Заселение «дикого поля»

Когда автобус, идущий по асфальтированной трассе Воронеж-Ростов, оставит позади себя Александровку Донскую и поднимется на небольшую возвышенность, то перед взором пассажиров вдруг откроется широкая панорама неизвестного им города. От белеющих Меловых гор и зеленой дубравы Большого леса растянулся он к востоку километров на пять и затерялся в дымке черноземной степи.

Это старинный русский город Павловск.

В начале XVII века к югу и востоку от того места, где впадает река Осередь в Дон, расстилались, исчезая вдали, обширные, бескрайние степи, поросшие такими могучими травами, что в них скрывался всадник вместе с лошадью. Осенью по степи ходили волны серебристой и гибкой ковыль-травы, а двухметровые кусты колючего татарника с ярко-Малиновыми шапками цветов алели на высоких курганах, возвышаясь над степью, как стяги древнерусских воинов.

Богат был и животный мир этого края. Дрофы, куропатки, перепела, зайцы, лисы, волки, степные орлы в изобилии населяли эти никогда и никем не пуганные степные просторы, а в районе нынешнего города Боброва носились по степи табуны диких лошадей. Не было еще в этих безлюдных местах ни городов, ни селений с постоянными оседлыми жителями, ни дорог, ни переправ через реки, и лишь в летнее время приходили сюда из прикаспийских степей и Приазовья кочевые народы, следуя в телегах за своими огромными стадами овец и коров и табунами лошадей. Но и они недолго оставались на одном месте. Как только скот съедал траву, они двигались в своих повозках дальше по степи.

До самого Каспийского моря на восток и до Азовского моря на юг расстилались огромные степи, прозванные на Руси «Диким полем». Но там, где через степи пролегла голубая лента реки, возвышались могучие кроны многовековых дубрав. В прибрежьях Дона, Битюга и Осереди росли непроходимые девственные леса из дуба и липы, к которым никогда не прикасалась рука человека. Здесь водились куницы, горностаи, бобры, пеликаны, а в Шиповом лесу - медведи. Помимо зверей и птиц, реки и озера этого края были полны рыбой, а в старых дуплистых деревьях жили дикие пчелы.

Эти незаселенные людьми места сдавались в аренду отдельным лицам для добычи там зверя, рыбы, меда и назывались сначала «ухожьями», а впоследствии «юртами». Ухожьи арендовали игумены монастырей с братиею, богатые крестьяне, атаманы острогожских украинских казаков, а также зажиточные стрельцы из Воронежа и Тамбова. За арендуемые лесные и речные угодья они платили деньги в государственную казну. О том, какое количество рыбы пущного зверя добывалось в Битюцком и Серецком (Осередском) ухожьях в 1624 году, видно из сохранившегося документа того времени «Ограбление крестьянина-откупщика Г Побежилылова». Крестьянин Лебедянского уезда Гришка Побежимов взял в аренду земли, расположенго по Битюгу и Осереди, а воронежские казаки Димка Даншин и Васька Казаков отняли у него добытую им в ухожьях рыбу и шкуры пушных зверей: «И как он, Гриша, ехал с рыбной с-ловли, и те де казаки Демка да Васька, умысля устерегши ево на дороге, ево, Гришку, били и грабили; а взяли де у нево, Гришки, те казаки Демка и Васька грабежом рыбы сто три сазаны, да щук и лещей и всякие рыбы десять возов, да денег сорок рублев, да дватцать пять куниц, да дватцать пять лисиц».

(Воронежские акты. Древние грамоты и другие письменные памятники, касающиесяВоронежской губернии и частью Азова. Собраны и изданы К.Александровым-Долъником и Н.Второвым, кн. 3.,Воронеж, 1853 год, стр. 13-15).

Если судить по тому, что охота на пушных зверей проходит только в зимний период, то и в рыба (10 возов и 103 сазана) была наловлена Гришкой Побежимовым тоже за одну зиму.

О том, какое количество меда добывалось в этих же ухожьях в 1672 году, видно из грамоты

царя Алексея Михайловича «О сборе оброчных денег и меду с Битюцкаго и с Серецкагоухожий», отосланной в Воронеж стольнику и воеводе Михаилу Федоровичу Самарину: «... послана Наша, Великого Государя, грамота на Воронеж, к воеводе к Борису Бухвостову, а велено ему Воронежского уезду с Битюцкаго и Серецкагоухожья оброчные деньги... триста пятьдесят четыре рубля шестнадцать алтын четыре денги, да меду двадцать пудов доправить».

(Материалы для истории Воронежской и соседних губерний. Воронежские акты. Издание Воронежского губернского статистического комитета. Том первый. Воронеж, 1887 год, документ №65).

Двадцать пудов меда - это была только плата в государеву казну с пяти человек, у которых были «бортыяухожья... в отдаче», то есть в аренде. Надо полагать, что из всего добытого меда немалое количество его оставалось и самим арендаторам.

Но начиная с 1640 года на побережье Дона и впадающих в него с правой и с левой стороны рек начинают переселяться на «вольные» земли с разрешения и без разрешения русских царей польские и литовские украинцы, которые проживали на правом берегу Днепра и находились в зависимости от Польши и Литвы. Поток переселенцев особенно возрос с того времени, когда в 1596 году римский папа заключил союз с правительством Речи Посполитой и с ее помощью навязал Брестскую унию украинскому народу. По этой унии объединялись православные и католические церкви, но с тем условием, что руководящая роль должна быть признана за римским папой. Поляки и литовцы оскверняли православную религию и ее обряды, насильно Заставляли украинцев принимать католическую веру, и если те не соглашались, то разоряли их церкви, а людям «всякое злое поругание чинили».

Вот что писал в 1654 году запорожский гетман Богдан Хмельницкий в своем письме к русскому царю Алексею Михайловичу о насилии польских панов и литовских князей над украинским народом: «Паны Рада и вся Речь Посполитая на православную Христианскую веру Греческого закона и на святые Божия восточныя церкви возстали и гонение учинили большое, и От истинной православной Христианской веры учали их отлучати и неволити к своей Римской вере, и в иных местех в Коруне и Литве благочистивыя церкви печатали, а в иных учинили Унию, и всякия над ними гонения и поругания и злости нехристиянския чинили. И хотя православную Христианскую веру искоренити и святыя Божии церкви доконца разорит, войска свои на них собрали, и многие городы и места, и в тех городах и местах святые Божии церкви осквернили, и обругали, и разорили, православных Христиан духовного мирского чина и многих невинно замучили...».

(Полное собрание законов Российской Империи, повелением государя императора Николая Павловича составленное.Собрание Первое с 1649 по 12 декабря 1825 года, стр. 343).

Не перенося такого насилия со стороны польских панов и литовских князей, украинцы с правобережных земель Днепра стали переселяться на окраинные земли русского государства, каким и был в те далекие времена Воронежский край. Украинские казаки переселялись 1 на воронежские земли сразу большими партиями вместе со своими семьями, полковниками, атаманами и старшинами. Так, в 1686 году «из Литовской стороны на вечное житье с женами I и детьми» прибыли в устье реки Битюг 10 тысяч украинцев, или черкас, как их называли в | Воронежской губернии. Они подали прошение на имя царя Федора Алексеевича, чтобы он ] разрешил им «осесть» в этой местности. Но царь отклонил просьбу украинцев. Тогда от этих 10 тысяч казаков были посланы в Москву представители. Им там пояснили, что Битюг - река степная и место там полевое, а крепостей для отражения набегов степных кочевников устроить там невозможно. Набеги же калмыков и ногайцев на эту местность беспрестанные. И если ] они начнут в тех краях селиться, то от этих набегов не будет им там житья. А военные люди с государевой службы оборонять их не смогут, потому что это место далеко расположено от городов. И их расселили по Осколу, Северскому Донцу и верховьям Тихой Сосны. (Сведения о переселении 10 тысяч украинцев взяты из работ Ивана Николаевского.Однако современные историки утверждают, что это переселение на реку Битюг не подтверждается историческими документами).

В 1685 году небольшое поселение черкас возникло и на берегу Дона, там, ще в него впадает река Осередь. Так как переселение черкас с правого берега Днепра в Воронежский край происходило главным образом большими партиями (сначала прибыли 10 тысяч, потом еще 800 человек), то есть все основания предполагать, что черкасы, поселившиеся в устье реки Осереди, прибыли туда не из-за Днепра, а были сведены в это селение из разных городов Воронежского края, из тех заднепровских казаков, которые переселились сюда несколькими годами раньше. Новое поселение получило название - слобода Ширмовская, а черкасы, жившие в ней, были приписаны к Острогожскому Черкасскому полку и несли сторожевую и станичную службу. Да и Евгений Болховитинов в своей книге о Воронежской губернии в очерке «Описание города Павловска с уездом» говорит, что «пока не было еще Осередской крепости, то на месте нынешнего города жили там на страже черкасы, сведенные туда из разных городов около 1685 года».

Местность от этого поселения к северу и к югу на сотню километров была совершенно пустынной, поэтому возникла необходимость заселять ее, чтобы сделать живой заслон от набега крымских татар и прикаспийских ногайцев на южные окраины Русского государства.

Этому небольшому поселению украинскихчеркас история впоследствии отведет славное будущее.

В 1697 году ухожьи по Битюгу взял в аренду острогожский полковник П.Буларт. Но в этом же году сюда приехали 800 человек заднепровскихчеркас и самовольно поселились на этих землях, образовав Битюцкую слободу около озера, которое и поныне называется Черкасским.

На новых местах украинцы селились слободами, наделялись землею от атамана до рядового вразмерах, соответствующих своему положению и званию. Полковнику наделялось 15 десятин земли, писарю, сотникам, есаулам — 7,5 десятины, попам — по 6 десятин, рядовым - 4 десятины. Они пахали пашню и сеяли на ней хлеб для своего пропитания, получали от государства денежное жалованье и пользовались всевозможными льготами: освобождались от всяких податей, курили вино и держали свободно шинки (небольшие питейные дома), а во внутреннем управлении они не имели воевод и приказных людей, а выбирали своего атамана и старшин. Но за все эти льготы они должны были нести караульную службу, быть в постоянных разъездах в степи и охранять окраину Русского государства от разорения крымскими татарами, калмыками, ногайцами и всякими другими воровскими людьми. А нападения на русские земли были очень частыми и нередко доходили до 50 набегов за один только год. За период с 1676 по 1680 год было 107 крупных нападений со стороны татар и других народностей: калмыков, башкирцев, ногайцев и донских казаков. Иногда при набеге на русские земли татарские войска насчитывали до 100 тысяч вооруженных всадников. При появлении не отдельных отрядов, а огромного количества татарской конницы украинские казаки обязаны были срочно посылать своего вестового в Воронеж или Острогожск, чтобы оттуда эту весть передали дальше по городам в Москву и царские войска готовились бы к отражению татарского набега

Свое название «черкасы» украинцы получили на новых землях потому, что самые первые, переселенцы прибыли в 1640 году на территорию нынешнего Землянского района Воронежской области из Черкасского повета (уезда), расположенного за Днепром. С тех пор всех украинских переселенцев стали называть в Воронежском крае «черкасами».

К Вольное заселение Прибитюжья постоянными жителями начинается с 1696 года. К осени 1698 г. на Битюге, Икорце и Осереди существовало 18 поселений; в 16 из них поселились беглые русские служилые люди, в двух - Битюцкой слободе (ныне с.Лосево Павловского района)-и Ширмовской слободе (в устье Осереди) хотя русское население и присутствовало, преобладали украинцы. 23 апреля 1699 г. был издан указ Петра I о выселении русских и черкас с Битюга. Выселение осуществлялось весной-летом 1699 г.

Все дворы, построенные к этому времени в количестве 1515, были сожжены, а жителей перегнали на поселение в другие места. В указе Петра I говорилось: «В Воронежском уезде реки Битюк и Икорец, с иными реками, которые в реку Битюк впали, и по тем рекам земли и покосы и всякие томашние угодья и Икорецких жителей переписать и ведать в Приказе Большого Дворца, а поселить на той реке Битюк на прежнем селении, где жили черкасы, дворцовых крестьян»

В те времена наша местность относилась к Воронежскому уезду).

В 1701 году наБитюг насильственным путем были вывезены жители из дворцовых сел северных уездов: из Великосельской волости Ростовского уезда - 226 дворов, из Юхоцкой волости Ярославского уезда - 235 дворов, из Даниловской волости Костромского уезда – 226 дворов,, из Пошехонского уезда - 334 двора. Всего же из четырех уездов был вывезен 1021 двор, а жителей во всех этих дворах обоего пола было 4919 человек.

В 1702 году 40 человек черкас, сосланных с реки Осереди, подали прошение, чтобы им вместе с другими черкасами разрешили поселиться в Битюцких дачах на реке Битюге в слободе Лосевой. Их просьба была удовлетворена и двумстам дворам черкас было разрешено переселиться в слободу Лосево, но с тем условием, чтобы они наравне с дворцовыми крестьянами пахали «государеву десятинскую пашню» и были бы в разъездах в степи и охраняли дворцовых крестьян от разных «неприятельских людей». Но уже в 1709 году староста Битюцкой дворцовой волости вместе со всеми жителями жаловался в Дворцовую канцелярию, что «черкасы эти не помогают дворцовым крестьянам пахать десятинную пашню и их, Битюцких жителей, отприходу воровских людей не оберегают» и что «те черкасы приписались к городу Коротояку». Но из Дворцовой канцелярии пришло разъяснение, что черкас этих на работу брать не велено, потому что «по рекам Дону, Битюку, Середе и по иным местам велено им в описные заповедные леса объезжать и беречь».

В 1703 году сделали перепись всего населения по рекам Битюгу и Икорцу. Оказалось, что из дворцовых крестьян, переселенных сюда из северных уездов, осталось только 159 дворов с 369 человек населения. Из остальных жителей 1141 человек сбежали в неизвестном направлении, а 3409 человек умерли от невыносимых условий жизни на новомобжитом месте.

По этой же переписи, кроме 159 дворов, переселенных наБитюг по царскому указу, появилось: 123 двора «пришлых людей» из разных городов, 85 дворов ссыльных скопинских из Рязанского края и 120 дворов черкас. Вместо убежавших и умерших дворцовых крестьян в 1704 году вновь было переселено на Битюг из уездов Балахонского, Костромского, Суздальского, Владимирского, Ярославского 999 дворов крестьян. Из них вскоре 433 человека сбежали и 1062 умерли. Остальные закрепились в долине реки Битюг, образовав селения Бабка, Шестаково, Бобровск (ныне город Бобров) и многие другие.

Петр I приказал всех выселить с Битюга и поселить здесь дворцовых крестьян из-за сложной социально-политической и военной обстановки на юге России в конце XVII – начале XVIII века. В это время Прибитюжье продолжало оставаться одним из пограничных районов юго восточной России. Между тем поселившиеся здесь самовольно в 1696-1698 годах беглые русские служилые люди и украинцы оказывали открытое сопротивление попыткам центральной администрации придать начавшемуся заселению Прибитюжья правительственныйхарактер. В условиях состояния войны с Турцией, по соседству с казачьей вольницей Дона, правительство не могло допустить существование целого района вольности внутри самого государства. Дворцовые крестьяне на новом месте занимались земледелием и налог в государственную казну платили хлебом.

После взятия Азова Петром I в 1696 году набеги на русские земли со стороны крымских татар и ногайцев значительно ослабели, а потом и совсем прекратились.

Так постепенно все дальше и дальше на восток и на юг заселялось «Дикое поле». (См. Центральный государственный архив Военно-Морского флота, ф.233, №246, пл. 259- 259 об., 260; Вейнберг Л.Б. Материалы по истории Воронежской и соседних губерний. Воронеж, 1889. Вып. 15-й. Акты XVII и XVIII ст., с. /653-1654).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: