double arrow

Методика

Студенты обучаются использовать шкалу измерения реактивности (см. Приложение 2), понимаемой как особенность темперамента, в соответствии с которой любой человек может быть отнесен к высоко- или низкореактивным, т.е. оценен по степени выраженности у него этого свойства. Давать оценки может как сам человек – на основе самонаблюдения, так и внешний наблюдатель. Предложенная схема наблюдения рассчитана на проведение внешнего наблюдения: студент, выполняющий работу в практикуме, будет находиться в ситуации внешнего наблюдателя, и выносить количественные суждения, или оценки, свои коллегам.

Используется принцип вынесения оценок по выделенным свойствам (представленным в виде вопросов наблюдателю), что иллюстрирует стандартный способ применения количественных оценок к данным наблюдения. Выделенные в качестве ориентиров единицы наблюдения применимы к анализу поведения человека в любых ситуациях и дают пример ориентиров для полевого наблюдения, не ограниченного стандартными ситуациями и конкретными временными промежутками.

Шкала измерения реактивности может служить как для организации процесса наблюдения, так и оформления отчета. Это дает студентам представление об определенном способе фиксации данных наблюдения – ретроспективном отчете, т.е. фиксации данных после проведения наблюдения (после того, как исследователь наблюдал поведение испытуемых в естественных условиях, сам при этом, участвуя в событиях, в которые вовлечены испытуемые). В таких ситуациях регистрацию данных наблюдения обычно приходится вести постфактум, поскольку (если проводится наблюдение инкогнито) наблюдатель не должен раскрывать себя либо (если испытуемый знает о проведении исследования) не должен своими записями изменять ситуацию.

В данном задании все студенты группы, являясь наблюдателями, имеют определенный объект наблюдения – «своего» испытуемого. Если студенты знают, что являются объектами наблюдения, а тем более о его целях (поскольку сами выполняют то же задание), они должны быть готовы к такой роли, так как умение стать в позицию испытуемого – важная сторона профессиональной подготовки психолога. Они должны понять, почувствовать проблемы, которые стоят перед человеком, знающим, что его поведение, результаты его деятельности оцениваются психологом-наблюдателем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: