Обработка результатов. Регистрация данных наблюдения в форме дневника заключается в описании поведения испытуемого в отдельные ограниченные промежутки наблюдений

Регистрация данных наблюдения в форме дневника заключается в описании поведения испытуемого в отдельные ограниченные промежутки наблюдений. В данном исследовании избираемые промежутки времени различны (от нескольких минут до нескольких часов), в зависимости от продолжительности интересующих наблюдателя ситуаций. Схема наблюдения, задающая ситуации, которые должен наблюдать исследователь, основана на шкале субъективных оценок реактивности испытуемого, предложенной М. Гроднер и модифицированной А. Крымовым.

Предполагается оценивание поведения объекта наблюдения по параметрам, приведенным в Приложении. Студент-наблюдатель фиксирует применительно к соответствующим ситуациям свои оценки (Приложение 1) в стандартизованном отчете.

Каждый поведенческий параметр оценивается по пятибалльной шкале: балл 1 означает полное отсутствие данного качества у человека, балл 5 – максимальную интенсивность проявления, а баллы 2–4 – градации умеренной интенсивности. После проведения шкалирования все баллы суммируются. Полученное число – показатель реактивности испытуемого: если оно близко к 30 – низкая реактивность, если к 20 – средняя, если к 10 – высокая. Уровень реактивности тем ниже, чем большее число баллов получает испытуемый.

Обучение наблюдателей использованию единиц наблюдения – важный этап работы при выполнении задания.

Список ситуаций с указанием параметров оценки реактивности, которым они могут соответствовать, приводится в таблице.

№ п/п Ситуации Параметр
  В библиотеке: чтение научной литературы, конспектирование, написание рефератов. Тоже дома (в общежитии). Работа во время лекции Ответ на семинаре, на зачете, при защите отчета в практикуме Поведение в ситуациях общественных меро­приятий (общественная работа) Занятия спортом, выступления на соревнованиях; работа в художественной самодеятельности. Походы, экскурсии Различные непредсказуемые житейские «острые» ситуации (например, общение с контролером, штрафующим испытуемого за безбилетный проезд, или с вахтером, который требует пропуск, когда студент его забыл, и т.п.) 1,2,5 2,4,5,6,7,8,9 1,3,4,6,7,8,9 1,3,4,6,8,9 3,4,6,7,8

Примечание: Цифры в графе «Параметр» соответствуют номерам позиций в Приложении 1, стр.28.

Оформление отчета. Отчет по данному заданию должен содержать:

1) введение с обсуждением используемых теоретических положений о темпераменте (понятия реактивности и ее роли в деятельности), формулировку цели исследования и обоснование методики полевого наблюдения;

2) описание методики наблюдения, перечня ситуаций, в которых реально наблюдался испытуемый, и схемы сопоставления отчетов;

3) результаты исследования: все шесть полученных оценок (по 3 для каждого испытуемого), ссылки на дневниковые записи и иллюстрации из дневника; кроме того: проводится сравнение результатов предварительной оценки реактивности и оценки на основе систематического наблюдения; выделяются пункты (параметры) шкалы, где расхождение особенно сильно; сравниваются оценки до и после периода двухнедельного наблюдения, а также на основе ретроспективных данных и дневниковых записей. Эти сравнения проводятся отдельно для каждого из двух испытуемых.

Для анализа степени согласия наблюдателей строится сводная таблица результатов по группе, где по каждому испытуемому приводятся данные отчетов двух наблюдателей,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: