Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Введение. Методы наблюдения в полевых условиях наиболее широко применялись в детской и социальной психологии [Анастази




Методы наблюдения в полевых условиях наиболее широко применялись в детской и социальной психологии [Анастази, 1982; Басов, 1975; Fabnacht, I979]. В зависимости от целей исследования психологом решается вопрос о возможности открытого наблюдения или скрытого – наблюдения инкогнито. В данном задании, имеющем учебную цель, наблюдение является открытым, а поскольку ситуации выбирались в совместной учебной деятельности, то и включенным. Подобные схемы разработаны и для случаев открытого невключенного наблюдения. Можно назвать в качестве примера систему Фландерса – схему наблюдения за учениками и учителем во время урока.

Среди других проблем, которые должны быть обсуждены применительно к данной методике, следует выделить, во-первых, проблему влияния на результаты шкалирования степени знакомства лица, дающего субъективные оценки (это частный аспект более широкой проблемы влияний установок наблюдателя на результаты наблюдения). Во-вторых, это проблема согласия наблюдателей. С точки зрения методологии позитивизма опытные данные должны иметь «общественный» характер в том смысле, что должны быть наблюдаемы другими людьми. В науке это критерий интерсубъективности эмпирических данных, их воспроизводимости другими исследователями. В то же время, когда речь идет о наблюдении индивидуальных или личностных свойств человека, учет влияния опытности наблюдателя, адекватности выбранных им единиц описания имеют особое значение для интерпретации данных и вынесения суждений о том, в какой степени изучаемое свойство было «наблюдаемо».

Наблюдение издавна использовалось в качестве метода оценки психических свойств индивида. Непосредственное наблюдение за теми или иными формами активности человека в обычной для него обстановке (семья, место работы, отдыха) – распространенный метод диагностики его личностных особенностей, характера и темперамента. Попытки связать особенности темперамента с теми или иными внешними критериями (внешними по отношению к проявлению свойств темперамента в поведении) предпринимались неоднократно. Сам термин «темперамент» означает «смешение чего-то в правильных пропорциях» и восходит к учению Гиппократа, который в V в. до н.э. объяснял особенности темперамента соотношением в организме человека разных «соков», или жидкостей. Во II в. н.э. врач Гален описал 9 гуморальных типов темперамента, из которых 4 получили наибольшую известность и вошли в обыденные описания индивидуальных свойств человека. Это сангвиник, характеризующийся преобладанием в жидкостях организма крови, холерик – преобладанием желчи, меланхолик – преобладанием «черной желчи» и флегматик – преобладанием слизи, флегмы. Литературные портреты соответствующих типов темперамента дал Стендаль. Описание формально-динамических свойств поведения наряду с чертами характера и личностными свойствами включил в описания этих типов И. Кант [см. Смирнов, 2001, с. 91]. Заданный в типологии Канта оценочный подход, предполагавший указание плохих и хороших свойств темперамента, преодолевался исследователями, показавшими связь свойств темперамента как индивидуальных предпосылок с особенностями формирования его поведенческих проявлений в индивидуально-стилевой регуляции, или в стиле деятельности.




В 20-40-х годах XX в. Э. Кречмер, работавший в клинике для душевнобольных, создал конституциональную типологию темперамента. Он обратил внимание на то, что больные со сходными заболеваниями имеют и схожее телосложение. В этот же довоенный период сложилась основанная на наблюдениях за здоровыми людьми типология У. Шелдона, который эмпирически выводил сами типы (как результаты поисков связей между многочисленными антропометрическими измерениями). Выделение типов телосложения и количественная оценка их компонентов для отдельных индивидов в сочетании с количественными оценками личностных черт была положена в основу предложенного Шелдоном подхода к изучению типов темперамента, а также тех персональных свойств индивида, которые относятся к темпераменту [Шелдон, 1982].

В отечественной физиологии высшей нервной деятельности И. П. Павловым были выделены типы нервной системы, или типы высшей нервной деятельности, рассмотренные в этой школе в качестве основ индивидуальных различий между субъектами (животными и людьми). В данном случае уже не непосредственно наблюдаемые параметры, а получаемые в лабораторных условиях показатели силы возбуждения и торможения, уравновешенности или неуравновешенности, а также подвижности-инертности нервных процессов складывались в комбинации, получившие названия по аналогии с указанными Галеном типами.



В дальнейшем рядом авторов были осуществлены попытки изучения типов темперамента при соотнесении результатов опросников и внешнего наблюдения. Использование внешнего наблюдении легло, в частности, в основу системы наблюдения за студентами, проводимой Я.Стреляу, с которой и предлагается ознакомиться в данном задании.

По результатам применения методик наблюдения реконструируется такое психологическое свойство, как реактивность. Это свойство проявляется в поведенческих характеристиках, в формах целенаправленной активности субъекта, но понимается Стреляу как детерминированное свойствами темперамента. Реактивность – одна из существенных характеристик темперамента человека, во многом определяющая особенности стиля его деятельности, успешности в той или иной работе, общения с людьми и т.д.

Важно отметить, что реактивность – не оценка качеств человека: она не может быть «плохой» или «хорошей», так же как не может Служить для оценки личности цвет волос или походка. Темперамент – индивидуальная особенность человека, относимая к уровню индивидных свойств. Это вторичные индивидные свойства в схеме «интегральной индивидуальности» по В. С. Мерлину, учитывать которую необходимо для организации успешной его деятельности. В частности, в педагогической, воспитательной работе с детьми разного темперамента следует подходить не одинаково. Поэтому оценка темперамента является важной задачей психолога-исследователя и психолога-практика, воспитателя, организатора.

Личность рассматривается как один из высших уровней интегральной индивидуальности, Это уровень свойств, следующих за уровнем индивидных свойств, а также подчиняющих себе его регуляцию. Функция интегральной индивидуальности и заключается в поддержании устойчивого динамического равновесия между разными уровнями.

Понятие темперамента связано с оценкой динамических свойств в индивидной (по уровню) регуляции поведения. Стреляу продолжает ту линию исследований, которые рассматривают в качестве физиологических основ темперамента общий тип нервной системы. Как указывал Мерлин в «Очерках теории темперамента» (1964), психологическая характеристика темперамента находится в прямой зависимости от понимания взаимоотношений физиологических процессов в коре и подкорке и связи их с общим типом нервной системы. По мнению других авторов, динамические свойства психологической деятельности – свойства темперамента – проявляются в первую очередь в эмоциональной возбудимости и волевой сфере. Общее для разных трактовок понятия темперамента – это критерий динамических особенностей способов организации поведения, отличный от содержательных, предметно-смысловых характеристик действий субъекта.

Динамические и содержательные аспекты деятельности неразрывно связаны, но их можно различить с помощью специального анализа способов осуществления действий. Схема наблюдения позволяет указать те ситуации и формы поведения в них, которые и необходимо анализировать для установления свойств темперамента.

В современных исследованиях наряду с изучением свойств нервной системы и определением типологии индивидуальных различий по экспериментально выделяемым показателям (условно-рефлекторным процессам) представлены обоснования и внешних, поведенческих показателей свойств темперамента. Одним из направлений, связывающих внешние способы и формы организации деятельности, со свойствами темперамента, является подход польского психолога Я. Стреляу.

Им выделены два основных свойства, потенциально наблюдаемые при выполнении человеком той или иной деятельности: реактивность и активность поведения. Реактивность проявляется в особенностях реагирования субъекта на актуальный побудительный стимул или в целом на ситуацию. Реактивность индивида считается тем более высокой, чем слабее раздражитель, способный вызвать у него ответную реакцию. Активность в рамках этой концепции – индивидное свойство, характеризующее человека с точки зрения интенсивности, продолжительности, частоты выполняемой деятельности любого рода [Стреляу, 1982, с. 71]. В отличие от реактивности, активность не связана с внешней ситуацией, ее побудительные факторы полагаются во внутреннюю сферу регуляции психического. Можно сказать, что такой подход трактует деятельность человека упрощенно. В теориях деятельности, развиваемых в отечественной психологии (концепции А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна), активность полагается на другой уровень – собственно личностной регуляции деятельности. Активность характеризует основные единицы жизнедеятельности субъекта как личности.

Автор рассматриваемой позиции ограничивает выделенные свойства энергетическим уровнем регуляции поведения, в то время как побудительность того или иного стимула не может рассматриваться вне рамок мотивациоиной сферы человека. Однако если учесть, что определенные ситуации могут предъявлять повышенные требования к уровню самостоятельной организации способов действий человека, то в этих ситуациях свойства реактивности можно рассматривать как динамичес кие характеристики этих способов действий. В первую очередь это относится к ситуациям, в которых эффективность действий зависит не от закрепленных способов действия (навыков), а требует их активного формирования индивидом, а также к ситуациям, в которых значимость действий сильно повышает их эмоциональную окраску (например, ситуация экзамена). В таких ситуациях специфика именно энергетических динамических характеристик психики индивида обычно слита с предметно-содержательными характеристиками в регуляции форм действий субъекта. Поэтому выделение реактивности как свойства темперамента оказывается оправданным с точки зрения возможности выделения внешних показателей динамики поведения.

Одним из способов оценки реактивности служит наблюдение за человеком, описание его поведения в подобных «диагностических» ситуациях и последующий анализ записей с помощью заданных шкал оценок. Программа наблюдения в этих случаях связана со шкалой оценок: эта шкала детерминирует выбор ситуаций, в которых следует фиксировать характеристики поведения человека, и те его аспекты, которые следует вычленять в зависимости от целей наблюдения.

Использование субъективных оценок как средств квантификации единиц поведения или свойств индивида является основой диагностической методики, применяемой для изучения ряда эмпирически выделенных свойств темперамента по Стреляу. Эмпирически выделенные свойства, выступающие в качестве единиц 2-го порядка, диагносцировались им по интенсивности конкретных поведенческих проявлений; сами же свойства поведения относились к единицам 1-го порядка.

Выделение единиц наблюдения не обязательно связано с определенными теоретическими конструктами; единицы, фиксирующие те или иные аспекты проявления индивидуальности, используются как для описания интересующих исследователя свойств индивида, так и в качестве объяснительных схем.

Цельработы – сопоставить результаты неконтролируемых, несистематических «житейских» наблюдений за человеком с результатами нецеленаправленного систематического наблюдения, а также данные, полученные разными способами отчета наблюдателя: результаты субъективного вынесения оценок на основе сложившихся представлений о человеке и на основе дневниковой записи. Студентам предлагается в течение двух недель наблюдать поведение своих товарищей по группе с ведением дневниковой записи (в ходе наблюдения и постфактум) и оценить на основе наблюдения реактивность испытуемых по шкале оценок реактивности М. Гроднер. Понятие реактивности используется в том значении этого свойства индивидуальных различий, которое конкретизировано в подходе Я. Стреляу [1982] и методике, модифицированной в соответствии с особенностями реальной жизнедеятельности студентов.





Дата добавления: 2015-05-12; просмотров: 584; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент - человек, постоянно откладывающий неизбежность... 10423 - | 7292 - или читать все...

Читайте также:

 

3.231.228.109 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.