Предпосылки марксистско-ленинской перестройки отечественной психологии в предв. годы

Критика основных течений в психологии 1920-1930 гг. шла с точки зрения соответствия идеям марксизма-ленинизма. Рубинштейн в своих работах "Проблемы психологии в трудах Карла Маркса" (1933-1934), "Основы психологии" (1935) осуществляет анализ философии Маркса. С этих позиций предлагает как неразрывные рассматривать основные категории советской психологии – сознание и деятельность. Разрабатывает принципы советской психологии: принцип историзма, психофизического единства, принцип развития, единства теории и практики.

В то же время продолжается развитие идей Л.С.Выготского (умер в 1934 году). На основе марксистских идей он создаёт культурно-историческую концепцию развития психики: низшие психические функции – результат биологического развития, высшие психические функции – результат общественно-исторического развития человечества. Важность культуры для объяснения происхождения высших психических функций, интериоризация и реорганизация – процессы развития психики. Позже идеи реализованы в работах Лурия, А.Н. Леонтьева.

Сергей Леонидович Рубинштейн и разработка им теоретических основ психологической науки в СССР

В ряде своих работ - "Проблемы психологии в трудах Карла Маркса" (1933-1934), "Основы психологии" (1935) и др. Рубинштейн осуществляет глубинный анализ философии Маркса. С этих позиций предлагает как неразрывные рассматривать основные категории советской психорлогии – сознание и деятельность. Разрабатывает принципы советской психологии: принцип историзма, психофизического единства, принцип развития, единства теории и практики. Идеи Маркса об историческом характере сознания, его общественной природе учитывались Рубинштейном при осмыслении и обосновании принципа развития и историзма как базисных опорных точек рассмотрения психики.

В послевоенные годы Рубинштейна обвинили, несмотря на все его заслуги, в космополитизме и отстранили от работы. Однако его идеи были использованы советскими психологами и, прежде всего, А.Н. Леонтьевым при создании теории деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: