Перечисляются и классифицируются типы признаков, использованных в «портретах». Анализируются различия между первым и вторым «портретами» и их возможные причины. Проводится сравнительный анализ двух «портретов» одного и того же человека, предложенных двумя различными наблюдателями, одним из которых является автор отчета. Отдельно рассматриваются типы признаков, вызвавшие разногласия у этих наблюдателей, и возможные их причины. Обсуждаются особенности методики полевого нестандартизованного наблюдения, допущенные ошибки, возможные способы улучшения качества данных наблюдения. В частности, следует указать, узнал ли испытуемый, что за ним наблюдают, и если узнал, то в чем состояла ошибка наблюдателя, которая привела к этому.
К отчету обязательно прилагается дневник наблюдений.
Кратко формулируются выводы, в которых содержатся ответы на вопросы, поставленные в качестве целей задания.
Контрольные вопросы
1.Какие процедуры носят название «полевое включенное наблюдение»? Каким требованиям должна удовлетворять эта методическая процедура?
|
|
2.Каковы особенности нестандартизованного наблюдения?В чем обычно заключаются цели его использования?
3.Какие факторы обеспечивают надежность данных полевого наблюдения?
4.Каковы могут быть типы дневниковых записей?
5.В чем заключаются формальные и содержательные требования к
дневнику наблюдений в данном задании?
6.Каковы типичные ошибки при ведении дневниковых записей?
7.Как решается проблема согласия наблюдателей?
8.Что такое «поведенческий портрет»? Какие задачи решаются с помощью его составления психологом?
9.Каковы возможные области применения «поведенческого портрета»
Литература:
1. Басов М.Я. Избранные психологические произведения. М., 1975.– С. 140-205.
2. Болтунов А.П. Психологическая характеристика ребенка. М., 1926.
3. Изучение мотивации поведения детей и подростков/Под ред. Л.И. Божович, Л.А. Благонадежиной. М., 1972.– С. 21-43, 231-235.
4. Экспериментальная психология: Практикум: Уч. для вузов/ Т.Г. Богданова.// под ред. С.Д. Смирнова, Т.В. Корниловой. – М. 2002. – С.136-144.
5. Шванцара Й. Диагностика психического развития. Прага, 1978. – С.350-352
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3
Диагностика реактивности студентов путем полевого