double arrow

Индивидуальная психология Альфреда Адлера

Индивидуальная психология — направление глубинной психологии, психотерапевтическая система, разработанная Альфредом Адлером в 20-х годах XX века.

В отличие от классического психоанализа, индивидуальная психология считает основой характера врожденное «социальное чувство», нуждающееся в воспитании. Главную роль в структуре и динамике поведения личности играет не бессознательное, а сознание человека, не биологические, а социальные мотивы.

Самая фундаментальная часть подхода Адлера – концепция неполноценности. Начало было положено при работе с больными детьми. Но Адлер вышел за рамки частных вопросов. Идея состояла в том, что любая биологическая неполноценность, болезнь, слабость м.б., но не обязательно, компенсирована. Слабый орган предполагает 2 позиции человека: либо слабое место лелеется в надежде получить какие-то льготы, либо этот орган развивается или другой, компенсирующий. Второй вариант – настоящая компенсация. Многие люди, имеющие в детстве серьёзные проблемы, недостатки добиваются серьёзных результатов, успехов по жизни. Человек, пытаясь компенсировать слабость, включает «мотив роста», сохраняющийся и после преодоления слабости. Таким образом, дело не в слабости, а в отношении к ней.

Кроме внутреннего мотива к росту у человека д.б. «общественное чувство» и «общественный интерес». Уважительное отношение к другим позволяет своё развитие не превращать в насилие над другими. Когда человек достигает чего-либо, то это не связано с дарованиями. Все достижения есть результат обучения, упорства, тренировки социальных навыков.

Социальный неофрейдизм в концепции Фромма выражается в наличии чувства одиночества, определяющего поведение человека. Чем более человек независим от природных факторов, тем более одинок. Разработал концепцию, которую назвал «радикально-гуманистическим психоанализом».

Центральное место в системе Э. Фромма занимает разработка идеи об общественной обусловленности человеческой, в том числе бессознательной, психики.

Хорни считает, что главное – страх и тревоги. Именно они определяют личностные характеристики субъекта, его поведение во враждебной социальной среде (чувство страха и социальное окружение как факторы развития личности).Карен Хорни (1885-1952) поставила проблему социальной (культурной) обусловленности формирования характера человека и неврозов («Невротическая личность нашего времени», «Наши внутренние конфликты»). Считала, что неврозы вызываются нарушениями человеческих взаимоотношений.

Критиковала З.Фрейда за недостаточное отражение значения культурных факторов (критика в основном касалась пансексуализма, Эдипова комплекса, инстинкта смерти, структурного деления психики на Оно, Сверх-я и Я, фаз психосексуального развития, сексуальной этиологии неврозов и др).

Салливен в качестве основополагающего механизма психики видит удовлетворение потребностей безопасной формой при построении межличностного взаимодействия(чувство тревоги и микросоциальное окружение).

Гарри Салливан– автор концепции межличностной психиатрии. Ее основу составляет тезис о роли межличностных отношений в формировании личности и процесса ее развития. Задача воспитания сводится к социальной адаптации человека.

В русле психоаналитической концепции развивается Эго-психология, направление, в центре которого находится исследование проблемы «Эго». Выступает против догматического взгляда, согласно которому психоанализ должен ограничиваться только бессознательным. Дочь Фрейда, А. Фрейд (1895—1982), отталкиваясь от представлений Фрейда о собственных склонностях и тенденциях «Эго», выступила с собственной концепцией. Эта концепция получила название «психологии Эго». Крупным теоретиком этого направления является X. Гартман (1894—1970). К нему принадлежат также Э. Криз, Д. Рапапорт (1911—1961), Э. Эриксон (р. 1902), а также М. Малер, Э. Глоувер, Р. Спитц. Это направление ставит задачей исследовать содержание и происхождение «Эго» как автономного независимого от «Оно» образования, его функции, главной из которых является адаптация к внешнему миру. Рассматривается проблема общения, его формы, функции и роль в развитии ребенка (Малер, Спитц).

Во французской науке большое распространение получил структурный психоанализ Жака Лакана (1901— 1981).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: