Крым после распада СССР

19 января 1990 г. Б. Ельцин и Л. Кравчук подписали договор, Статья 6 которого гласила: «Высокие договаривающиеся стороны признают и уважают территориальную целостность РСФСР и УССР в ныне существующих в рамках СССР, границах» [2]. Когда в ходе обсуждения депутаты коснулись проблемы Крыма и Севастополя, министр иностранных дел России А. Козырев заявил, что в случае каких-либо изменений существующего положения эту формулировку можно подкорректировать. Однако после распада СССР официальная Москва не стала выдвигать территориальных претензий к независимой Украине. Подписывая документы о создании СНГ, Россия и Украина также признали то, что у них нет территориальных претензий друг к другу.

В январе 1991 г. состоялся Общекрымский референдум, на котором 93% населения Крыма высказались «за воссоздание Крымской АССР как субъекта Союза ССР» [6], а большая часть населения признала себя, так же как и территорию Крымского полуострова, русскими. 12 февраля 1991 г. Украина приняла закон, по которому была восстановлена Крымская Автономная Советская Социалистическая Республика в пределах территории Крымской области в составе Украинской ССР. Таким образом, воля крымского населения, высказанная на референдуме, не была учтена.

Уже после провозглашения Украиной независимости 24 августа 1991 г. положение Крыма стало крайне неопределённым. В августе и осенью 1991 года в Крыму образовался ряд общественных организаций, начавших борьбу за внешнее самоопределение полуострова, к ним присоединились и многие уже существовавшие группы, это «Республиканское движение Крыма» (лидер Ю. Мешков), «Движение 20 января» (профессор В. Сагатовский), «Демократическая Таврида», Русское общество Крыма (А. Лось). В сентябре 1991 г. Верховный Совет Крымской АССР принял Декларацию о государственном суверенитете Крыма, и на её основании в феврале 1992 г. было принято новое название – Республика Крым.
В январе 1992 г. Верховный Совет РСФСР и Россия выступили с инициативой рассмотреть вопрос о конституционности решений 1954 г., и хотя Украина отклонила это предложение, проект был осуществлён. Совсем недавно было обнародовано Постановление Верховного Совета РФ от 21 мая 1992 г., в котором факт передачи Крыма в 1954 г. признавался незаконным и предлагалось урегулировать вопрос при участии Украины и Крыма [9].

Это постановление так и не было приведено в исполнение. Украина же обосновывает свои права на территорию Крыма следующими аргументами:
– ст.5 Соглашения о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года, говорящую о признании и уважении взаимной территориальной целостности и неприкосновенности существующих границ в рамках Содружества;
– Алма-Атинскую декларацию от 21 декабря 1991 года, подтвердившую этот подход;
– ст.3 Устава СНГ от 22 января 1993 года, закрепившую среди взаимосвязанных и равноценных принципов отношений внутри СНГ как нерушимость государственных границ, признание существующих границ и отказ от противоправных территориальных приобретений, так и территориальную целостность государств и отказ от любых действий, направленных на расчленение чужой территории;
– Декларацию о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств – участников СНГ от 15 апреля 1994 года.
Однако все эти аргументы беспочвенны, так как изначально документы о передаче Крыма не имеют юридической силы.

В апреле 1992 г. Верховный Совет Украины принял Закон о разграничении полномочий между Украиной и Республикой Крым, в котором закреплялся статус Республики Крым как составной части Украины. В ответ Республиканское Движение Крыма собрало более 200 тысяч подписей за проведение референдума о независимости Крыма. В мае Верховный Совет Республики Крым принял Акт о провозглашении государственной самостоятельности республики, ввёл в действие Конституцию Республики Крым и принял постановление о проведении общекрымского референдума 2 августа 1992 г. Но уже в июле 1992 г. Верховный Совет Республики Крым наложил бессрочный мораторий на проведение общекрымского референдума о независимости Республики Крым.

В июне 1992 г. президент Украины отдал распоряжение паспортной службе приступить к проставлению в паспортах жителей Крыма и Севастополя штампа «гражданин Украины». Правительство Украины считало, что перейдя в состав Украины, Крым автоматически приобрёл её гражданство, что является довольно спорным моментом. Во-первых, в акте о передаче Крыма не предусматривалось изменения гражданства населения республики. Во-вторых, Положение о гражданстве от 1931 г. утверждало, что население конкретной республики имеет право выбирать гражданство, если оно считает себя связанным с этой республикой по национальности или происхождению. Являясь гражданами СССР и РСФСР, жители Крыма не заявляли об отказе от гражданства РСФСР и желании получить гражданство Украины. Референдум 1991 г. также показал, что большая часть населения признаёт себя русскими. Таким образом, можно считать, что украинское гражданство населения Крыма незаконно, и жители полуострова по-прежнему сохраняют гражданство России как преемницы РСФСР.

В октябре 1993 г. в Крыму была введена должность Президента республики Крым. Победу на выборах 30 января 1994 г. одержал сторонник сближения с Россией Ю. Мешков. К осени назрел острый конфликт между законодательной и исполнительной ветвями власти, и в начале сентября Верховный Совета республики Крым существенно уменьшил полномочия её президента. В ответ 11 сентября 1994 г. Ю. Мешков распустил крымский парламент и принял на себя всю полноту власти. 17 марта 1995 г. Верховный Совет Украины отменил крымскую конституции, принятую Мешковым, и сам пост Президента республики Крым [10]. Таким образом, Ю. Мешков был единственным президентом Крыма.

Акты 17 марта 1995 г. также являются довольно спорными с юридической точки зрения. Украина в одностороннем порядке изменила правовой статус Крыма, с одной стороны, сохранив наименование «Автономная Республика Крым», с другой стороны, назвав эту автономию не политической, а административно-территориальной. Упразднение поста действующего президента, избранного населением автономной республики, также является нарушением норм международного права.

В 1996 г. Украина приняла Конституцию, ст. 134 которой признаёт Автономную Республику Крым неотъемлемой частью Украины, и представляет органам власти Украины широкие полномочия в отношения Крыма. В декабре 1998 г. Украина утвердила новую Конституцию Автономной Республики Крым, отличительной чертой которой стало тщательное описание полномочий органов АРК.
21 октября 1998 г. была принята Конституция Автономной Республики Крым, которая была введена в действие 11 января 1999 г. 18 октября 2000 г. Верховная Рада АРК утвердила Гимн Автономной Республики Крым.
21 ноября 2013 года в Киеве начался "Евромайдан" - массовая акция протеста в ответ на приостановку украинским правительством процесса подготовки к подписанию соглашения об ассоциации между Украиной и Евросоюзом. Протесты сопровождались столкновениями с органами правопорядка, в результате которых со стороны протестующих погибло около 100 человек, а со стороны силовых органов 17. В результате вечером 21 января 2014 г. президент Украины Янукович сбежал из Киева и власть перешла к оппозиции.
Требования «Евромайдана» не нашли широкой поддержки в Крыму. В конце февраля на полуострове прошли митинги, участники которых отказались поддержать новое руководство республики. В ходе акций протеста произошла смена руководства Крыма - премьер-министром стал лидер Всекрымского общественно-политического движения «Русское единство» и депутат Верховного Совета Автономной Республики Крым Сергей Валерьевич Аксёнов. Новое крымское руководство объявило о том, что не признаёт новую киевскую власть и назначило на 16 марта референдум о присоединении полуострова к России.
На референдум было вынесено 2 вопроса: «Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта РФ?», «Вы за восстановление действия Конституции Республики Крым 1992 г. и за статус Крыма как части Украины?».
Явка, по официальным данным, составила около 83 процентов избирателей. Из тех, кто пришел на избирательные участки, 96,6 процента высказались за воссоединение с Россией[16].
После объявления результатов референдума 17 марта парламент Крыма провозгласил полуостров независимым государством. После этого Крым обратился к РФ с официальной просьбой о присоединении в качестве субъекта федерации.
18 марта Президент РФ Владимир Путин, глава правительства Крыма Сергей Аксенов, спикер крымского парламента Владимир Константинов и глава Севастополя Алексей Чалый подписали договор о включении Крыма и Севастополя в состав России в качестве новых субъектов.
В этот же день украинский МИД заявил о том, что Украина отказывается признать договор о присоединении Крыма к РФ.
В связи с этим референдумом многие вспоминают и о турецких притязаниях на Крымский полуостров 200-летней давности, ссылаясь на Кючук-Кайнарджийский мирный договор от 15 июля 1774 г. Так, Крым передавался России с условием, что в случае получения им независимости (хотя вопрос о независимости о референдуме не ставится) Османская империя может вернуть его себе. Вот как это обозначено в договоре:
Доколь российские императорские войска пребудут в отдаваемых Блистательной Порте провинциях, правление и порядок в оных имеют остаться так властно, как в настоящее время суть оные под обладанием их, и Порта на то время и до срока выхода всех войск вступаться в оные не имеет. <…> Не прежде войскам Блистательной Порты вступить в отдаваемые крепости и не прежде оной власть свою внесть и коснуться отдаваемых земель, как об оставлении каждой из оных российскими войсками командир оных уже уведомит определенную к тому начальствующую особу со стороны Порты Оттоманской.[12]

Сами турки признают мир с Россией заключённым после договора 1783 г., в котором о независимости Крыма не упоминается [13]. Проблема с Кючук-Кайнарджийским миром является надуманной, так как после него были подписаны и другие договоры, определяющие границы и статус Крыма. Кроме того, Турецкая республика является правопреемницей не всей Османской империи, а лишь её части. В своё время это позволило республике Ататюрка снять со страны международный финансовый контроль и не выплачивать полностью османские долги. Выдвигать территориальные претензии не выгодно турецкому правительству, так как позиции Турции гораздо слабее, чем у Российской Федерации [14].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: