с позиций нейролингвистического программирования

Наша окружающая среда приводится в соответствующее состояние посредством тех ментальных моделей мышления, которых мы придерживаемся. Наши мысли проявляются во всех наших поступках, и часто мы не осознаем, каким образом это происходит. Однако помимо нашей воли эти мысли постоянно посылают в окружающий мир сигналы, отражающие наши желания, убеждения и наши личностные качества. Мир реагирует на эти сигналы, поэтому для изменения реакций необходимо изменить посылаемые сигналы. Одним из действенных средств формирования этих сигналов и их изменения в желаемом направлении являются технологии нейролингвистического программирования (НЛП). Они широко используются для формирования желаемого психического состояния человека и его установки на определенный вид деятельности.

НЛП предоставляет нам возможность научиться управлять своими внутренними образами и сигналами. Для этого мы сможем задействовать потенциал самого мощного компьютера, известного в нашем мире, то есть нашего головного мозга, который представляет собой в значительной степени незадействованный ресурс человека. Устанавливаемые нами связи, процесс воспоминаний и способ получения информации, определяются нашими индивидуальными особенностями. Если мы поймем природу этих представлений, то сможем научиться контролировать свои мысли и переживания. Наши мысли определяют то, кем мы являемся на самом деле.

НЛП отражает фундаментальную идею, что поведение человека берет начало в неврологических процессах видения, слушания, восприятия запаха, вкуса, прикосновения и ощущения. Мы воспринимаем мир через пять своих органов чувств, мы извлекаем “смысл” из поступающей от них информации и затем руководствуемся этим смыслом. Наша неврология включает в себя не только невидимые мыслительные процессы, но и наши видимые физиологические реакции на идеи и события. Одно является отражением другого на физическом уровне. Тело и разум образуют неразделимое единство, человеческое существо. Вначале мы воспринимаем информацию с помощью органов чувств, затем мысленно её воспроизводим и интерпретируем. Модели нашего мышления определяют то, как мы “кодируем” свои переживания.

Существуют разные типы процессов мышления, основными из них являются следующие [7, с. 17].

Визуальное мышление, при котором мы видим мысленные картины и воспроизводим идеи, воспоминания и впечатления как ментальные визуальные образы.

Слуховое или аудиальное мышление, при котором мы мысленно слышим звуки. Ими могут быть разные голоса, шумы или, например, звук наливаемого кофе.

Кинестетическое мышление, имеющее место в том случае, когда наши мысленные образы опираются на чувства. Они могут быть внутренними эмоциями или мысленным воспроизведением некоторого физического соприкосновения. Сюда можно включить вкус и обоняние.

Мы используем свои органы чувств внешним способом, чтобы воспринимать мир, и внутренним, чтобы “репрезентировать” (перепредставлять) переживания самим себе. В НЛП те пути, по которым мы получаем, храним и кодируем информацию в своем мозге, –картинки, звуки, ощущения, запахи и вкусы известны как репрезентативные системы. Визуальная, аудиальная и кинестетическая система являются первичными репрезентативными системами, используемыми в западной культуре. Ощущения вкуса и запаха, а, следовательно, вкусовая и обонятельная системы, не являются столь же важными, как названные, и часто включаются в состав кинестетической системы. Они часто служат в качестве мощных и очень быстрых связей с картинками, звуками и ощущениями, ассоциированными с ними.

Сенсорная репрезентативная система – это система, состоящая из сенсорного анализатора, воспринимающего и совершающего первичную обработку поступающей информации от внешних и внутренних раздражителей, и нейронных путей, передающих эту информацию в закодированном виде в соответствующие зоны коры головного мозга для окончательной переработки и использования первичной информации. Сенсорные репрезентативные системы являются своего рода “фильтрами” восприятия. Они определяют тот спектр восприятия реального мира, который физиологически доступен человеку.

Каждая система напрямую связана с операциями получения, переработки, организации, хранения и вывода информации. Используя их в той или иной последовательности, человек создает свою собственную репрезентацию (отражение) реального мира или, другими словами, субъективную модель мира. От направленности нашего внимания зависит то, в каких комбинациях используются сенсорные репрезентации для кодирования записи происходящих вокруг нас процессов и событий. Известно, что сознательно человек может воспринимать 7+-2 единицы информации одновременно. Разные люди по-разному “распределяют” этот резерв восприятия между отдельными системами.

Мы постоянно используем все три первичные репрезентативные системы, хотя осознаем их не в равной степени. При этом часто мы имеем склонность отдавать предпочтение одной из них по сравнению с другими. Например, многие люди обладают так называемым внутренним голосом, который возникает в аудиальной системе. Они перечисляют аргументы, вторично прослушивают речи, подготавливают реплики и, как правило, обсуждают различные вещи сами с собой. Тем не менее, это лишь один из способов мышления. Репрезентативные системы не являются взаимоисключающими. Можно визуализировать сцену, одновременно слышать звуки, хотя может оказаться трудным обращать внимание на все три системы одновременно.

В любом случае некоторая часть мыслительного процесса все-таки останется неосознаваемой. Мы постоянно используем все наши внешние каналы восприятия, хотя обращаем больше внимания на один из каналов, чем на другой, в зависимости от того, что мы делаем. Мы способны использовать все системы, но уже к возрасту 11 или 12 лет складываются явные предпочтения. Это значит, что некоторые люди являются естественным образом более “талантливыми” в отдельных задачах и умениях, они научились и стали более успешными экспертами в использовании одного или двух внутренних каналов восприятия.

Ни одна из систем не является абсолютно предпочтительной, все зависит от того, что мы хотим сделать. Так, атлеты нуждаются в хорошо развитом кинестетическом осознании. Трудно стать хорошим архитектором или конструктором, не имея способности создавать ясные сконструированные мыслительные картинки. Умение, объединяющее всех гениев, заключается в том, что они свободно переходят от одной репрезентативной системы к другой и используют наиболее подходящую из них для решаемой задачи.

Аналогично тому, как мы имеем предпочитаемую репрезентативную систему для своего осознаваемого мышления, так у нас есть предпочитаемые средства для введения информации в свои осознаваемые мысли. Эта ведущая система является внутренним каналом, который мы чаще всего используем в качестве ключа доступа к нашей памяти. Именно так информация достигает уровня осознания разумом. Ведущая система аналогична запускающей программе компьютера –незаметная, но необходимая для работы компьютера. Ее иногда называют системой ввода, поскольку она поставляет материалы для сознательного обдумывания.

Большинство людей имеют предпочитаемую систему ввода, но она не обязана совпадать с их первичной системой. Один и тот же человек может иметь различные ведущие системы для разных типов переживаний. Богатство и размах наших мыслей зависит от способностей устанавливать связи и переходить при необходимости от одного способа мышления к другому. Одновременная и неосознаваемая связь между каналами восприятия называется синестезией. То, как человек входит в свою предпочитаемую репрезентативную систему, часто оказывается его наиболее устойчивым типичным паттерном синестезии.

Синестезии представляют собой важную часть того, как мы думаем, а некоторые из них являются настолько укоренившимися и широко распространенными, что кажется, будто они вплетены в наш мозг с самого рождения. Например, цвета часто связаны с настроением: красный с гневом, голубой со спокойствием. Музыка широко использует синестезии: визуально воспринимаемая высота расположения ноты в нотном стане связана с тем, как высоко она звучит. Кроме того, некоторые композиторы ассоциировали определенные музыкальные звуки с определенными цветами. Синестезии возникают автоматически. Таким образом, мы воспринимаем информацию об окружающем нас мире с помощью органов чувств. Далее мы мысленно воспроизводим информацию, получаемую от сенсорных систем. Модели нашего мышления определяют то, как мы “кодируем” свои переживания. НЛП дает нам возможность управлять этими внутренними процессами.

В последние годы объектом пристального внимания ученых и психологов стал компьютер в качестве модели работы головного мозга. При этом наши мысли и действия можно сравнить с компьютерными программами и результатами их выполнения. Если бы мы научились изменять и совершенствовать свои мыслительные программы так же, как мы это делаем с компьютерным программным обеспечением, то могли бы немедленно получать нужные нам положительные изменения в поведении. Мы получили бы возможность добиваться быстрых улучшений в том, как мы думаем, чувствуем, действуем и живем.

При этом НЛП можно сравнить с использованием электрического тока, который приводит в действие и компьютеры, и телефоны, и многое другое. Электрический ток, по отношению к работе каждого из этих устройств, является определенной основой. В случае человеческого поведения такой основой является работа головного мозга. НЛП занимает передовые позиции в области создания технологий развития личности, потому что оно в своих исследованиях использует фундаментальные принципы работы человеческого мозга. Поэтому НЛП всегда подскажет вам способ, пользуясь которым вы сможете улучшить свои возможности и достичь успеха в жизни.

В результате, научившись управлять своим мышлением, мы сможем достичь желаемых результатов, а именно [13, с. 15]:

• изменить восприятие ситуации и людей;

• управлять собственными реакциями;

• сохранять в памяти такие образы, которые помогут нам стать той личностью, какой мы хотим быть;

• стать творцом своей будущей жизни;

• строить отношения с другими людьми, соответствующие нашим желаниям.

Вопросы для самоконтроля и проверки

1. Что мы имеем в виду, когда говорим о полном потенциале человека?

2. Раскройте роль головного мозга в раскрытии полного потенциала человека.

3. Каковы функции левого и правого полушарий головного мозга?

4. От чего зависит реализация неиспользованных ресурсов человека?

5. Существуют ли пределы возможностей человека и чем они обусловлены?

6. Что представляют собой сознание и подсознание человека и как они соотносятся?

7. Назовите основные законы функционирования подсознания.

8. Какие существуют пути и средства для развития скрытых возможностей человека?

9. Можно ли научиться ясно мыслить и что для этого нужно?

10. Какова роль позитивного и негативного мышления?

11. Назовите особенности людей с позитивным мышлением.

12. Назовите особенности людей с негативным мышлением.

13. Как сквернословие отражается на ДНК человека?

14. Какова сущность нейролингвистического программирования и его технологий?

15. Какова роль нейролингвистического программирования в саморазвитии и формировании личности?

16. Как связано НЛП с другими науками?

17. Назовите основные типы мышления и их особенности.

Рекомендуемая литература

1. Акимов А.Е. Физика признаёт Сверхразум // Чудеса и приключения. – 1996, № 5. – С. 24-27.

2. Аткинсон В. Сила мысли. – М., 1996.

3. Бендлер Р. Используйте свой мозг для изменения. СПб., 1994.

4. Бобров А.В. Полевая концепция механизма сознания // Сознание и физическая реальность.М., 1999, т.4. № 3. – С. 47-59.

5. Дилтс Р. Моделирование с помощью НЛП. – СПб., 2001.

6. Гроф С. За пределами мозга. – М., 1992.

7. Коннор Д., Сеймор Д. Введение в нейролингвистическое программирование. Челябинск, 1997.

8. Войно-Ясенецкий В.Ф. О духе, душе и теле. – Сыктывкар, 1993.

9. Кудин В.А. Всесторонне подготовленная гуманитарно-техническая элита // Проблеми та перспективи формування національної гуманітарно-технічної еліти. – Ч. 1. – Харків: НТУ “ХПІ”, 2002. – С. 58-64.

10. Махариши Махеш Йоги. Наука бытия и искусство жития. – М., 2000.

11. Микалко М. Тренинг интуиции. СПб., 2001.

12. Науменко Г.М. Тайны сознания. Путь к здоровью. – М., 2002.

13. Найт С. Руководство по НЛП. – София: Изд-во “Речь”, 2001.

14. Павлов И.П. Полн. собр. соч. М.-Л., 1951, т. 3, кн.1.

15. Симонов П.В. Созидающий мозг. Нейробиологические основы творчества. – М., 1993.

16. Радьяр Д. Планетаризация сознания. М., 1995.

17. Тойч Ч. Духовный разум. Ключ к человеческой эффективности. – Днепропетровск, 2001.

18. Трейси Б. Достижение максимума. Минск, 2000.

19. Рампа Т. Лобсанг. Третий глаз. – Л., 1991.

20. Свами Шивананда. Йога и сила мысли. – “София”, 2001.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: