Метод опроса

Целью другого психодиагностического метода - метода опроса является получение информации со слов опрашиваемых. Опросы бывают двух типов:

1) "Лицом к лицу" - интервью. Здесь исследователь задает вопросы непосредственно и по определенному плану. Достоинство: возможность варьировать вопросы. Недостатки: из-за отсутствия анонимности могут быть нечестные ответы, позволяет охватить небольшое количество человек.

2) Заочный опрос - анкеты, предназначенные для самостоятельного заполнения. При составлении анкет учитываются следующие требования:

¾ каждый вопрос должен быть логически отдельным,

¾ вопросы не должны быть слишком длинными,

¾ каждый вопрос должен быть конкретным,

¾ вопросы должны формулироваться так, чтобы избежать шаблонных ответов,

¾ вопросы не должны иметь внушающего характера ("не согласны ли вы?"),

¾ вопросы, касающиеся событий и фактов, ставятся вначале, затем - более сложные вопросы, требующие оценки, и в конце - простые,

¾ для достоверности данных могут использоваться не только прямые, но и косвенные вопросы, а также контрольные вопросы (детекторы лжи).

Достоинства: возможность массового охвата большого количества лиц в небольшой срок, анкета гарантирует анонимность и потому искренность ответов, легкость обработки, проведение анкет не требует квалификации.

Всем методам опроса свойственна некоторая ограниченность. Эти методы основаны на самонаблюдении опрашиваемых, поэтому даже если испытуемые отвечают искренне, эти ответы могут быть чисто субъективными и поэтому не всегда верными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: