Методические указания к практическим занятиям и самостоятельной подготовке к занятиям

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АКАДЕМИЯ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Крымский юридический институт (филиал)

Кафедра уголовно-правовых дисциплин

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«УГОЛОВНОЕ ПРАВО»

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 030900.62 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) «БАКАЛАВР»

Для студентов 3 – 4 курсов

Заочной формы обучения

Симферополь


Автор-составитель:

заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин Крымского юридического института (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент Робак В. А.

Методические рекомендации по дисциплине «Уголовное право» для студентов 3 – 4 курсов заочной формы обучения рассмотрены и утверждены на заседании кафедры уголовно-правовых дисциплин (протокол № 1 от 16 декабря 2014 г.)


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКе К ЗАНЯТИЯМ

Уголовное право Российской Федерации является дисциплиной базовой части профессионального цикла основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки Юриспруденция.

Уголовное право - одна из фундаментальных и профилирующих дисциплин в вузах юридического профиля. Без глубокого и прочного знания уголовного права не может быть профессионально полноценного юриста. Это объясняется важной ролью уголовного права в регулировании и защите общественных правоотношений, его особым местом среди юридических дисциплин, органичным взаимодействием уголовного права с другими отраслями права – уголовным процессом, криминологией, уголовно-исполнительным правом, криминалистикой, судебной психиатрией и медициной, гражданским, предпринимательским, трудовым, административным правом. Уголовное право лежит в основе деятельности судебных и правоохранительных органов - суда, прокуратуры, милиции и других. Уголовный закон защищает наиболее значимые для личности, социума и государства общественные отношения, посягательства на которые или реальное причинение вреда которым влечет за собой наиболее строгую реакцию со стороны государства. Поэтому знание уголовного права необходимо во многих сферах деятельности. В своей профессиональной деятельности ни один работник юридической службы не может обойтись без знания уголовного права.

Глубокие знания уголовного права невозможны без обязательного сочетания приобретения определенных знаний на лекции с настойчивой подготовкой к практическим занятиям и преподаванием своего виденья (на основе соответствующих законов, практики их приложений и литературных источников) относительно решения того или другого вопроса, умения вести аргументированную полемику, отстаивать свою точку зрения на отмеченных занятиях.

Практическое занятие – одна из основных форм учебы при изучении курса уголовного права, его цель заключается в отработке навыков практического применения норм уголовного права для решения вопросов, которые возникают в процессе функционирования уголовного законодательства.

Целью практического занятия является:

- углубление, систематизация, закрепление знаний;

- развитие общей культуры речи;

- формирование профессиональных и практических навыков, умение задавать вопрос и отвечать на него;

- аргументировано отстаивать свою точку зрения;

- применять полученные теоретические знания на практике (при решении задач).

На практических занятиях рассматриваются теоретические вопросы и рассматриваются задачи, решение которых выносится на самостоятельную работу.

Процесс решения задач можно условно разделить на три этапа:

- предыдущее изучение указанной литературы и нормативно правовых актов;

- решение задач в порядке домашнего задания (с короткой записью в тетради);

- разбор решения в аудитории.

При решении задач необходимо исходить с того, что все фактические обстоятельства, изложенные в тексте, предусматриваются установленными и доказанными, а лица, которые фигурируют в фабуле задачи, информированы об этих обстоятельствах и, осознают их значение, если другое не оговорено в условии задачи.

Позитивное оценивание решения задачи имеет место если студент, не только правильно ответил на вопросы, которые относятся в задаче, но и юридически аргументировал свой ответ, с ссылкой на соответствующие нормы и постановления Пленума Верховного Суда РФ.

Студентам рекомендуется начинать выполнять домашнее задание с ответов на поставленные теоретические вопросы. Для этого следует обратиться к тем источникам, в которых содержится ответ на такие вопросы.

Если вследствие этого возникло определенное представление о содержании и практической значимости поставленного вопроса, сжатый ответ на него должен быть изложен в письменной (тезисной) форме. В письменной форме должен даваться и ответ относительно решения соответствующих задач-ситуаций.

Решение задач по Особенной части уголовного права студент должен начать с характеристики всех признаков каждого элемента состава преступления, которые содержатся в законе или исходят из его содержания, и сравнить с обстоятельствами, отмеченными в задании. Например, нужно назвать объект преступления, описанного в законе, и характерные для него признаки (предмет преступления), и назвать объект и предмет посягательства, отмеченные в задании. Дальше следует назвать характерные признаки объективной стороны описанного в законе состава преступления (действие, бездеятельность, последствия, причинная связь, а в некоторых случаях еще и время, место, способ и обстановка совершения преступления), и сравнить их с наличием или отсутствием таких признаков в задании. Так же (сравнительным путем) устанавливаются субъективная сторона и субъект преступления, который анализируется.

Решение задач является отдельной формой изучения уголовного права. Она направлена преимущественно на овладение навыками относительно практики применения норм этой отрасли права. Такая практика, в свою очередь, представляет собой неотъемлемую часть предмета уголовного права как учебной дисциплины в юридическом высшем учебном заведении.

Иногда содержание задачи требует решение более широкого круга вопросов: наличие признаков, по которым следует разграничивать смежные преступления, обоснование квалификации преступлений по их совокупности, определение роли каждого соучастника при общем совершении преступления или обстоятельств, которые имеют решающее значение при квалификации преступления (отягчающие обстоятельства, способ совершения преступления, размер причиненного вреда, и тому подобное).

Следовательно, основными целями решения задач по уголовному праву является:

1) приобретение и закрепление навыков самостоятельной работы с нормативным материалом уголовно-правового характера преимущественно в правоприменительной (практической) плоскости;

2) выработка умения давать собственную уголовно-правовую оценку конкретным жизненным ситуациям (фактическим обстоятельствам);

3) достижение надлежащего уровня обоснования собственной уголовно-правовой оценки фактических обстоятельств;

4) приближение учебных форм усвоения уголовного права к содержанию конкретных “уголовно-правовых элементов” соответствующих процессуальных документов реальных уголовных дел.

Также для самостоятельной работы студентам предлагается выполнить индивидуальные задания, которые осуществляются на занятии путем доклада.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

Тема Всего часов Ауд. часов В том числе Сам. раб.
Лекц. Пр. зан.
           
6 семестр
Тема 1. Понятие и система Особенной части уголовного права. Научные основы квалификации преступлений     - -  
Тема 2. Преступления против жизни и здоровья          
Тема 3. Преступления против свободы, чести и достоинства личности     -    
Тема 4. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности     -    
Тема 5. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина   - - -  
Тема 6. Преступления против семьи и несовершеннолетних   - - -  
Тема 7. Преступления против собственности          
Тема 8. Преступления в сфере экономической деятельности     -    
Тема 9. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях   - - -  
Зачет          
ВСЕГО за 6 семестр          
7 семестр
Тема 10. Сравнительная характеристика Особенной части Уголовного права Украины и Особенной части Уголовного права Российской Федерации       -  
Тема 11. Преступления против общественной безопасности     -    
Тема 12. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности       -  
Тема 13. Экологические преступления   - - -  
Тема 14. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта     -    
Тема 15. Преступления в сфере компьютерной информации   - - -  
Тема 16. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства   - - -  
Тема 17. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления     -    
Тема 18. Преступления против правосудия     -    
Тема 19. Преступления против порядка управления     -    
Тема 20. Преступления против военной службы   - - -  
Тема 21. Преступления против мира и безопасности человечества   - - -  
Экзамен          
ВСЕГО за 7 семестр          
ВСЕГО за год          


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: