Данное явление имеет три стороны — восприятие,
коммуникацию и взаимодействие, которые при общении не могут существовать раздельно. Главное содержание общения — это воздействие на партнера.
В общении происходит постоянная реакция на действия другого. В
одном случае нам, например, кажется что партнер нас к чему-то подталкивает и мы сопротивляемся, в другом — что наши действия "заодно"; в третьем — что партнер затрагивает наши интересы, и мы отстаиваем их и т.д. Исходя из того, что делает партнёр", и строится наше поведение.
Чтобы понять общение, надо понять положение партнёров, а также их позиций относительно друг друга. В любом разговоре, беседе, партнёры могут делиться на ведущих и ведомых.
Широко известна и получила наибольшее применение схема,
разработанная Э. Берном, в которой основными понятиями являются состоянии Я и трансакции, т.е. единицы общения. Репертуар этих состояний Э. Берн разбил на следующие категории:
1. состояния Я, сходные с образами родителей;
|
|
2. состояния Я, направленные на объективную оценку реальности;
3. состояния Я, все еще действующие с момента их фиксации в
раннем детстве и представляющие собой архаические пережитки.
Неформально проявления этих состояний получили названия
Родитель, Взрослый и Ребенок. Состояния Я — это нормальные психологические феномены. Каждый тип состояний по-своему жизненно важен для человека.
· Ребенок — это источник радости, интуиции, творчества, спонтанных
побуждений.
· Родителю делает многие наши реакции автоматическими, что
помогает сберечь массу времени и энергии.
· Взрослый перерабатывает информацию и учитывает возможности
эффективного взаимодействия с окружающим миром. Взрослый контролирует действия Родителя и Ребенка и является посредником между ними.
Общение как взаимодействие можно рассмотреть с позиций