ОБЗОРНАЯ ЛЕКЦИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ АДМИНИТРАТТИВНОГО ПРАВА
Оглавление:
Тема 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ. 1
Тема 2. СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА.. 4
Тема 3. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ.. 6
Тема 4. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ.. 9
Тема 5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ 14
Тема 6. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ. 19
Тема 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Административное право, являясь одной из ведущих отраслей государственного права, регулирует те общественные отношения, которые складываются в процессе организации и осуществления государственного управления. Иначе говоря, административное право – это право управления, так как само слово «администрация» означает управление. Следовательно, административное право, это право управленческое, оно «обслуживает» сферу управления.
Административное законодательство берет свое начало с рождения государства, но как правовая отрасль, как комплекс правовых актов сформировалось на стадии развития государства, его публичных полномочий, когда оно приобрело централизованный характер и стало подбирать под свое влияние и регулирование в масштабе страны значительную долю хозяйства, финансы, торговлю и общественную нравственность, внутренний порядок, безопасность и т. д.
|
|
Наука административного права является юридической наукой. Она представляет собой систему научных взглядов и представлений, знаний и теоретических положений об отрасли административного права и предмете его регулирования.
Предметом данной науки является:
· исследование государственного управления (исполнительной и распорядительной деятельности), складывающейся в сфере общественных отношений, и административно-правовых норм, регулирующих эти отношения;
· анализ практики реализации этих норм;
· выявление и изучение общих и характерных закономерностей административного регулирования общественных отношений;
· исследование правового положения в сфере государственного управления;
· исследование правового статуса органов государственного управления;
· исследование правового положения общественных организаций в сфере управления;
· исследование правового положения государственных и общественных служащих.
Социальное, в том числе и государственное, управление представляет собой организующую деятельность людей, которая осуществляется для достижения определенных целей. Управление предполагает наличие субъекта управления (тот, кто управляет) и объекта управления (тот, кем управляют). Между ними существует прямая и обратная связь.
|
|
Социальное управление в обществе подразделяется на два вида: государственное управление (управление делами государства) и негосударственное управление (управление делами частных организаций, общественных формирований и т. п.).
Государственное управление в широком смысле слова осуществляют все органы государства. Это управление реализуется в следующих формах (направлениях) деятельности: законодательной, исполнительной и судебной.
Деятельность органов управления осуществляется в таких специфических и организационных формах как планирование, финансирование, материально-техническое снабжение, подбор и расстановка кадров, установление прав и обязанностей работников, принятие решений и их исполнение, проверка исполнения и других.
Общественное управление представляет собой осуществляемую параллельно с органами государственного управления деятельность общественных организаций по осуществлению руководства хозяйственным и культурно-политическим строительством, а также развитием самодеятельности и активности негосударственных коллективов граждан.
Государственное управление – это исполнительно-распорядительная деятельность органов государственного управления по непосредственной практической организации общественных процессов.
Социальное управление состоит из ряда функций, т. е. направлений деятельности. Функции государственного управления подразделяются на общие, специальные и обеспечивающие.
К общим функциям относятся: прогнозирование, планирование, организация, регулирование, контроль, учет и анализ.
К специальным (основным) функциям относятся: защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение личной безопасности граждан и общественной безопасности, охрана общественного порядка и собственности; обеспечение обороноспособности страны; охрана государственной границы; осуществление социально-экономической, военной политики и международных отношений.
К обеспечивающим функциям относятся: кадровая, материально-техническая, финансовая, делопроизводственная и другие.
Однако по мере общественного развития изменяются содержание, цели, формы и методы управления. С возникновением государства руководство обществом осуществляется через государственное управление. На основании изложенного можно сформулировать основные черты государственного управления:
· является организующей деятельностью;
· носит государственно-властный характер;
· носит непосредственный деятельный характер, т. е. в процессе осуществления управленческой, исполнительной деятельности повседневно реализуются функции государства;
· осуществляется специально уполномоченными на то субъектами управления.
Государственное управление базируется на основных положениях –принципах. Содержание принципов объективно выражает сущность управления, исполнительной деятельности, ее наиболее характерные черты.
Принцип государственного управления – это основополагающие идеи, в соответствии с которыми должен строиться и функционировать аппарат, осуществляющий государственное управление.
Принципы государственного управления получают закрепление в Конституции Российской Федерации, в уставах общественных организаций, участвующих в государственном управлении.
В системе управленческой, исполнительной деятельности выделяются общие (социально-правовые) и организационные принципы.
К общим принципам государственного управления относятся:
· объективность;
· конкретность;
· эффективность;
· сочетание централизации и децентрализации;
· законность;
· дисциплина.
Организационные принципы управления включают в себя две группы. К первой группе относятся принципы:
|
|
· отраслевой;
· территориальный;
· линейный;
· функциональный;
· двойного подчинения.
Во вторую группу организационных принципов входят:
· рациональное распределение полномочий между субъектами исполнительной деятельности;
· ответственность субъектов этой деятельности за результаты их работы;
· сочетание единоначалия и коллегиальности.
Все принципы управления связаны между собой и взаимообусловлены. Ввиду этого эффективность управления достигается последовательным применением всей системы принципов и каждого из них в отдельности.
Государственное управление подразделяется на сферы и отрасли. В сферу входят вопросы управления общего, надведомственного характера (планирование, материально-техническое снабжение, стандартизация и др.).
Самостоятельной отраслью управления в области административно-политического строительства является управление внутренними делами.
Управление внутренними делами –это деятельность компетентных органов государства по обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности, государственной и общественной собственности, личности, прав и законных интересов граждан, защиты их от преступных и иных противоправных посягательств, а также нормальных условий для деятельности государственных и общественных организаций, труда и отдыха граждан.
Управление внутренними делами имеет свою специфику, которая выражается в правоохранительном характере управления. Оно направлено на претворение в жизнь законов и подзаконных актов, предупреждение правонарушений; создание условий государственным органам, предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам для реализации их прав и возложенных на них обязанностей; воспитание у граждан чувства уважения к законам и нормам права.
Управление внутренними делами характеризуется также единоначалием и высокой служебной дисциплиной.