Населенный пункт - компактно заселенная часть территории Республики Беларусь, место постоянного жительства граждан, имеющая необходимые для обеспечения жизнедеятельности граждан жилые и иные здания и сооружения, собственное наименование и установленные в соответствующем порядке территориальные пределы.
Административно-территориальными единицами Республики Беларусь являются территории, в пространственных пределах которых в порядке, предусмотренном законодательством, создаются и действуют местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.
Административно-территориальное деление территории Республики Беларусь как унитарного государства - это деление территории Республики Беларусь на определенные части в целях эффективной организации государственного управления и местного самоуправления, обеспечения законности и правопорядка, реализации прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь.
Государственная граница Республики Беларусь есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы территории Республики Беларусь - суши, вод, недр и воздушного пространства.
|
|
Административно-территориальное устройство Республики Беларусь).
ВЪЕЗД ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РЕСПУБЛИКУ БЕЛАРУСЬ И ВЫЕЗД ИЗ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ОСНОВНЫЕ ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Статья 9. Иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся в Республике Беларусь, в соответствии с Конституцией и законами Республики Беларусь гарантируются неприкосновенность личности и жилья, другие личные права и свободы.
Задержанные или арестованные иностранные граждане либо лица без гражданства должны быть безотлагательно информированы на понятном им языке о причинах задержания или ареста, правах, которые они имеют в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Орган, задержавший или арестовавший иностранного гражданина, сообщает об этом в Министерство иностранных дел Республики Беларусь для информирования о случившемся дипломатического или консульского представительства государства, гражданином которого является задержанный или арестованный.
Статья 11. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, могут заниматься трудовой, хозяйственной или иной деятельностью, если эта деятельность не запрещена законодательством Республики Беларусь либо для занятия такой деятельностью не предусматривается обязательное условие, связанное с принадлежностью к гражданству Республики Беларусь. Иностранные граждане и лица без гражданства, временно проживающие на территории Республики Беларусь, имеют право заниматься трудовой, хозяйственной или иной деятельностью -- только при получении специального разрешения, выданного государственными органами, уполномоченными на то Советом Министров Республики Беларусь.
|
|
Статья 16. Иностранные граждане и лица без гражданства не могут избирать и быть избранными в выборные государственные органы Республики Беларусь, а также принимать участие в референдумах.
Статья 17. Иностранные граждане и лица без гражданства не могут занимать должности, назначение на которые в соответствии с законодательством связано с принадлежностью к гражданству Республики Беларусь.
Статья 18. Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся в Республике Беларусь, не исполняют всеобщей воинской обязанности.
Статья 19. Иностранные граждане и лица без гражданства могут въезжать в Республику Беларусь и выезжать из Республики Беларусь только по действительным паспортам или документам, их заменяющим, при наличии разрешения, выданного в установленном порядке.
Статья 20. Иностранным гражданам и лицам без гражданства может быть отказано во въезде в Республику Беларусь:
1) если это необходимо для защиты прав и законных интересов граждан Республики Беларусь и иных лиц;
2) в интересах обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка и здоровья населения;
З) если во время прежнего пребывания в Республике Беларусь были установлены факты нарушения лицом законодательства о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, таможенного, валютного или иного законодательства;
4) если при возбуждении ходатайства о въезде лицо сообщило о себе ложные сведения или не представило необходимые документы;
5) если иностранный гражданин или лицо без гражданства, въезжающие на территорию Республики Беларусь, не располагают средствами, необходимыми для покрытия расходов по своему пребыванию на территории Республики Беларусь и выезду за пределы Республики Беларусь. Размер средств, необходимых для оплаты указанных расходов, определяется Советом Министров Республики Беларусь;
6) если иностранный гражданин или лицо без гражданства включены в Список лиц, въезд которых на территорию Республики Беларусь запрещен или нежелателен. Правила включения иностранных граждан и лиц без гражданства в Список лиц, въезд которых в Республику Беларусь запрещен или нежелателен, а также порядок ведения данного Списка определяются Советом Министров Республики Беларусь;
7) в других случаях, предусмотренных законами Республики Беларусь. Статья 21. Право на выезд иностранных граждан либо лиц без гражданства из Республики Беларусь может быть ограничено в случаях:
1) если в отношении их возбуждено уголовное дело, -- до завершения его рассмотрения тем органом, в производстве которого оно находится;
2) если они осуждены за совершенное преступление, -- до окончания срока отбывания наказания или освобождения от отбывания наказания;
3) если они не выполнили имущественных обязательств перед Республикой Беларусь или имущественных обязательств, возникших из брачных и семейных отношений, а также иных имущественных обязательств, установленных вступившими в законную силу судебными решениями, - до исполнения обязательств;
4) если их выезд противоречит интересам национальной безопасности, - до прекращения обстоятельств, препятствующих выезду.
Право на выезд иностранных граждан и лиц без гражданства из Республики Беларусь может быть ограничено и в других случаях, предусмотренных законами Республики Беларусь.?
|
|
Статья 23. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие на территории Республики Беларусь преступления, административные и иные правонарушения, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Статья 25. Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть депортированы за пределы Республики Беларусь:
1) если это необходимо для охраны здоровья, защиты прав и законных интересов граждан Республики Беларусь и иных лиц;
2) если их действия противоречат интересам государственной безопасности или охраны общественного порядка;
3) если они грубо нарушили законодательство о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, таможенное, валютное или иное законодательство и нет оснований для привлечения их к уголовной ответственности;
4) в других случаях, предусмотренных законами Республики Беларусь.
59. Особенности правового статуса граждан в условиях чрезвычайного и военного положения.????????????????????????????????????
60. Административно-территориальное устройство Республики Беларусь: понятие, принципы, виды единиц.
В соответствии со статьей 9 Конституции Республики Беларусь «Территория РБ является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа …». Территория Республики Беларусь – пространство, определяемое государственной границей. Территория является неотъемлемым элементом государства.
Закон Республики Беларусь О Государственной границе Республики Беларусь от 4.11.1992 Ведомости Национального собрания Республики
Беларусь, 1999 г., N 4, ст.89 В редакции Закона от 6 января 1999 г. N 234-З Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1999 г., N 4,
ст.89 Закон от 19 мая 2000 г. N 391-З Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 50, 2/166
Принципы установления и изменения прохождения Государственной границы, установления и поддержания правоотношений на Государственной границе:
|
|
обеспечения безопасности Республики Беларусь и международной безопасности;
всестороннего взаимовыгодного сотрудничества с иностранными государствами;
взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ;
мирного разрешения пограничных вопросов.
Участки Государственной границы с сопредельными государствами, не оформленные в международно-правовом отношении, подлежат их договорному закреплению.
Закон Республики Беларусь «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь » от 5.05.1998.
Административно-территориальное устройство в Республике Беларусь основывается на принципах:
единства и неотчуждаемости территории Республики Беларусь как естественного условия существования и пространственного предела самоопределения народа, основы его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь;
сочетания общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории;
сочетания единой государственной власти Республики Беларусь, осуществление которой основано на принципе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную, с местным самоуправлением;
осуществления местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами своих полномочий в пределах границ соответствующих административно-территориальных единиц;
равномерности, сбалансированности и комплексности развития административно-территориальных единиц, взаимосвязи административно-территориального устройства и социально-экономического районирования;
включения в состав территорий более крупных административно-территориальных единиц территорий менее крупных административно-территориальных единиц;
примерного равенства размеров территории и численности населения административно-территориальных единиц одного вида;
многообразия правовых статусов административно-территориальных и территориальных единиц в соответствии с их назначением, местными особенностями, уровнем социально-экономического развития и другими факторами;
гласности и учета общественного мнения при решении вопросов административно-территориального устройства.
К административно-территориальным единицам в Республике Беларусь относятся области, районы, сельсоветы, а также города и поселки городского типа, в которых созданы местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.
В целях определения пространственных пределов компетенции местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов для каждой административно-территориальной единицы устанавливаются наименование, границы и административный центр, в котором располагаются эти органы.
Территории городов в целях оптимальной организации исполнения решений, связанных с удовлетворением социально-культурных и бытовых потребностей граждан, охраной правопорядка и соблюдением законности, при необходимости делятся на районы, не являющиеся самостоятельными административно-территориальными единицами.
Территория Республики Беларусь делится на территорию столицы Республики Беларусь и территории областей как административно-территориальных единиц.
Территория области делится на территории районов и городов областного подчинения как административно-территориальных единиц.
Территория района делится на территории сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, являющихся административно-территориальными единицами, а также поселков городского типа и городов районного подчинения, являющихся территориальными единицами.
Территории населенных пунктов, не являющихся административно-территориальными единицами, входящие вместе с другими территориями в пространственные пределы сельсоветов, составляют их территорию.
Административно-территориальная и территориальная единица в связи с необходимостью установления особого режима государственного управления, обусловленного требованиями национальной безопасности, экологическими и иными требованиями, может объявляться закрытой.
В Республике Беларусь устанавливается три категории городов:
город Минск - столица Республики Беларусь;
города областного подчинения;
города районного подчинения.
Населенные пункты, в которых находятся местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, являются центрами соответствующих административно-территориальных единиц.
Населенные пункты Республики Беларусь относятся к определенным категориям в зависимости от:
численности проживающего населения;
уровня развития и специализации производственной и социально-культурной инфраструктуры;
государственных функций, осуществляемых на соответствующей территории.
К категории городов относятся:
город Минск - столица Республики Беларусь, города областного подчинения - населенные пункты с численностью населения не менее 50 тысяч человек, являющиеся административными и крупными экономическими и культурными центрами с развитой производственной и социальной инфраструктурой.
В отдельных случаях к категории городов областного подчинения могут быть отнесены населенные пункты с численностью населения менее 50 тысяч человек, являющиеся административными и крупными экономическими и культурными центрами, имеющими важное промышленное, историческое значение, перспективы дальнейшего развития и роста численности населения; города районного подчинения - населенные пункты с численностью населения свыше 6 тысяч человек, имеющие промышленные предприятия, сеть учреждений социально-культурного и бытового назначения, с перспективами дальнейшего развития и роста численности населения.
К категории поселков городского типа относятся:
городские поселки - населенные пункты с численностью населения свыше 2 тысяч человек, имеющие промышленные и коммунальные предприятия, социально-культурные учреждения, предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания;
курортные поселки - населенные пункты с численностью населения не менее 2 тысяч человек, на территории которых расположены санатории, дома отдыха, пансионаты, другие оздоровительные учреждения, предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, культурно-просветительные учреждения;
рабочие поселки - населенные пункты с численностью населения не менее 500 человек, расположенные при промышленных предприятиях, электростанциях, стройках, железнодорожных станциях и других объектах.
Все остальные населенные пункты (деревни, поселки и другие) относятся к категории сельских населенных пунктов.
Территориальными единицами Республики Беларусь являются населенные пункты, в которых не создаются местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, а также территории специального режима использования (заповедники, национальные парки, заказники, территории исторических памятников и памятников природы, территории оборонного назначения и другие).
Полномочия Президента Республики Беларусь при решении
вопросов административно-территориального устройства.
Президент Республики Беларусь по представлению Совета Министров Республики Беларусь и с учетом мнения местных Советов депутатов:
образует и упраздняет области и районы, устанавливает и переносит их административные центры, устанавливает и изменяет границы города Минска, областей и районов;
присваивает наименования (переименовывает) областям, районам, городам областного подчинения и их районам, а также районам города Минска;
принимает решения по спорам между областными Советами депутатов, связанным с вопросами административно-территориального устройства;
относит населенные пункты к категориям городов областного подчинения, устанавливает и изменяет их границы, образует, изменяет и упраздняет районы в городах;
принимает решения о передаче поселков городского типа и сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов города Минска и городов областного подчинения;
объединяет с учетом мнения населения и с согласия местных Советов депутатов одноименные административно-территориальные единицы, имеющие общий административный центр, в одну. Порядок ликвидации (реорганизации) местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов соответствующих административно-территориальных единиц определяется Президентом Республики Беларусь.
Совет Министров Республики Беларусь:
представляет Президенту Республики Беларусь предложения по вопросам административно-территориального устройства для принятия соответствующих решений;
устанавливает порядок учета и регистрации административно-территориальных и территориальных единиц Республики Беларусь;
осуществляет контроль за учетом и регистрацией административно-территориальных и территориальных единиц;
определяет порядок наименования и переименования предприятий, организаций, учреждений, железнодорожных станций, аэропортов и других объектов, расположенных на территории Республики Беларусь, а также физико-географических объектов, осуществляет контроль за его соблюдением;
дает согласие областным Советам депутатов на отнесение населенных пунктов к категории городов районного подчинения;
Полномочия областных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов при решении вопросов административно-территориального устройства:
Областные Советы депутатов с учетом мнения соответствующих нижестоящих Советов депутатов:
вносят в Совет Министров предложения об изменении границ области, образовании и упразднении районов в области и изменении их границ, установлении и перенесении их административных центров, отнесении населенных пунктов к категории городов областного подчинения, образовании и упразднении районов в городах областного подчинения и изменении их границ, передаче поселков городского типа и сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов городов областного подчинения, о наименовании (переименовании) областей, районов, городов областного подчинения и их районов, изменении границ городов областного подчинения, а также по межобластным спорам, связанным с административно-территориальным устройством;
по согласованию с Советом Министров относят населенные пункты к категории городов районного подчинения;
устанавливают и изменяют границы городов районного подчинения и поселков городского типа, решают вопросы о передаче поселков городского типа и сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов городов районного подчинения;
относят поселки городского типа к иным категориям населенных пунктов, установленным настоящим Законом; образуют, упраздняют и преобразуют сельсоветы, устанавливают их границы, присваивают наименования (переименовывают) городам районного подчинения, поселкам городского типа, сельсоветам.
Областные исполнительные и распорядительные органы по представлению районных и городских исполнительных и распорядительных органов осуществляют учет существующих и регистрацию образуемых в границах областей административно-территориальных и территориальных единиц, а также исключают их из учетных данных.
Наименование и переименование административно-территориальных и территориальных единиц производятся с учетом общегосударственных интересов, географических, исторических, национальных, бытовых и других условий, а также мнения местного населения. При преобразовании и переименовании административно-территориальных и территориальных единиц, как правило, не допускается присвоение уже имеющихся в республике наименований. При слиянии двух или нескольких населенных пунктов в один за ним, как правило, сохраняется наименование одного из слившихся населенных пунктов. Переименование административно-территориальных и территориальных единиц может производиться лишь в исключительных случаях. Запрещается переименовывать населенные пункты, названия которых связаны с историческим, национальным и культурным наследием республики. Наименование и переименование проспектов, улиц, площадей и других составных частей населенных пунктов производятся соответствующим местным Советом депутатов с учетом мнения населения данной территории.
61. Понятие, признаки и система органов государственной власти.
??????????????????????????????
62.Власть и субъект власти.