В общении выделяют:
¾ содержание (это информация – вербальная и невербальная, - которая передается при общении),
¾ цель (то, ради чего человек прибегает к общению),
¾ средства (способы кодирования, передачи, переработки, расшифровки информации при общении).
В зависимости от содержания выделяют следующие виды общения:
¾ обмен предметами и продуктами деятельности,
¾ обмен знаниями,
¾ обмен психическими или физиологическими состояниями (радость, грусть),
¾ обмен интересами, потребностями,
¾ обмен действиями, операциями, умениями, навыками.
В зависимости от целей выделяют следующие виды общения:
¾ биологическое (связано с удовлетворением основных органических потребностей, необходимых для поддержания организма),
¾ социальное (здесь цель – расширить и укрепить контакты между людьми).
В зависимости от средств, используемых в ходе общения, выделяют следующие виды общения:
1) Непосредственное (с помощью естественных органов: руки, голова, голосовые связки, туловище). Непосредственное общение может быть: межиндивидуальным (два человека), камерным (один обращается к небольшой группе) и массовым (один - к большому числу малознакомых или незнакомых людей).
|
|
2) Опосредствованное (связано с использованием специальных средств: природных (камень, палка) или технических (печать, радио)).
Общение также зависит от особенностей деятельности, в процессе которой люди вступают между собой в контакт. В данном случае речь идет о таком понятии как профессиональное общение. Один из его видов – педагогическое общение (это система способов взаимодействия педагога и учащихся, содержанием которой является обмен информацией, оказание учебно-воспитательного воздействия и организация взаимопонимания).
Выделяют позитивные и негативные стили педагогического общения.
К позитивным стилям относятся:
¾ устойчиво-положительный (стабильное положительное отношение к ученикам, забота и помощь, деловая реакция на недостатки, любят профессию и детей),
¾ пассивно-положительный (добросовестно выполняют работу, но свойственна сухость в обращении, только требовательность и отсутствие неофициального общения),
¾ неустойчивый (в общем у них эмоционально-положительная установка к учащимся, но отношения зависят от сложившейся в данный момент ситуации, от настроения).
К негативным стилям относятся:
¾ ситуативно-отрицательный,
¾ устойчиво-отрицательный.
В структуре общения принято выделять три стороны: коммуникативную (обмен информацией), интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (восприятие друг друга в процессе общения).