Гештальтпсихология и её судьбы

В 1912 году появляется публикация Вертгеймера (учился у Кюльпе в Вюрцбурге) по исследованию восприятия и познавательных процессов – «Экспериментальное исследование восприятии движения». Речь шла о т.н. кажущемся движении, фи-феномене. Этот феномен, с точки зрения Вертгеймера, противоречил структурализму Вундта, демонстрировал, что целое больше, чем сумма частей при восприятии.

Идеи гештальтпсихологии проникают в разные области психологии: психологию животных (Келлер), генетическую психологию (Коффка), медицинскую психологию (Гольдштейн), психологию личности и социальную психологию (Левин).

Основные идеи гештальтпсихологии:

Структурность - исходный принцип организации психики! Предмет изучения психологии - сознание, но его понимание должно строиться на принципе целостности.Сознание есть динамическое целое, «поле», каждая точка которого взаимодействует со всеми остальными. Генетически первичным является целое (оно первично по отношению к отдельным частям)

Развитие – постоянная трансформация гештальтов по уровню сложности

Метод исследования гештальтов - непредвзятое, объективное и непосредственное наблюдение и описание содержаний своего восприятия.

Вертгеймер открыл фи-феномен (через щель пропускали свет с различными интервалами времени – возникало восприятие движения) + использовал стробоскоп (вращение изображений создает иллюзию их движения) Вывод: в сознании есть целостные образы (гештальты), неразложимые на элементы.

Понятие фигуры и фона.

Использовали метод феноменологической интроспекции (человек – наивный наблюдатель, ничего не знающий о строении психики)

Ключевая роль в развитии ребенка у восприятия, которое все усложняется.

Понятие инсайта (из-за переструктурирования гештальта)

Опыт Келера с курами: у которых вырабатывалась дифференцировка двух оттенков серого цвета. Куры научались клевать зерна, разбросанные на светлом квадрате, отличая его от находившегося рядом темного. В контрольном опыте тот квадрат, который послужил положительным раздражителем, оказывался рядом с еще более светлым квадратом. Куры и выбирали этот последний. Они, таким образом, реагировали не на абсолютную светлоту, а на "более светлое"

Стремились, чтобы их принципы соответствовали физике, естественным наукам. Но это оказалась лишь видимость, к сознанию такой подход неприменим, поэтому к 1930 школа распалась.

К.Левин

Немецкий психолог-гештальтист К. Левин (1890-1947) изучал личность и ее феномены: потребности, волю, эмоционально-аффективную сферу через применение разработанной им теории поля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: