Резервы головного мозга

У современных ученых нет сомнений в том, что головной мозг человека таит в себе огромные резервы. Мы только начали осознавать, что он является биологическим суперкомпьютером и что сегодня мы лишь стоим на пороге открытия тех удивительных способностей, которыми он обладает. И самое первое, что нам предстоит сделать, это изучить, каким образом наш мозг функционирует. В коре головного мозга более десяти биллионов нервных клеток, расположенных в определенном порядке. Предполагается, что в каждый данный момент в нашем мозге происходит от 100000 до 1 миллиона химических реакций.

Учеными было проведено сравнение между человеческим мозгом и одним из самых больших компьютеров в мире под названием “Крей”. При этом было установлено, что для решения одной и той же задачи компьютер, при условии, что он будет осуществлять 400 миллионов действий в секунду, должен работать сто лет, в то время как мозг может совершить ту же работу за одну минуту. Наш мозг состоит из десяти биллионов постоянно функционирующих частей и способен воспринять десять новых фактов в секунду. Было подсчитано, что человеческий мозг может накопить информацию, приблизительно равную ста триллионам слов, и что каждый из нас использует лишь небольшую часть этого богатства.

Все ученые, занимающиеся наблюдением за человеческим мозгом и его деятельностью, согласны с тем, что люди пока даже не коснулись поверхности этого удивительного чуда. В нем, как дуб в желуде, спят грандиозные силы, которые со временем проснутся и примутся за работу. Так, работа Роджера Сперри в 1960-х годах, заслужившая Нобелевскую премию в области физиологии, открыла новые замечательные подходы к пониманию принципов работы человеческого мозга. Позже некоторые особенно плодотворные идеи получили дальнейшее развитие. Например, открытие того, что две части мозга эффективно действуют как две самостоятельные системы, изменили наше понимание человеческого мышления и поведения. Установлено, что мозг использует оба полушария по-разному, в зависимости от задачи и обстоятельств.

Теперь общепризнано, что левая половина мозга отвечает за логические операции, счет, установление последовательности. Левое полушарие, в основном, руководит следующими видами умственной деятельности: математика, языки, логика, анализ, письмо и другие аналогичные виды деятельности. Это логический, линейный, конкретный и практичный мозг. Он ответственен за рассуждения, анализ, расчеты и обработку фактов. Правое полушарие совсем другое. Оно контролирует инициативу и творчество, воображение, восприятие цвета, музыки и чувство ритма, мечты. Правую половину характеризует целостное восприятие, она имеет дело со всеми аспектами идеи или ситуации одновременно, поэтому она мыслит образами. Это артистичная, абстрактная сторона мозга, наделенная воображением. Левое полушарие стимулируется интенсивным, логическим, линейным представлением информации. Правое полушарие лучше обрабатывает информацию в состоянии расслабленности. Оно использует так называемый холицистический метод восприятия информации. В таблице 2.1. приведены функции левого и правого полушария головного мозга [11, с.16].

Таблица 2.1

ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ
обработка только одного фрагмента информации интеграция в единое восприятие многих данных
линейная обработка информации образное мышление
последовательные действия знание без четких определений
письмо рассмотрение решения в целом
анализ рассмотрение сходства
связь идей интуиция
абстракция озарение
формирование категорий внутреннее чувство
логика синтез
рассудочность визуализация
суждение зрительная память
математика распознавание образов
вербальная память привязка вещей к настоящему
использование символов  

Почти всё время оба полушария работают вместе, разделяя обязанности и объединяя потоки мыслей. Многие важнейшие творческие открытия в истории человечества были сделаны благодаря использованию обоих полушарий головного мозга. Так, Леонардо да Винчи был не только прекрасным математиком, но ещё владел многими языками, обладал развитым логическим и аналитическим мышлением, великолепно пользовался воображением, чувствами цвета, ритма и формы. Альберт Эйнштейн открыл свою теорию относительности, когда воображал, что он несётся сквозь космическое пространство на луче света. Идеи приходили к нему в виде картин и образов, которые он потом формулировал словами.

В 50-е – 60-е годы в Болгарии психологом Г. Лозановым проводились интенсивные исследования процесса, с помощью которого люди учатся и записывают информацию. Учёный был заинтригован примерами “сверхобучения”, наблюдаемыми в мире. Так известно, что мусульманские студенты перед поступлением в любой мусульманский университет запоминают и цитируют весь Коран, книгу объемом с Новый Завет. При этом он установил, что быстрое обучение происходит именно тогда, когда обе части мозга работают в гармонии друг с другом. Во время его экспериментов группы учеников рассаживались в расслабленном состоянии с закрытыми глазами, и комнату наполняла мягкая музыка. Инструктор зачитывал списки слов на иностранном языке, повторяя их различными способами. С помощью этого метода студенты обучались с удивительной скоростью. Они запоминали 98% того, что им преподавали. К сожалению, подобные результаты не были подтверждены при использовании этого метода другими авторами.

Таким образом, в результате работы обоих полушарий наблюдается огромное увеличение всех способностей и эффективности деятельности человека [3, с. 17-18]. В настоящее время существует немало доказательств того, что упражнения и физическая активность стимулируют работу мозга, и этот процесс не зависит от возраста. Разработаны и широко применяются системы техник тренинга, которые позволяют сочетать функции обоих полушарий головного мозга.

Одновременно мозг функционирует как целостная система. При этом происходит обработка колоссального объема информации и контролируется множество ситуаций. Наш отечественный ученый профессор Анохин был одним из первых, кто осознал, что не количество клеток мозга определяет интеллект, а их связи между выпуклостями, расположенными на “щупальцах” клетки. Знание о том, что весь приобретенный жизненный опыт записывается в нашем мозге, словно программа на жестком диске компьютера, изменило наше представление об интуиции, памяти и самом процессе мышления.

Недавно в изучении головного мозга был обнаружен ещё один огромный нетронутый потенциал. Установлено, что верхняя часть мозга, называемая по-разному: “сознательным” мозгом, “интеллектуальным” мозгом, занимается, прежде всего, интеллектуальной деятельностью, и когда мы говорим о левом и правом полушариях головного мозга, то имеем в виду именно его. Люди способны сознательно ухватить лишь очень маленький кусочек информации, которую предлагает нам мир. Сознание весьма ограничено и способно сохранить следы максимум семи переменных или единиц информации в любой момент времени. Оно непрерывно сортирует получаемые впечатления и выполняет четыре важнейших функций: идентификация входящей информации, ее сравнение, анализ и принятие решений. В каждый данный момент времени сознание может работать только с одной мыслью.

Нижний мозг, именуемый “подсознательным” мозгом, “инстинктивным” или “эмоциональным” мозгом, руководит всеми ежедневными видами деятельности,о которых практически не заботится наш сознательный мозг. Подсознание –это жизнеобеспечивающие процессы организма, результат прошлого опыта, того, что человек не замечает в настоящий момент. Таким образом, оно является значительно более осведомленным, чем сознание. Подсознание представляет собой огромный банк данных. Его мощь практически ничем не ограничена. В нем сохраняется все, что с человеком происходит. Функциями подсознания являются хранение и выдача информации. Оно постоянно проверяет, действуем ли мы в точном соответствии с тем, как запрограммированы, или допускаем какие-то нарушения.

Наглядно представление о структуре взаимодействия мозга и потоков информации, сознания и подсознания может дать рис. 2.1.

Рис. 2.1. Взаимодействие сознания и подсознания

Человек должен научиться пользоваться мощью своего подсознания, освоить методы его активизации. Для этого необходимо знать, как оно устроено и как работает. Сознание может заставить подсознание принести ту или иную информацию, классифицированную в клетках памяти. Но между ними находится некий препятствующий “шлюз-блокиратор”, блокирующий информацию, принесенную подсознанием. Сознательный рассудок может концентрироваться только на одной идее и не может копаться в подсознании. Подсознание имеет память, но не имеет разума, иначе многие ячейки памяти были бы искажены. “Шлюз-блокиратор” пропускает лишь одну мысль. Но он не мешает проходить информации в подсознание, где она хранится в блоках долговременной памяти. Подсознание субъективно, оно не думает и не делает выводов, а просто подчиняется командам, которые получает от сознания. Можно сказать, что сознание командует, а подсознание подчиняется. Исходя из результатов многочисленных экспериментальных исследований, мы уже знаем, что верхний мозг имеет возможность программировать деятельность нижнего и что с помощью наших мыслей, слов, внушения и самовнушения можно воздействовать на мотивацию, силу воли и другие определяющие характеристики человека.

Если прибегнуть к аналогии, сознание можно уподобить невидимому программисту, который знает все правила, относящиеся к специфическим видам человеческой деятельности. Сознание запечатлевает в мозге, который действует подобно мощнейшему компьютеру, те знания, которые необходимы человеку в каждый данный момент. Сознательный уровень нашего существования, подобно верхушке айсберга, содержит незначительную часть имеющихся знаний. Подсознание, подводная часть нашего мозга, представляет собой весь личный опыт нашей жизни, всё, что мы когда-либо узнали, испытали, сделали, чувствовали и думали. Таким образом, можно утверждать, что благодаря подсознанию, “наше прошлое всегда с нами, будучи постоянно изменяемо настоящим, или осознанным уровнем нашего сознания, чтобы осуществлять наше будущее”.

В научной литературе мы встречаем утверждение, что неосознаваемая деятельность мозга содержит три группы явлений [12, с. 266]:

1. Бессознательное (досознательное) – витальные (биологические) потребности в пище, воде, продолжении рода и прочие врождённые побуждения.

2. Подсознание – всё то, что было осознаваемым или может стать таковым в определённых условиях. Сверх – Я, действующее изнутри.

3. Творческое начало в деятельности мозга представлено механизмами сверхсознания.

Подсознание и бессознательное постоянно оказывают влияние на наше мышление и поведение. Сознательное обучение, обычно путем повторения, постоянно проникает в подсознание и оттуда в безграничное бессознательное. Подсознание –это область действия закона притяжения, своеобразная станция, посылающая ментальные сигналы, вибрации и мыслительную энергию. Как только человек начинает верить в возможность осуществления какого-то действия, то подсознание начинает работу как передатчик ментальной энергии, в результате чего притягивает людей и обстоятельства, гармонично соответствующие новым доминантным мыслям. И чем эмоциональнее отношение к чему-то конкретному, тем скорее подсознание подскажет, что можно сделать для воплощения желаемого в реальность.

Подсознание реагирует на внушение. Поэтому, если мы концентрируем наше сознательное внимание на одной мысли, то мы увеличиваем мощь внушения и с его помощью можем проникнуть в подсознание. Поэтому размышления о новой цели воспринимаются подсознанием как команда. Оно начинает корректировать слова и поступки таким образом, чтобы они работали на достижение цели и желаемого результата. При этом действуют, по мнению Б. Трейси, такие два закона:

Во-первых, закон концентрации, который гласит: все, о чем человек размышляет, увеличивается в размерах. Успех и счастье дается тем людям, которые вырабатывают способность целиком сосредоточиться на чем-то одном и не оставлять это без внимания до тех пор, пока процесс достижения запланированного или задуманного не будет завершен.

Во-вторых, закон подстановки, который является расширением закона контроля. Он утверждает, что сознание в каждый момент времени может удерживать только одну мысль и поэтому можно производить замену одной мысли на другую. Используя при этом принцип выталкивания, можно вполне сознательно и целенаправленно заменить негативные мысли позитивными [18, с. 114-116].

Чтобы научиться ясно и точно мыслить, необходимо понять следующее:

1. Мозг необходимо контролировать, направлять на достижение созидательных конструктивных целей.

2. Мозг может служить достижению деструктивных целей, он может разрушать и уничтожать, если его не контролировать.

3. Мозг обладает властью над всеми клетками тела. Он может заставить каждую клетку работать правильно или нарушить нормальное выполнение клеткой ее функций.

4. Все достижения человека являются результатом мысли. Роль, играемая телом, вторична, а во многих случаях тело вообще выступает только вместилищем мозга. Поэтому надо научиться делать мысль конструктивной и сильной.

5. Величайшие достижения человечества обычно являются результатом идей, созданных мозгом одного человека и претворенных в действительность другими людьми.

6. Большинство мыслей, созданных умами людей, не являются точными, скорее, это просто мнения, часто поспешные и поверхностные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: