Административно-территориальное устройство и национальный состав Таврической губернии до ХХ-го в


Таврическая губерния была разделена на семь уездов. Из них пять (Симферопольский, Левкопольский, Феодосийский, Евпаторийский и Перекопский) располагались на территории полуострова, а три – на материке. В 1837 г. из Симферопольского уезда выделился Ялтинский, и такое устройство сохранялось практически неизменным до распада Российской империи [1].

С самого начала Крымский полуостров находился на особом положении. Большую часть населения составляли крымские татары. В феврале 1784 г. по Императорскому указу татарской феодальной знати были предоставлены права российского дворянства, большинство её представителей получило земли. Всем жителям полуострова были предоставлены определенные свободы, в частности свобода вероисповедания, свобода передвижения, они были освобождены от воинской повинности. Представители мусульманского духовенства освобождались от уплаты налогов. Серией законодательных актов татарские и ногайские поселяне были приравнены к различным категориям крестьян Российской Империи.

В 1827 году татарское население получило право иметь в собственности недвижимое имущество. Местные земледельцы могли свободно продавать и закладывать свои земли, а обрабатывавшие помещичьи наделы осуществляли эту деятельность по найму и имели право переходить к другим помещикам или на казенные земли. «Казенным поселянам», наделявшимся государственной землей, разрешалось также заниматься виноделием, добычей соли, ловлей рыбы, ремеслами и торговлей. В первой половине XIX века крепостных крестьян в Крыму было всего около 5 тыс. человек, т.е. 4% сельского населения. Таким образом, положение жителей Крымского полуострова было значительно лучше, чем в других российских губерниях.

В течение XIX-го в. крымские татары несколько раз эмигрировали, и к началу ХХ-го в. составляли меньшинство крымского населения. На освободившиеся земли правительство переселяло выходцев из центральных районов России и Малороссии, а также иностранных колонистов – немцев, греков, болгар, армян и других, вследствие чего в XIX-м в. Крым являлся одним из самых многонациональных регионов Российской империи. Накануне 1917 г. национальный состав Таврической губернии выглядел следующим образом: более 50% – русские и малороссы, около 25% – крымские татары и 25% – другие национальности [2].


Образование Крымской республики и Великая Отечественная Война

После революции 1917 г. власть в Крыму перешла от губернатора к уполномоченному Временного правительства. В то же время, частично благодаря удобному географическому положению, на полуострове возникают автономистские движения. Их представляли как крымскотатарские политические организации, так и еврейские, и русские. В период 1917-1920 гг. власть в Крыму неоднократно переходила в руки различных правительств, большевиков и белых: Совет Народных Представителей, Социалистическая Советская республика Тавриды, правительство С. Сулькевича. После немецкой оккупации в 1919 г. ненадолго власть опять перешла к большевикам, была образована Крымская ССР. В 1920 г. власть в Крыму захватил барон Врангель, и полуостров стал главным отправным пунктом белоэмигрантов.

Для борьбы с Врангелем в Красной Армии создали Южный фронт, которым командовал Михаил Фрунзе. В ноябре 1920 Красная армия прорвала оборону белых в Перекопе и вошла в Крым. Остатки белых покинули полуостров, и в Крыму окончательно установилась власть большевиков. Сразу же встал вопрос о статусе Крыма: войдёт ли он в состав РСФСР как область или как автономная республика. 18 октября 1921 г. СНК РСФСР принял решение об образовании Крымской Автономной Социалистической Республики. Через месяц была принята первая конституция новой республики. Крымские татары пользовались преимуществами при выдвижении на руководящие посты, что создавало иллюзию национальной автономии.

Новое правительство бросило все силы на борьбу с голодом: весной 1922 около 70% населения, 500 тысяч человек, страдали от голода. Общее число погибших от голода к 1923 составило более 100 тысяч человек, из них 75 тысяч – крымские татары [3]. В 1920-х гг. советское правительство предприняло попытку создания в Крыму еврейской автономии, переселив туда евреев из центральных областей России. Однако эта попытка провалилась. Согласно переписи населения 1939 г. в Крыму насчитывалось 1 126 429 жителей, Из них русских было 598 481 (49,6%), татар 218 179 (19,8%), украинцев 154 120 (13,7%), немцев 65 452 (4,6%) [2]. По Конституции СССР 1936 года Крымская АССР вошла в состав РСФСР (ст.22). Высшим органом государственной власти АССР и единственным законодательным органом являлся Верховный Совет АССР (ст.89, 91 Конституции СССР).

Уже в 1930-е гг. между татарским населением и официальной властью возникло отчуждение вследствие политики советской власти: раскулачивания и активного наступления на ислам. Этим воспользовались немцы во время Великой Отечественной войны. Немецкая оккупация длилась 2,5 года с ноября 1941 г. по май 1944 г. Германское командование пыталось в своих интересах использовать национальное татарское движение, создавая мусульманские комитеты и татарские военные формирования для борьбы с партизанами. По разным данным, в этих формированиях участвовали от 10 до 50 тысяч татар [2]. В то же время татары воевали в советских частях и участвовали в движении сопротивления. Однако И. Сталин объявил, что татары являются «предателями», и 18 мая 1944 г. 187859 крымских татар были депортированы в Узбекистан «за пособничество оккупантам». За ними в июне 1944 с Крымского полуострова были выселены 12420 болгар, 15040 греков, 9620 армян и 50 тысяч немцев. После смерти И. Сталина в отличие от других депортированных народов крымским татарам не разрешили вернуться на родину, что позднее послужило возникновению национального движения за возвращение. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 июня 1945 года Крымская АССР была преобразована в Крымскую область [4], что также стало следствием послевоенных действий по отношению к татарскому населению.
Передача Крыма Украине


Неожиданный поворот в судьбе Крыма произошёл 19 февраля 1954 г., когда постановлением президиума ВС РСФСР полуостров был передан в состав Украины. В этот год отмечалось 300-летие присоединения Украины к России, к которому Н. Хрущёв и приурочил свой подарок. Как считают исследователи, среди причин «щедрости» Н. Хрущёва можно отметить его стремление заручиться поддержкой партийных лидеров Украины путём присоединения Крыма к её территории, а также тесные экономические связи Украины и Крыма, что могло помочь в развитии региона, испытывающего послевоенный кризис. Однако каких-либо существенных обоснований этому поступку не было, кроме того, при принятии решения о передаче не учитывался национальный фактор. Так, численность русского населения в Крыму постоянно росла и по итогам переписи 1979 года русских было в 2,5 раза больше, чем украинцев, а численность татар составляла всего 13 тысяч человек. По переписи 1989 г. русское население Крыма составляло 67%, а украинцев 25% [1]. В 1954 г. никто не предполагал, что СССР может развалиться, и что формальная передача Крыма причинит в будущем столько проблем.

Как же происходила передача Крымского полуострова, какими законодательными актами было оформлено это событие? Первый проект Указа Президиума Верховного Совета СССР о передаче Крыма был утверждён 25 января 1954 г. 5 февраля Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР» и отправил на утверждение Президиума ВС СССР. В то же время Председателю Президиума К. Ворошилову был направлен проект совместного постановления Президиумов Верховных Советов РСФСР и УССР о предеаче Крымской области для утверждения. 19 февраля президиум Верховного Совета СССР в соответствии с решением ЦК собрался для рассмотрения вопроса о передаче Крымской области, утверждён проект Указа Президиума Верховного Совета СССР «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР» [5], и этот указ был утверждён 26 апреля 1954 г. 2 июня 1954 г. принят закон о внесении изменений в Конституцию РСФСР, этим законом Крымская область исключалась из состава РСФСР. Однако в самом Законе, как и в Указе от 19 февраля, нет четкой формулировки: «Передать Крымскую область и утвердить изменение границ между РСФСР и УССР».

Во всех указах основания для передачи Крыма довольно общие: общность экономики, территориальная близость, культурные связи. Между тем, юридическое оформление этого акта составлено наспех и при ближайшем рассмотрении оказывается не совсем законным. Все указы и законы, касающиеся передачи Крымского полуострова, утверждены Президиумами Верховных Советов РСФСР и УССР. Но согласно Конституции 1937 г. Президиум Верховного Совета РСФСР не обладает полномочиями решать вопросы территориальной целостности РСФСР. Более того, в 16 ст. Конституции РСФСР содержится положение о том, что территория РСФСР не может быть изменена без согласия РСФСР. Ни Президиум Верховного Совета РСФСР, ни сам Верховный Совет не обладали полномочиями давать согласие РСФСР. Вопрос об изменении территории РСФСР можно было решить только путём референдума, но его в 1954 г. не проводили. Подводя итог, можно сказать, что все акты 1954 г. о передаче Крыма Украине были приняты государственными органами, не имеющими полномочий решать подобные вопросы, то есть эти акты нарушили действующее законодательство и юридической силы не имеют.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: