1. Наоснове сравнения данных наблюдения по обоим испытуемым выявляется степень их отличия по реактивности. Обсуждается, насколько удалось наблюдателю разграничить при ведении дневниковой записи содержательные и динамические аспекты поведения субъектов в ситуациях наблюдения, насколько сопоставимы временные выборки наблюдения за обоими испытуемыми (степень систематичности наблюдения).
2. При сопоставлении результатов предварительного вынесения оценок и ретроспективных оценок после систематического наблюдения обсуждается влияние на данные наблюдения: а) целенаправленности наблюдения (результаты первого и второго ретроспективного шкалирования); б) опытности наблюдателя; в) формы отчета: на основе общих впечатлений и на основе дневниковой записи (второе и третье шкалирование).
3. Обсуждается согласие наблюдателей по отношению к одному испытуемому, влияние разных субъективных установок, наблюдателей, избранных ситуаций наблюдения.
После выводов по основным линиям, представленным в обсуждении результатов, к отчету прилагаются дневник наблюдения и оригиналы использованных шкал реактивности.
|
|
Контрольные вопросы
1.Что означает понятие «реактивность» по Я. Стреляу?
2.Какие основные типологии темперамента подготовили выделение свойства реактивности?
3.Каким образом соотносятся качественные и количественные оценки в построении методик, задающих шкалу измерения свойств индивида по темпераменту?
4.Как связано проявление свойств темперамента с динамическими и содержательными аспектами деятельности?
5.Что понимается под шкалой реактивности в данном задании?
6.В чем специфика ретроспективных отчетов наблюдателей?
7.Как выглядит процедура систематического наблюдения в данном задании?
8.Как следует вести дневник наблюдения?
9.Какова схема сопоставления данных наблюдения в данном задании?
Литература:
1. Анастази А. Психологическое тестирование. Т.2. М., 1982. – С. 228-233.
2. Басов М.Я. Избранные психологические произведения. М., 1975. – С. 50-104.
3. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. М., 2002. – С. 58-85.
4. Экспериментальная психология: Практикум: Уч. для вузов/ Т.Г. Богданова.// под ред. С.Д. Смирнова, Т.В. Корниловой. – М. 2002. – С.123-134.
5. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 2001. – С. 90-96.
6. Стреляу Я. Роль темперамента в психологическом развитии. М., 1982. – С. 71-74, 117-122, 155-186.
Приложение 1