Тема 2. Субъекты административного права

К субъектам административного права относятся: органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и иные некоммерческие организации, общественные объединения и их служащие, государственные служащие и граждане.

Все органы исполнительной власти обладают административной правосубъектностью, которая определяется уставом или положением о том или ином органе. В уставе или положении об органе управления в рамках административной правосубъектности определяется его компетенция: назначение и структура органа, его задачи, функциональные обязанности, объем полномочий, формы и методы деятельности.

Исполнительно-распорядительная деятельность осуществляется разнообразными органами исполнительной власти, которые могут быть классифицированы в зависимости от общих, существенно важных признаков сходства и различия.

Слушатели должны знать виды, систему и административно-правовой статус действующих органов исполнительной власти.

Органы местного самоуправления, как субъекты административного права, осуществляют исполнительно-распорядительные функции в районах, городах, поселках и других населенных пунктах.

Местная администрация решает свои вопросы с учетом интересов населения, на основании и во исполнение действующего законодательства. К числу субъектов административного права относятся предприятия (хозяйственные товарищества и общества), учреждения и иные некоммерческие организации (потребительские кооперативы, фонды и др.), осуществляющие, соответственно, хозяйственные, управленческие, социально-культурные и иные функции, обеспечивающие удовлетворение материальных и духовных потребностей людей, общества и государства.

Все они вступают в административно-правовые отношения с органами исполнительной власти и иными субъектами административного права в связи с осуществлением своих функций.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Общественные объединения могут создаваться в следующих формах:

- общественная организация –создается для защиты общих интересов и достижения уставных целей (ДНД, товарищеские суды);

- общественное движение –преследует социальные, политические и иные общественно полезные цели (движение за мир, «Greenpeace»);

- общественный фонд –это один из видов некоммерческих объединений, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов или пожертвований (фонд им. Горбачева);

- общественное учреждение создается с целью оказания конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих целям этого объединения;

- орган общественной самодеятельности, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы (уличные комитеты, родительские комитеты и т.д.).

Все государственные служащие являются субъектами административного права. Они обладают правами и свободами, а также несут обязанности и ответственность перед обществом и государством наравне со всеми гражданами.

Федеральная государственная служба –это особая форма участия граждан в осуществлении функций государства, состоящая в выполнении служебных полномочий лицами, занимающими определенные должности в государственном органе и получающими от государства вознаграждение за свой труд.

Государственная служба осуществляется в соответствии с принципами исполнительной власти. Вместе с тем, она имеет свои специфические принципы, раскрывающие ее содержание.

Принципы государственной службы:

1. Законность – заключается в точном и неуклонном исполнении всеми без исключения субъектами Конституции РФ, законов и подзаконных актов.

2. Обязательность решений вышестоящих в порядке подчиненности государственных органов и должностных лиц, принятых в пределах их компетенции, для нижестоящих государственных органов и должностных лиц.

3. Подконтрольность и подотчетность государственных органов и деятельности государственных служащих.

4. Внепартийность государственной службы. В государственном органе не образуются структуры политических партий и движений. Федеральные государственные службы руководствуются законодательством и не связаны при исполнении должностных обязанностей решениями партий, политических движений и иных общественных объединений.

5. Равный доступ граждан РФ к государственной службе в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой без какой-либо дискредитации.

6. Ответственность федеральных государственных служб за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.

7. Социальная защищенность федеральных государственных служащих.

8. Стабильность государственной службы.

В соответствии с классификацией государственных служащих, выделяются четыре родовые группы: должностные лица, представители власти, специалисты и вспомогательный персонал.

Каждый гражданин является субъектом административно-правовых отношений. Главной особенностью граждан как участников административно-правовых правоотношений является то, что они выступают в качестве частных лиц, то есть реализуют свои личные общегражданские права и обязанности в сфере исполнительной власти, а не права государственных или общественных организаций и их должностных лиц.

Нормами административного права устанавливается административ­ная правоспособность и дееспособность гражданина.

Административная правоспособность – это признаваемая государством способность гражданина иметь права и нести обязанности, предусмотренные нормами административного права. Административная правоспособность возникает с момента рождения и прекращается смертью гражданина.

Основной особенностью административной правоспособности является то, что ее осуществление ограничивается рамками государственного управления. Административная правоспособность служит основой административной дееспособности, которая является необходимым условием реализации прав и обязанностей гражданина.

Административная дееспособность гражданина –это фактическая возможность реализации предоставленных ему прав и выполнение возложенных на него обязанностей в сфере государственного управления. Она наступает, как правило, при достижении определенного возраста. Полная административная дееспособность наступает – с 18 лет, ограниченная – с 16, а во многих случаях – и с более раннего возраста (всеобщее обязательное обучение).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: