Структура общения. ¾ содержание (это информация – вербальная и невербальная, - которая передается при общении)

В общении выделяют:

¾ содержание (это информация – вербальная и невербальная, - которая передается при общении),

¾ цель (то, ради чего человек прибегает к общению),

¾ средства (способы кодирования, передачи, переработки, расшифровки информации при общении).

В зависимости от содержания выделяют следующие виды общения:

¾ обмен предметами и продуктами деятельности,

¾ обмен знаниями,

¾ обмен психическими или физиологическими состояниями (радость, грусть),

¾ обмен интересами, потребностями,

¾ обмен действиями, операциями, умениями, навыками.

В зависимости от целей выделяют следующие виды общения:

¾ биологическое (связано с удовлетворением основных органических потребностей, необходимых для поддержания организма),

¾ социальное (здесь цель – расширить и укрепить контакты между людьми).

В зависимости от средств, используемых в ходе общения, выделяют следующие виды общения:

1) Непосредственное (с помощью естественных органов: руки, голова, голосовые связки, туловище). Непосредственное общение может быть: межиндивидуальным (два человека), камерным (один обращается к небольшой группе) и массовым (один - к большому числу малознакомых или незнакомых людей).

2) Опосредствованное (связано с использованием специальных средств: природных (камень, палка) или технических (печать, радио)).

Общение также зависит от особенностей деятельности, в процессе которой люди вступают между собой в контакт. В данном случае речь идет о таком понятии как профессиональное общение. Один из его видов – педагогическое общение (это система способов взаимодействия педагога и учащихся, содержанием которой является обмен информацией, оказание учебно-воспитательного воздействия и организация взаимопонимания).

Выделяют позитивные и негативные стили педагогического общения.

К позитивным стилям относятся:

¾ устойчиво-положительный (стабильное положительное отношение к ученикам, забота и помощь, деловая реакция на недостатки, любят профессию и детей),

¾ пассивно-положительный (добросовестно выполняют работу, но свойственна сухость в обращении, только требовательность и отсутствие неофициального общения),

¾ неустойчивый (в общем у них эмоционально-положительная установка к учащимся, но отношения зависят от сложившейся в данный момент ситуации, от настроения).

К негативным стилям относятся:

¾ ситуативно-отрицательный,

¾ устойчиво-отрицательный.

В структуре общения принято выделять три стороны: коммуникативную (обмен информацией), интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (восприятие друг друга в процессе общения).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: