double arrow

Как и на чем ездили наши предки

В Павловском уезде на почтовом тракте из Воронежа в крепость Св. Димитрия Ростовского (ныне г. Ростов-на-Дону) и Черкасск имелось 7 станций: Шестаково, Лосево, Павловск, Казинка, Нижний Мамон, Ковыленская и Бычок. Расстояние между ними от 13 до 25 верст.

На Павловской станции в постоянной готовности находилось 18 лошадей. Расстояние между соседними пунктами составляло: до Лосева - 22 версты, до Казинки - 27, до Петровки - 15, до Гаврильска ~ 17, до Гнилуши - 29. до Белогорья Острогожского уезда - 9, до Ливенки - 30 верст. 

Почтовая станция — это учреждение срочного сообщения. На станциях держали лошадей для едущих по почте, то есть на переменных лошадях. Существовала легкая почта - для перевозки писем и деловых бумаг и тяжелая почта для перевозки посылок. Кроме этих двух существовала еще экстрапочта. Она шла безостановочно до места назначения. Она не обязана была на своем пути забирать переписку для других городов. Все это перевозилось в почтовой карсте, в которой была возможность ехать и путникам. В почтовом управлении им за деньги раздавали места для проезда. Когда участились случаи ограбления почтовых карет, то почту сопровождали одни почтовые работники, а путникам езда была запрещена. Только почте и проезжающим по почте дозволено было ехать с колокольчиком.

В Станции были в подчинении станционных смотрителей. Они у проезжающих путников отмечали в подорожной о выдаче количества почтовых лошадей и плату за проезд.

Так, в вышедшем «Почткалендаре губернского города Воронежа, собрание почтовых сведений, собственно к Воронежской губернии относящихся» (издание: Москва, 1836 год), говорится: «Плата прогонов производится по всей Воронежской губернии по 5 коп. за каждую версту и лошадь».

В летнее время крытая повозка - это уже была карста, в зимнее время на санях - кибитка. Господа ездили в бричке - это легкая полукрьггая повозка с кожаным верхом от дождя. Ездили на перекладных, на переменных лошадях и в ямской повозке, с кузовом в виде ящика.

Путники, которых мы теперь называем иностранным словом «пассажиры», ехавшие по почте на переменных лошадях, на каждой станции или садились в другую карету, или ехали в одной и той же карете и только перепрягали на каждой станции новых лошадей. И путник при такой езде платил за прогоны от одной станции до другой.

А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» пишет: «К несчастью, Ларина тащилась, боясь прогонов дорогих, не на почтовых, на своих». Многие, «боясь прогонов дорогих», в дальний путь отправлялись в своих личных экипажах, со своим кучером и на своих же лошадях. Это называлось «ехать на долгих». Не сменяемые на каждой станции лошади быстро уставали, и дорога занимала несколько дней длительного и утомительного пути. Иногда ездили на долгих не со своим кучером и не со своими лошадьми, а нанятыми у обывателей (из местных ямщиков), от одного пункта и до самого места назначения.

В четвертом выпуске «Воронежской старины» за 1904 год были опубликованы интересные материалы из «Автобиографических записок» А. Бунина Трудными и мучительными были поездки студентов во время каникул или к празднику Рождества Христова в такие отдаленные от Воронежа города, как Богучар, Калач, Павловск. Ехали на долгих, не на сменных, а на одних и тех же лошадях. Из Воронежа в Богучар ехали трое суток. И только на четвертые сутки приезжали в родные края.

Но езда на гужевом транспорте была и долгой и малочисленной по объему перевозок, а человечество всегда стремилось к более быстрому, удобному и дешевому способу передвижения и перевозки грузов. И тут на смену гужевому транспорту в летнее время пришли пароходы с их массовыми перевозками, хотя были они не такими уж быстроходными. Но люди пока мирились с их небольшой скоростью, зато за один рейс можно было перевезти сразу более ста человек и весь багаж едущих на этом пароходе пассажиров, чего на гужевом транспорте не сделаешь и за неделю. Но в связи с большой осадкой пароходов, построенных в начале XX века, и с частыми речными перекатами плавание на них производилось только во время подъема уровня воды в Дону в весенний период, летом же Дон мелел, и рейсы до Лискинской пристани прекращались до следующей весны. И лишь после того, как были построены пароходы с мелкой осадкой, с 1907 года, они стали ходить из Павловска в Лиски всю навигацию.

После 1917 года старые суда получили новые имена. Один из них, специально предназначенный для перевозки пассажиров, назывался «Революция». В два часа дня он выходивиз Павловска. Шел всю ночь и к 6 часам утра был в Лисках.

В 1945 году, после окончания Великой Отечественной войны, еще не было никакого акта* мобильного транспорта, и павловчане с тревогой и волнением ожидали победителей из Лисок на пароходе «Революция».

Но и передвижение на пароходах уже не удовлетворяло людей. Ведь ехать можно было только по речному пути, а если человеку надо было отправиться в Бутурлиновку или в Калач, то на пути этих пассажиров вставали непреодолимые трудности, особенно весной и осенью, а иногда и зимой. И тогда в таких сложных ситуациях, вызванных жизненной необходимостью, стали постепенно переходить к автомобильному транспорту. Но тут встретились с неразрешимой проблемой: отсутствием дорог с твердым покрытием. В теплую зиму дороги были настолько непроезжими, что никакая машина не могла добраться до ближайшей железнодорожной станции, а тем более до Воронежа. Автору данной книги как раз приходилось ездить в областной центр для сдачи зимних сессий, когда еще не было никакой асфальтированной дороги.

А летом 1965 года я уже поехал за дипломом в Воронеж по новой асфальтированной трассе, которую к тому времени дотянули уже до города Павловска. Сколько было радости у всех, когда в 8 часов утра сразу же более 30 человек сели в автобус, и где-то уже через два с половиной часа все были в Воронеже.

В 70-х годах прошлого века, чтобы ускорить доставку пассажиров водным путем из прибрежных сел, по реке Дон стали курсировать два мощных теплохода «Заря». Но постепенно из-за малого количества пассажиров, которые стремились добраться до пункта своего назначения более тихим, чем «Заря», автомобильным транспортом, теплоходы прекратили свои рейсы по Дону. И весь поток пассажиров из прибрежных сел, куда стали ходить автобусы местного значения, перемещался при помощи автомобильного транспорта.

Где-то в середине пятидесятых годов 20 века была предпринята попытка быстрой перевозки пассажиров из Воронежа в Павловск на самолете Ан-2, прозванном в народе «кукурузник». Всего за полчаса он долетал до Павловска, но народ так укачивало, так болела голова от треска мотора, что автор этих строк, пролетев один раз, больше никогда не имел желания добраться домой из Воронежа на самолете.

Итак, автобусная связь между Павловском и областным центром Воронеж достигла через несколько лет своего высшего расцвета. Ушли в прошлое почтовые станции, кареты, кибитки, ямщики, и только старинные русские песни напоминают иногда нам об этом.

Автобусное сообщение г. Павловска.

В летнее время в Павловск ежедневно приезжают тысячи пассажиров на автобусах, самолетом и на теплоходе «Заря» по реке Дон. Когда еще не было этих средств передвижения, то пассажиры ездили в Воронеж на пароходах, которые шли до пристани Лиски 16-18 часов.

Пассажиры проводили в пути всю ночь и только к утру добирались до Лискинской пристани.

А потом из Лисок ехали поездом до Воронежа. Иногда на подводах или пешком отправлялись до ближайшей станции Подгорное (37 км), а оттуда по железной дороге ехали в Воронеж. Это было очень долго и очень неудобно. Примерно с 1950 года начинается регулярное движение пассажирских автобусов до Воронежа. Но летом и осенью в дождливое время поездка проходила с большими трудностями. Автобусы часто буксовали на дороге, не доходили за один день до конечной автостанции, и водителям вместе с пассажирами приходилось ночевать в поле, застряв в грязи.

С февраля 1961 года начались подготовительные работы к строительству автомагистрали Москва -Ростов. В Павловске был размещен дорожно-строительный район №3 Главного управления шоссейных дорог, который сооружал автотрассу на участке от Лосева до Верхнего Мамона и 3 км за Доном на территории Богучарского района. К лету 1966 года работы на Павловском участке в основном были закончены. Связь с Воронежем посредством автобусов зависела от капризов погоды. С1 октября 1969 года автостанция была переведена из центра города непосредственно к автомагистрали. Это разгрузило город от лишних движений автотранспорта и стало более удобным для пассажиров. С автостанции они добирались города на городских автобусах.

0фвтоящее время Павловск связан автобусным движением с такими городами и селами, как Лиски, Бутурлиновка, Калач, Кантемировка, Богучар, Петропавловка, Верхний и Нижний Мамон, Россошь, Подгорное.

От Павловска отходят и автобусы дальнего следования в такие города, как Ростов, Шахты, Луганск, Краснодар, Волгоград, Москва.

Автобусное движение стало основным видом транспорта при перевозке населения.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: