систематизация нормат правовых актов -деят-ть гос-х органов,негос-х орг-ций,отдельных лиц по упорядочению,усовершен-нию норм-го правового мат-ла, приведению его в определенную согласованную с-му.
Современные юрид наука и практика различают 3 основные формы систем-ции нормат правовых актов: кодификацию, инкорпорацию и консолидацию.
-Кодификация- деят-ть компетентных субъектов правотворчества по созданию сводного норм-го правового акта,к-я осущ-тся путем глубокой и всесторонней переработки действующего законод-ва и внесения в него новых существенных изменений
Обычно проявляется в принятии кодексов. В ряде случаев формами код-ции выступают уставы, положения, правила, инструкции.
-Инкорпорация- объединение норм-х правовых актов в сборники или собрания действующего законод-тва в определенном порядке без изменения их содержания.
В отличие от кодификации при инк-ции производится лишь внешняя обработка норм-х правовых ак- тов.Бывает официальной и неофициальной.
*официальная-упорядочиванием действующих норм-х правовых актов занимаются компетентные гос органы, к-м это поручено (например, парламент, президент, правительство, Министерство юстиции).Сборники законодательства имеют официальный характер и на них можно ссы- латься в процессе правоприменения и правотворчества. Различают два вида официальной инкорпорации: хронологиче- скую и предметную (систематическую). Хронологическая инкорпорация – это такая форма систематиза- ции, при которой упорядочивание нормативных правовых актов про- изводится по времени их опубликования и вступления в законную силу. При этом каждый нормативный акт имеет порядковый номер, указываются его точное наименование, дата принятия. Например, Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правитель- ства Республики Беларусь. Систематическая инкорпорация представляет собой упорядо- чение нормативных правовых актов по предметному признаку, т. е. по отраслям права, правовым институтам, сферам государственной
|
|
11.Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Действие во времени определяется моментами вступления нормативного акта в силу.
Утрата юридической силы:
а) истечения срока;
б) прямой официальной отмены действующего нормативно-правового акта;
в) замены одного нормативно-правового акта другим актом.
З акон обратной силы не имеет, то есть он не распространяется на правоотношения, возникшие до его вступления в силу.
В порядке исключения нормативно-правовой акт обретает обратную силу:
а) если указание на это имеется в самом акте;
|
|
б) если он устраняет или смягчает уголовную и административную ответственность.
Также в порядке исключения может быть применен еще один принцип действия нормативно-правового акта во времени - когда закон, утративший юридическую силу, по специальному указанию нового закона может продолжать регулирование некоторых вопросов.
В пространстве:
а) распространяться на всю территорию государства;
б) действовать лишь на какой-то точно определенной части страны;
в) предназначаться для действия за пределами государства, хотя в соответствии с принципами государственного суверенитета общее правило таково, что законы того или иного государства действуют лишь на его территории.
Государственная тер-ия: часть земного шара (включающая в себя сушу, недра, воздушное и водное пространство), которая находится под суверенитетом данного государства и на которую государство распространяет свою власть. Суверенитет распространяется на тер-ию своих посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море и других объектов, принадлежащих государству и находящихся в открытом море или космосе.
Действие нормативно-правового акта по кругу лиц: распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся его адресатами.
Исключения:
а) иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами ряда правоотношений (например, быть судьями, состоять на службе в Вооруженных Силах России);
б) иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уголовной и административной ответственности по российскому законодательству;
Круг лиц, на которых распространяет свое действие тот или иной нормативно-правовой акт, может определяться также по признаку пола, по возрасту (несовершеннолетние), по профессиональной принадлежности (например, военнослужащие), по состоянию здоровья (инвалиды) и др.