Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия

Форсированная индустриализация позволила в короткий срок обеспечить полную занятость трудоспособного населения. Накану­не первой пятилетки безработные составили 12% от числа занятых в народном хозяйстве рабочих и служащих. И вот на 1 апреля 1930 г. впервые фиксируется снижение числа безработных, а к 1931 г. безработица в СССР была ликвидиро­вана полностью, закрывается последняя биржа труда. Важнейшим и, пожалуй, основным резервом индустриализа­ции стало сельское хозяйство страны, точнее человеческие и мате­риальные ресурсы, которыми располагала деревня. В 1929 г. В газете «Правда» появилась статья Стали-на «Год великого перелома» и был взят курс на со-здание колхозов и ликвидацию кулака как класса. В январе 1930 г. постановление ЦК устанавливало предельные сроки коллективизации для регионов. В целом по стране эта задача должна была быть решена к концу первой пятилетки. Но о средствах коллективизации и о судьбе кулаков ни чего не говорилось. Поэтому местные власти стали прибегать к насилию. Главным успехом «культурной революции» стали преодоление неграмотности населения и осуществление всеобщего обязательного образования детей школьного возраста. С другой стороны произошла идеологизация культуры, а контроль за деятельностью деятелей культуры стали осуществляться через «творческие союзы»:. Ленина в 1924 г. начинается внутрипартийная борьба за личное лидерство в партии, о которой предупреждал в своем «Письме к съезду» Ленин (т.н. «ленинское завещание»). Первая стадия борьбы приходится на 1923-1924 гг., когда против руководящей группы – Сталин, Зиновьев, Каменев, Бухарин выступил Л.Д. Троцкий. Вторая стадия вылилась в дискуссию 1925 г. с «новой оппозицией», возглавляемой Каменевым и Зиновьевым. Третья – с «объединенной оппозицией», собравшей в 1926-1927 гг. Троцкого, Каменева и Зиновьева. В 1927 г. они были исключены из партии. В 1929 г. Н. Бухарин, А. Рыков и их сторонники были выведены из руководящих органов, или исключены из партии. Реализация грандиозных социально-экономических планов привела к формированию тоталитаризма. Власть была сосредоточена в руках высшего партийного руководства. Характерной чертой политической жизни этого периода стал культ личности И.Сталина.21 декабря 1929 г., в день 50-летия Сталина, страна узнала, что у нее есть великий вождь. Он был объявлен «первым учеником Ленина». Вскоре Сталину стали приписывать все успехи страны. Он именовался «великим», «мудрым», «во ждем мирового пролетариата», «великим стратегом пятилетки. В это же время шло формирование карательных органов для преследования инакомыслящих.В н. 30-х прошли последние процессы над эссерами и меньшевиками. «Шахтинское дело»1928 г. привело к репрессиям в отношении буржуазных специалистов. Затем последовала кампания против кулачества. В 1932 г. «Закон о трех колосках» дал начало преследованию даже беднейшего крестьянства. В 1934 г. Особое совещание в НКВД получило право во вне судебном порядке отправлять «врагов народа» в колонии. К семьям «врагов народа» стали относиться как к преступникам.

51.Вторая мировая война как проявление кризиса современной цивилизации.

В 1929 году начался мировой экономический кризис. Это был кризис перепроизводства товаров. Каждая страна выходила из нее по – своему. Варианты выхода из кризиса: Свое наиболее яркое выражение один из них (либерально-реформистский) получил в антикризисной политике " в США; второй (социал-реформистский) — характерен для Скандинавских стран, Франции; третий (тоталитарный) вариант государственного регулирования наиболее полно был использо­ван в Германии. В США был разработан курс Рузвельта. Владелец предприятия, уволивший рабочего, был обязан выплачивать ему минимальную заработную плату, пока не найдет работу. По всей Америке организовали бесплатные обеды. В 1933 году к власти в Германии пришла национально – соц-я партия во главе с Адольфом Гитлер. Фашизм явился отражением и результатом развития главных противоречий западной цивилизации. Его идеология вобрала в себя (доведя до гротеска) идеи расизма и социального равенства, технократические и этатистские концепции. Вторая мировая война стала самым крупным военным конфликтом в истории че­ловечества. Военные действия велись на территории 40 государств Европы, Азии и Африки, охватили огромные пространства четырех океанов и прилегающих к ним мо­рей. В орбиту войны оказались втянутыми 61 государство с населением 1 млрд 700 млн человек, то есть 4/5 населе­ния земного шара. Под ружье было поставлено 110 млн человек. Вторая мировая война продолжалась шесть лет, сопровождаясь гибелью массы людей и многочисленными разрушениями. Непосредственным предлогом к нападению на Польшу явилась достаточно откровенная провокация Германии на их совместной границе (г. Гливиц), после чего 1 сентября 1939 г. 57 немецких дивизий (1,5 млн. человек), около 2500 танков, 2000 самолетов вторглись на территорию Польши. Началась Вторая мировая война. Хронологически вторую мировую войну можно разделить на три больших периода. Первый период продолжался с 1 сентября 1939 г. до июня 1942 г. Для него характерен расширяющийся масштаб войны при сохранении превосходства сил агрессоров. Второй период длился с июня 1942 г. по январь 1944 г. — это время перело­ма в ходе войны, в рамках которого инициатива и превос­ходство в силах постепенно оказались в руках антигитле­ровской коалиции. Третий — с января 1944 г. до 2 сентября 1945 г. — заключительный этап войны, в течение которо­го закрепилось превосходство стран антигитлеровской ко­алиции, их армиям удалось разгромить противника, а кризис режимов государств — агрессоров перерос в их крах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: