Модуль II

2.1. Бытие - это:

- существование только предметов материального мира;

- все существующее, т.е. все виды материи и все виды идей с ними связанные;

- достоверность, очевидность того, что существует;

- существование явлений иллюзорного сознания?

2.2. Античный философ, считавший, что бытие вечно текущее, находящееся в постоянном движении:

- Фалес,

- Гераклит,

- Платон,

- Демокрит,

- Анаксимандр,

- Ксенофан?

2.3. С позиции какого направления в философии считается верным утверждение: «Материя есть постоянная возможность ощущений»?

- материализма,

- идеализма,

- дуализма,

реализма.

2.4. Понятие «материя» представляет собой:

- бессмысленную логическую конструкцию,

- тождественное с поня­тием вещества,

- существование в возможности,

- объективную реальность,

- конструкцию, кото­рую легко заменить понятием бытия?

2.5. Древнегреческий философ, признавший материю как первооснову всего существующего, но считавший ее инертным началом, которому противостоит активное начало (форма):

- Гераклит,

- Сократ,

- Демокрит,

- Протагор,

- Аристотель?

2.6. Кто из античных философов отрицал движение, указывал на неподвижность мира, представляя его в виде сплошь заполнен­ного шара:

- Фалес,

- Аристотель,

- Платон,

- Парменид?

2.7. Главным в определении понятия движения является:

- противопоставление небытию,

- изменение вообще,

- изменение форм мышления.

2.8. Выберите правильное утверждение:

- движение может существовать без материи в качестве энергии;

- движение может существовать вне времени;

- движение может происходить вне пространства;

- движение есть способ бытия материи, осуществляемый только в пространстве и времени;

- материя, движение, пространство и время независимые друг от друга явления.

2.9. Научное представление о пространстве и времени изменяется. Означает ли это, что пространство и время не является объективными, т.е. независимыми от сознания, формами существования материи:

- да,

- нет?

2.10. Свойственны ли микромиру пространственно-временные формы:

- да,

- нет?

2.11. Философское учение, полагающая, что вся природа одушевлена:

- гилозоизм;

- пантеизм;

- сенсуализм;

- скептицизм;

- герменевтика?

2.12. Какое философское направление отстаивает положение о том, что сознание представляет собой отражение (осо­знание) бытия:

- реализм;

- материализм;

- идеализм;

- интуитивизм;

- дуализм?

2.13. Какое из положений о происхождении человека и его сознания является наиболее логично обоснованным и подтверждается практикой:

- человек стал человеком в процессе заботы о сохранении деторождения;

- в результате занятия трудом;

- в ходе занятий изобразительной деятельностью, в ходе которой он осознавал одномерное (письмо), двухмерное (живопись) и трехмерное (скульптура) пространство;

- в результате вмешательства сверхъестественных сил?

2.14. Выберите правильное утверждение:

- вначале появилось сознание, а затем возникло общество;

- вначале возникло общество, а затем появилось сознание;

- сознание и общество независимые друг от друга явления;

- возникновение сознания и общества было единым,

неразрывным процессом.

2.15. Какова взаимосвязь сознания и языка:

- сознание существует без языка;

- сознание и язык – это тождественные понятия;

- сознание существует в неразрывной связи с языком;

- сознание и язык не имеют ничего общего?

2.16. Система норм и оценок поведения людей в обществе с позиций добра и зла, чести и бесчестия - это:

- право;

- мораль;

- религия;

- политика?

2.17. Искусство, функционируя в обществе, удовлетворяет определенные социальные потребности. Имеется ли отличие законов искусства от законов общества?

- да;

- нет.

2.18. Монтескье писал, что религия нужна обществу, так как под страхом адских наказаний учит людей поступать добродетельно. Является ли религия и мораль тождественными?

- да;

- нет.

2.19. Какое философское направление считает, что главная роль в познании принадлежит разуму:

- реализм;

- номинализм;

- рационализм;

- сенсуализм;

- интуитивизм?

2.20. Какое философское направление полностью или частично отвергает возможность познания мира:

- рационализм;

- номинализм;

- реализм;

- сенсуализм;

- агностицизм?

2.21. Ощущения признаются единственным источником познания:

- рационализмом;

- номинализмом;

- реализмом;

- сенсуализмом;

- интуитивизмом?

2.22. Выберите правильное утверждение, ощущение – это:

- символы;

- иероглифы;

- субъективный образ объективного мира;

- явление, независимое от «вещи в себе»?

2.23. Учение, согласно которому знание может быть почерпнуто только из самого разума или из понятий, присущих разуму, называют:

- дуализм;

- реализм;

- рационализм;

- номинализм;

- сенсуа­лизм?

2.24. С позиций материализма истина – это:

- теоретическая конструкция, плод соглашения ученых;

- инструмент для достижения конкретных целей;

- верное отражение действительности;

- то, что соответствует мнению большинства?

2.25. Критерием истины считается то, что согласуется:

- с мнением большинства;

- с практикой;

- с логикой мыслительной деятельности;

- с тем, что ведет к успеху?

2.26. Немецкий инженер В. Сименс считал невозможным употребление в авиации аппаратов тяжелее воздуха, Г. Гельмгольц с помощью с помощью математики доказал эту невозможность. Развитие авиации полностью опровергло их доказательства. Что же является критерием истинности теории:

- логическая обоснованность выводов;

- мнение большинства;

- то, что ведет к успеху;

- проверка практикой?

2.27. Научные знания изменяются от одного этапа их развития к другому. Правильно ли определять науку как систему субъективного знания?

- да,

- нет.

2.28. Начиная с ХVII в. проблемы метода в познании стали в центре внимания философов. Каковы причины этого явления:

- социально-политические условия;

- отказ от религии;

- раз­витие науки;

- развитие гуманизма;

- экологический кризис?

2.29. Уровень научного познания, основными методами которого являются наблюдение и эксперимент, называется:

- теоретический;

- обыденный;

- эмпирический;

- интуитивный?

2.30. Наука, претендуя на верное отражение действительности, не отказывается от метода идеализации (точечный электрический заряд, идеальный газ, абсолютно твердое тело и т.п.), так как идеализированные объекты позволяют:

- использовать метод дедукции;

- моделировать несуществующие объекты, с целью более глубокого изучения реального объекта;

- использовать метод наблюдения?

2.31. Кто первый из античных философов начал употреблять понятие диалектика»:

- Аристотель;

- Гераклит;

- Демокрит;

- Платон;

- Сократ?

2.32. Фейербах, как отмечают исследователи, серьезно относился к гегелевской диалектике, в силу чего только он «по-настоящему» преодолел старую философию. Что было им сделано в философии? Он, в силу своего таланта и видения мира:

- развил гегелевскую диалектику;

- использовал ее некоторые элементы;

- отбросил ее как теологическое построение;

- обосновал новое направление в диалектике?

2.33. Механическое объединение в единое целое различных, зачастую противоположных точек зрения, философских взглядов, политических оценок принято называть:

- монизмом;

- диалектикой;

- дуализмом;

- эклектикой;

- плюрализмом?

2.34. Способ мышления, при котором то или иное учение воспринимается как вечная истина:

- догматизм,

- диалектика,

- эклектика,

- софистика?

2.35. К какому философскому направлению следует отнести высказывание: «Противоречия представляют собой категорию, которая относится только к комбинациям мысли. В вещах нет противоречий»:

- материализму;

- дуализму;

- идеализму;

- номинализму?

2.36. Гераклит в свое время упрекал Гомера за то, что Гомер был не прав, молясь, чтобы борьба исчезла с лика Земли, ибо, если бы молитва исполнилась, все вещи погибли. Какой подход к миру развивал Гераклит:

- эклектику,

- софистику,

- метафизику,

- диалектику?

2.37. Что чему предшествует:

- качественные изменения количественным;

- количественные изменения качественным;

- одновременное изменение количества и качества?

2.38. Один начинающий мыслитель недоумевал: «Почему в мире, - интересовался он, - существуют старики и старухи? Ведь если человек сегодня еще не старик, то и завтра он не может быть стариком и т.д.» Какой закон диалектики не учитывается при этом:

- единства и борьбы противоположностей;

- перехода количественных изменений в качественные;

- отрицания отрицания?

2.39. Диалектическое отрицание - это:

- переход от одного состояния к другому;

- уничтожение прежнего состояния объекта внешними

факторами;

- связь, преемст­венность между старым и новым?

2.40. Почему закон отрицания отрицания не называют просто законом отрицания, что подчеркивается в реальном процессе развития введением второго отрицания?

- разрушение старого качества,

- связь, преемственность между старым и новым,

- повторение пройденного на новой основе?

2.41. Элементы какого закона диалектики наиболее зримо проявляются в следующем высказывании Марка Твена: «Когда мне было 15 лет, я считал, что мой отец знает все, а я - ничего, в 25лет я находил, что знаю все, а отец мой - ничего, а когда же стало 35 лет, я увидел, что мой отец знает кое-что»?

- единства и борьбы противоположностей;

- перехода количественных изменений в качественные;

- отрицания отрицания?

2.42. Какое из следующих положений правильное:

- все происходит по необходимости, людьми выдуман идол случайности, чтобы прикрыть им свою нерассудительность;

- все в мире происходит случайно, необходимости не существует;

- то или иное явление или необходимо или случайно, но не может быть тем и другим одновременно;

- необходимость проявляется через массу случайностей, случайность есть форма проявления необходимости?

2.43. Может ли случайность стать необходимостью, а необходимость случайностью?

- да,

- нет.

2.44. Какую возможность имел в виду Гегель говоря о том, что воз­можно сегодня вечером луна упадет на Землю, ибо она как тело отдаленное от Земли, может упасть вниз; возможно, что турецкий султан сделается Папой Римским, ибо как человек он может принять христианство и стать священником?

- реальную,

- абстрактную (формальную),

- невозможное?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: