантами, отдается руководителю, который после прочтения подписывает ее и дает письменный отзыв. Подписанная и утвержденная ВР проходит обязательный нормоконтроль. На основании отзыва руководителя руководитель программы решает вопрос о допуске слушателя к защите.

Законченная ВР, направляется на рецензию. В качестве рецензентов могут привлекаться ведущие специалисты предприятий, организаций, выступившие заказчиками дипломного исследования, научные сотрудники, преподаватели других кафедр и вузов. Состав рецензентов утверждается приказом.

Выпускная работа, допущенная к защите, с отзывом и рецензией направляется на защиту в ГАК.

На защиту представляется:

а) выпускная аттестационная работа в электронном виде, являющемся подлинником на СD-R диске;

б) заверенная копия, сброшюрованная в бумажном виде;

в) удостоверяющий лист со всеми подписями;

г) отзыв, рецензия.

Защита ВР происходит в виде доклада либо презентации с использованием компьютерной техники.После защиты ВР работы сдаются на хранение.

3.2 Требования к объему и структуре дипломной работы  
Объем ВР, как правило, составляет 50–85 страниц стандартного печатного текста (без списка используемых источников и приложения). В работе должны быть сбалансировано представлены теоретическое обоснование и выполненная исследовательская, практическая или методологическая часть. Примерное соотношение составных частей дипломной работы: Аннотация 1-2 страницы Введение 2–4 страницы Теоретическая часть 20–30 страниц Практическая часть 25–40 страниц Заключение 3–6 страниц  
Требования к содержанию основных частей работы  
   
Введение  
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется его цель, задачи, кратко описывается предмет, объект, формируется гипотеза и отражается практическая значимость. Введение может включать информацию об апробации результатов исследования на научно-практических конференциях, методических семинарах и в практике работы учреждений. Кроме того, введение содержит краткое описание содержания разделов дипломной работы. Обоснование актуальности темы исследования делается на основе анализа теоретических источников, тенденций общественного развития, реалий профессиональной практической деятельности. Доказательством того, что данное исследование является актуальным, своевременным, может быть глубокое внимание отечественных и зарубежных специалистов к изучаемой проблеме, а также наличие недостаточно освещенных и требующих уточнений вопросов. Об актуальности исследования говорит и то значение, которое окажет решение поставленной проблемы на совершенствование деятельности в профессиональной сфере, в работе конкретных учреждений. Цель исследования заключается в решении поставленной проблемы. Она может быть сформулирована таким образом: изучение особенностей какого-либо психического процесса или явления, определение его роли в деятельности, создание или апробация методик, технологий, исследование эффективности и т.д. Задачи исследования конкретизируют цель и отражают последовательность ее выполнения. Как правило, в дипломной работе ставятся следующие задачи: – анализ теоретических источников по изучаемой проблеме, – определение экспериментальной базы, – выбор методов исследования, – проведение эмпирического исследования, – выявление актуального состояния рассматриваемого явления, а также, возможно, его причин и перспектив дальнейшего развития, – разработка практических рекомендаций. Рабочая гипотеза – это предположение, из которого исходит студент при определении цели и задач исследования, положение, которое необходимо доказать. Соответственно в качестве гипотезы не могут быть выдвинуты общеизвестные и не требующие подтверждения факты («Если данному вопросу уделялось внимание, то результаты работы будут более высокими» и т.д.). В качестве объекта исследования в дипломной работе может выступать конкретная выборка испытуемых, процесс или закономерности развития и проявления явления в целом, либо отдельных его сторон. В любом случае объект исследования должен точно соответствовать заявленной теме и проблеме работы. Предмет исследования должен быть обозначен четко и конкретно в соответствии с объектом и темой работы. В качестве предмета могут рассматриваться особенности, структурные компоненты того или иного явления, коррекционные меры или условия, повышающие эффективность воздействия. Практическая значимость работы раскрывается в ее направленности на решение проблемы, в той конкретной помощи, которую результаты данного исследования могут оказать практику. Как правило, практическую значимость ВР составляют выявленные особенности рассматриваемого явления и разработанные рекомендации. Отметим, что без апробации результатов и выводов определить уровень практической значимости исследования довольно сложно, поэтому рекомендуется в работе представить, как, где, в какой форме и т.д. проводилась апробация результатов исследования. Описание дипломной работы предполагает указание названия и краткую характеристику каждой составной части дипломной работы.  
Теоретическая часть
Теоретическая часть исследования должна быть представлена в первом разделе (при необходимости, в двух разделах), в которой дается анализ и интерпретация работ отечественных и зарубежных специалистов, раскрывается своеобразие различных подходов к разработке изучаемой проблемы, определяется ее значение и место среди общей проблематики, выявляются нерешенные, слабо освещенные и требующие уточнения вопросы. Теоретическая часть не может быть обзорной или компилятивной. Для усиления ее аналитической направленности рекомендуется систематизировать, обобщать и классифицировать материал по различным основаниям. Например, рассматривать проблему в историческом контексте, либо с точки зрения исследователей, принадлежащих к различным психологическим школам и направлениям, отечественных и зарубежных авторов и т.д. Качественное выполнение дипломного исследования требует изучения не менее 30 теоретических источников, среди которых должны быть монографии специалистов и научные статьи (они должны составлять основную часть литературы), учебники и учебные пособия, словари и справочники. При написании первом разделе рекомендуется использовать следующие выражения: «По мнению (ФИО)», «Как считает (ФИО)», «На наш взгляд, исследование (ФИО) представляет особый интерес», «Отметим, что в работах (ФИО)», «(ФИО) обращает наше внимание», «По данным исследований (перечисление специалистов)», «Данный факт свидетельствует об особой важности темы нашего исследования» и т.д. В тексте, наряду со ссылками на изученные литературные данные, должна быть отражена и обоснована точка зрения, позиция, комментарии автора ВР. Первый раздел ВР может быть неделимым, а может включать подразделы, не менее двух, отражающие отдельные аспекты рассматриваемой проблемы. Каждый подраздел заканчивается логически обоснованным выводом, кратким изложением сущности вопроса. В конце раздела делаются выводы о степени разработанности проблемы исследования, ее актуальности, об основных направлениях ее изучения и т.д. Выводы по первому разделу должны содержать обоснование направления экспериментального практического исследования. К тексту аналитического обзора предъявляются следующие требования: – полнота и достоверность информации; – наличие критической оценки информации; – логичность структуры; – композиционная целостность; – аргументированность выводов; – ясность, четкость и лаконичность изложения.
Практическая часть
Во втором разделе ВР содержит результаты экспериментально-практической работы. Она может быть неделимой, но, как правило, делится на 3 подраздела. В этом случае логично в первом подразделе дать развернутую характеристику. Во втором подразделе следует описать и обосновать ход, формы и методы экспериментального исследования, доказать соответствие используемых методов цели и задачам дипломной работы. Если наглядный и текстовый материал, необходимый для проведения исследования, занимает много места, его рекомендуется вынести в приложение. В тексте подраздела дается общее описание методик и ссылка на приложение, библиографические источники. Третий подраздел может быть посвящен количественному и качественному анализу результатов эмпирического исследования. Автор должен привести примеры из протоколов результатов исследования, объяснить выявленные факты. Рекомендуется использование специальных методов количественной обработки полученных данных, которые подтверждают достоверность и обоснованность результатов исследования и выводов. Информацию о таких методах студент может получить из источников, приведенных в списке использованных источников. В отдельном подразделе могут быть приведены пути и средства коррекционной работы, даны рекомендации для специалистов, связанных с решением указанных проблем. Второй раздел и каждый включенный в ее состав подраздел также должны заканчиваться выводами, в краткой форме обобщающими итоги проделанной работы. Выводы должны показать, какие положения нашли подтверждение в данном исследовании, какие новые особенности изучаемого явления удалось выявить. В то же время необходимо отметить, каким образом результаты и выводы этого исследования могут быть использованы в решении конкретных задач.

Написание и защита выпускной работы (ВР) является заключительным этапом подготовки слушателя центра подготовки управленческих кадров по выбранной специальности. В процессе подготовки и написания ВР должны проявиться творческие способности будущих специалистов, умение применять на практике получения знания, высококвалифицировано и эффективно работать с нормативно-правовыми актами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: