Обсуждение результатов. 1. Наоснове сравнения данных наблюдения по обоим испытуемым выявляется степень их отличия по реактивности

1. Наоснове сравнения данных наблюдения по обоим испытуемым выявляется степень их отличия по реактивности. Обсуждается, насколько удалось наблюдателю разграничить при ведении дневниковой записи содержательные и динамические аспекты поведения субъектов в ситуациях наблюдения, насколько сопоставимы временные выборки наблюдения за обоими испытуемыми (степень систематичности наблюдения).

2. При сопоставлении результатов предварительного вынесения оценок и ретроспективных оценок после систематического наблюдения обсуждается влияние на данные наблюдения: а) целенаправленности наблюдения (результаты первого и второго ретроспективного шкалирования); б) опытности наблюдателя; в) формы отчета: на основе общих впечатлений и на основе дневниковой записи (второе и третье шкалирование).

3. Обсуждается согласие наблюдателей по отношению к одному испытуемому, влияние разных субъективных установок, наблюдателей, избранных ситуаций наблюдения.

После выводов по основным линиям, представленным в обсуждении результатов, к отчету прилагаются дневник наблюдения и оригиналы использованных шкал реактивности.

Контрольные вопросы

1.Что означает понятие «реактивность» по Я. Стреляу?

2.Какие основные типологии темперамента подготовили выделение свойства реактивности?

3.Каким образом соотносятся качественные и количественные оценки в построении методик, задающих шкалу измерения свойств индивида по темпераменту?

4.Как связано проявление свойств темперамента с динамическими и содержательными аспектами деятельности?

5.Что понимается под шкалой реактивности в данном задании?

6.В чем специфика ретроспективных отчетов наблюдателей?

7.Как выглядит процедура систематического наблюдения в данном задании?

8.Как следует вести дневник наблюдения?

9.Какова схема сопоставления данных наблюдения в данном задании?

Литература:

1. Анастази А. Психологическое тестирование. Т.2. М., 1982. – С. 228-233.

2. Басов М.Я. Избранные психологические произведения. М., 1975. – С. 50-104.

3. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. М., 2002. – С. 58-85.

4. Экспериментальная психология: Практикум: Уч. для вузов/ Т.Г. Богданова.// под ред. С.Д. Смирнова, Т.В. Корниловой. – М. 2002. – С.123-134.

5. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 2001. – С. 90-96.

6. Стреляу Я. Роль темперамента в психологическом развитии. М., 1982. – С. 71-74, 117-122, 155-186.


Приложение 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: