Проблема Севастополя и Черноморского флота

С самого основания в 1783 г. Севастополь имел особые привилегии. Во время Крымской войны 1854-55 гг. и в 1941-42 гг. в Севастополе разворачивались ожесточённые сражения русских войск с англичанами, французами и фашистской Германией. По Парижскому миру 1856 года России было запрещено держать флот в Севастополе, и он до 1871 года был превращен в торговый город и таможенную станцию. В 1871 году, после отмены Парижского мира, царь Александр II подписал указ о восстановлении Севастополя как главного военно-морского порта России на Черном море. В 1890 г. Севастополь получил статус крепости 3-го класса. После Великой Отечественной войны, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 октября 1948 г., Севастополь был выведен из состава Крымской области и стал городом республиканского подчинения. В первую очередь особый статус был связан с необходимостью восстановления города, почти полностью разрушенного во время войны. Однако он не был отражён в Конституции РСФСР, в которой и сам статус города республиканского подчинения не был чётко определён.

Все финансовые и организационные функции в административно-территориальных границах Севастополя осуществлялись под непосредственным руководством Совета Министров СССР, без какого-либо участия Совета Министров Украинской ССР, вплоть до 8 декабря 1991 г. Указы от 5, 19 февраля и 26 апреля 1954 г. о передаче Крыма не содержат какого-либо упоминания о Севастополя, хотя из-за наличия у города особого статуса следовало бы сделать оговорку при передаче его Украине. Существует ещё одна деталь: данными актами в состав УССР передавался не Крымский полуостров, а Крымская область, в состав которой Севастополь не входил с 1948 г.

Хотя Севастополь является главной базой Черноморского флота СССР и России, ни в 1954 г., ни после принадлежность Севастополя нигде не оговаривалась, но по умолчанию он считался русским городом. На это есть основания: указ «О выделении города Севастополя в самостоятельный административно-хозяйственный центр» от 29 октября 1948, по которому город переходил в федеральное подчинение РСФСР [8], никто не изменял и не отменял. Российская Федерация является преемницей РСФСР и вправе осуществлять государственный суверенитет над городом Севастополем. Таким образом, акты Украинской ССР, что Севастополь находится под украинской юрисдикцией, неправомерны. По данным переписи 1989 г., в Севастополе проживало 393.015 человек, из них 74,5% русских, 20,6% украинцев, а русский язык считали родным 85,7% населения [2].

Самой острой проблемой в Крыму после распада СССР стал Черноморский флот. В 1990 г. в его составе насчитывалось 833 корабля и судна, в том числе 28 подводных лодок, 2 противолодочных крейсера, 6 ракетных крейсеров (БПК), 20 эсминцев и БПК (фрегатов УРО), около 40 СКР и около 30 малых ракетных кораблей и катеров, около 70 тральщиков, около 50 десантных кораблей и катеров, около 100 боевых и вспомогательных катеров, 410 единиц морской авиации. Численность личного состава составляла около 100 тыс. человек [2]. С осени 1991 г. командующим флотом являлся адмирал И. Касатонов. 30 декабря 1991 года страны-участники СНГ подписали ряд документов по военным вопросам, по которым Министерство Обороны бывшего Союза подлежало ликвидации, а вместо него создавалось Главное командование Вооруженных сил Содружества независимых государств. Государства СНГ получали право создавать свои вооруженные силы на базе частей и подразделений ВС СССР, которые дислоцировались на территории этих государств, за исключением тех из них, которые признавались «стратегическими силами» и должны были остаться под объединенным командованием СНГ.

В первые дни 1992 г. президент Украины Л. Кравчук заявил о начале создания Вооружённых сил Украины, и правительство начало приводить к присяге на верность Украине войска, расположенные в республике. 4 января 1992 г. на заседании Военного Совета флота было решено не принимать украинскую присягу, пока руководители двух государств не договорятся окончательно кому должен принадлежать Черноморский флот. Адмирал И. Касатонов заявил, что флот подчиняется командованию Военно-морского флота бывшего СССР – СНГ и не будет выполнять приказов Министра обороны Украины.

Встал вопрос о разделении Черноморского флота. Между тем в Севастополе в ряде частей и подразделений флота при участии Министерства обороны Украины были созданы организации Союза офицеров Украины, в которые объединились сторонники перехода Черноморского флота под украинскую юрисдикцию. На сторону Украины удалось перевести особые отделы частей флота, военную прокуратуру и трибунал. В течение января - марта 1992 года украинскую присягу приняли ряд частей флота, дислоцировавшихся преимущественно за пределами Крыма, а также на Крымской базе ЧФ в Донузлаве, в том числе батальон морской пехоты. Адмирал Касатонов отказался от встречи с депутатами украинского парламента и представителями Министерства обороны Украины, вследствие чего Л. Кравчук потребовал отстранить Касатонова от должности.

5 апреля 1992 г. президент Украины подписал Указ «О неотложных мерах по строительству вооружённых сил Украины», который предписывал сформировать ВМС Украины на базе Черноморского флота, находившегося на территории страны. 7 апреля вышел указ Б. Ельцина «О переходе под юрисдикцию РФ Черноморского флота». Стороны находились на грани конфликта.

23 июня 1992 г. состоялась встреча президентов обеих стран в Дагомысе. Украина и Россия договорились о разделении Черноморского флота на украинский и российский, а на переходный период оставить флот под объединённым командованием. Таким образом, в результате встречи ситуация практически не изменилась. Затем последовали переговоры в Ялте, которые так же ничего не решили.

В начале 1993 г. встал вопрос о финансировании флота. В апреле Б. Ельцин подписал Указ о повышении денежного довольствия военнослужащим Черноморского флота. В ВМС Украины же денежное содержание осталось прежним, а так как финансирование флота проходило через украинские банки, Министерство обороны Украины попыталось сократить выплаты российским военнослужащим. В ответ более 200 кораблей Черноморского флота подняли российские андреевские флаги. Ситуация вышла из-под контроля Киева.

18 июня президенты Украины и России встретились в Москве, они подтвердили решение о будущем разделе Черноморского флота по схеме 50 на 50 в течение 1993-1995 гг. включительно и подписали соглашение о разделе не только кораблей, но и береговой инфраструктуры. Тем самым было подтверждено то, что Россия сохраняет за собой базу в Севастополе. 9 июля 1993 года ВС России рассмотрел вопрос о Севастополе и принял Постановление о статусе города, в котором объявил о переходе его под российскую юрисдикцию [9].
В 1996 г. Украина приняла Конституцию, которая запрещала размещение иностранных военных баз на территории государства. Однако для «существующих баз» было сделано исключение: одно из так называемых переходных положений Конституции гласит: «Использование существующих военных баз на территории Украины для временного пребывания иностранных воинских формирований возможно на условиях аренды в порядке, определенном международными договорами Украины, ратифицированными Верховной Радой Украины».

28 мая 1997 г. в Киеве премьер-министр России В. Черномырдин подписал документы о взаиморасчётах, о статусе, условиях пребывания и параметрах раздела Черноморского флота. В соответствии с ними Россия арендовала базу, акваторию и инфраструктуру Черноморского флота сроком на 20 лет. Согласно договоренностям 525 боевых кораблей и судов обеспечения разделялись между Россией (271) и Украиной (254) в соотношении 50 на 50. При этом Украина передавала России в порядке взаиморасчетов 117 кораблей и судов, стоимость которых определялась около 520 млн. долларов, в счет погашения долга по российским кредитам. Соглашения предусматривали, что Черноморский флот России разместится в трех из пяти основных бухт Севастополя – Севастопольской, Южной и Карантинной, а ВМСУ будет использовать Стрелецкую бухту, одна из бухт должна быть демилитаризована. У России оставались аэродромы в Гвардейском и в Каче, а также ряд небольших военных объектов на крымском побережье [2]. Стороны достигли компромисса по проблеме взаиморасчетов и арендной платы. Согласно документам, ежегодная сумма арендной платы определялась в 97,7 млн. долларов, которые будут погашаться в счёт долга Украины перед Россией за поставки нефти и газа. 31 мая 1997 г. Б. Ельцин и Л. Кучма подписали Договор «О дружбе, сотрудничестве и партнёрстве между Российской Федерацией и Украиной», но он так и не был ратифицирован.

В результате украино-российского противостояния в Крыму пострадал больше всего Севастополь. Отторгнутый от территорий республики, город находился в экономическом кризисе: все средства от аренды поступали в центральный бюджет, а присутствие военного флота делает невозможным развитие города как курорта или торгового порта.

Отношения между Россией и Украиной вновь обострились после избрания в 2004 г. новым президентом Украины В. Ющенко. В апреле 2005 г. он заявил, что статус Черноморского флота нуждается в пересмотре. Министр иностранных дел Украины Б. Тарасюк также высказался, что пребывание российского флота в Севастополе после 2017 г. продлеваться не будет, так как это противоречит национальным интересам Украины.

23 марта 2005 г. российский десантный корабль «Николай Фильченков» проводил учения в районе Керчи, во время которых украинские пограничники заявили о незаконности действий российских военных. Далее Украина предъявила России претензии по оплате аренды украинской территории для размещения Черноморского флота РФ и выразила недовольство нарушениями законодательства Украины об охране окружающей среды. В то же время между Россией и Украиной начался конфликт из-за цен на поставки российского газа.

В мае 2008 г. во время празднования 225-й годовщины Черноморского флота Украина заявила о неприемлемости осуществления парада кораблей Черноморского флота РФ, военно-спортивного праздника и показа военной техники. В конце мая МИД Украины ещё раз повторило, что договор о базировании российского флота продлеваться не будет.

Столкновения российских военнослужащих и украинских властей в Крыму продолжались до 2010 г., когда глава МИД Украины К. Грищенко выступил с заявлением, что базирование в Крыму Черноморского флота РФ не представляет угрозы для Украины. 21 апреля 2010 г. президенты России и Украины подписали в Харькове соглашения о продлении срока аренды пунктов базирования Черноморского флота в Крыму после 2017 г. ещё на 25 лет с возможностью продления [11]. Соглашения были ратифицированы обеими сторонами 29 апреля 2010 г.

23 февраля 2014 года в Севастополе на народном сходе, который не признал новую власть в Киев был провозглашён мэром города Севастополь Алексей Михайлович Чалый, руководитель промышленной группы «Таврида Электрик». 24 февраля 2014 года сессия городского совета Севастополя утвердила А. М. Чалого главой исполнительного комитета города, а бывший руководитель города Владимир Яцуба официально подал в отставку, объяснив это тем, что «руководителей, которые его назначили, нет». Однако прошение об отставке Владимира Яцубы официально не было удовлетворено, и новая киевская власть не признала Алексея Чалого мэром, так как главу городской администрации назначает президент Украины, и им может стать только гражданин Украины (у Чалого российское гражданство). Украинские власти считают действующим мэром заместителя Яцубы Федора Рубанова.

Однако, в силу того, что фактически киевская власть не контролирует ситуацию в Крыму и Севастополе, фактическим руководителем города стал Алексей Чалый.
6 марта горсовет Севастополя принял решение о вхождении Севастополя в состав Российской Федерации в качестве субъекта Российской Федерации и постановил провести 16 марта 2014 года референдум о статусе Крыма. В Севастополе явка составила 89,51%, 95,6% проголосовали за воссоединение Крыма с Российской Федерацией[15].



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: