В духовно-нравственном образовании. Ни одна книга не должна и

Ни одна книга не должна и

не может заменить духа учителя.

Адольф Дистервег

Ожидаемыми результатами Программы второго уровня являются духовно-нравственное преображение учителей, их вдохновение, развитое глубокое позитивное и различающее мышление, следование общечеловеческим ценностям в жизни, и готовность учителей к реализации на практике метапредметной роли дисциплины «Самопознание».

Преображение личности учителя важнее всех методик и программ. По этому поводу очень хорошо сказал выдающийся казахский педагог Ы.Алтынсарин: «Учитель – самый важный человек в образовании. Самые лучшие педагогические пособия, указы правительства, самый строгий инспекторский контроль не смогут сравниться по степени важности с учителем. Поэтому для меня хороший учитель дороже всех драгоценностей мира».[4]

Ш.А.Амонашвили говорил об этом так: «Все реформы начинаются не там, где они должны быть начаты, а там, где они изначально обречены на провал. Реформа начинается только в учителе. Если я – плохой учитель, дайте мне лучшие программы, во что они превратятся в моих руках? Если я хороший учитель, дайте мне плохие программы, что я с ними сделаю? Попытайся увидеть методику по-своему, и дай самого себя детям. Так кто реформирует школу? Министр со своей программой? Или я со своими личными истинами? Надо воспитывать учителя – мыслящего, творческого, свободного. Не ругать учителей, а возвысить их. Это же художники жизни. Нынешние учителя рисуют середину 21 века»[5].

Учитель – это тот, кто, устраняя ограниченность ума, способствует миру на земле и учит самообладанию.Если плохо ведет себя ученик, страдает характер одного человека, но если неправильно ведет себя учитель, это повредит характеру многих учеников.Если учитель предан своему делу и чист, то тысячи его учеников будут улучшаться, и страна получит образованных мужчин и женщин совершенного характера.

Издревле роль учителя была велика у всех народов мира, учительские обязанности были в почете наряду с обязанностями правителей и родителей. В древности учителей называли мастерами, тем самым подчеркивая уважительное отношение к людям, взявшим на себя ответственность за образование подрастающего поколения. Учителя востребованы в любом обществе, ведь в их руках формирование социальной среды, они готовят к жизни будущие поколения столетие за столетием.

Важно не забывать, что кроме приобретения учебных знаний, педагог несет ответственность за духовно-нравственное развитие личности. Именно в этом и заключается главная миссия учителя, в воспитании духовного мира подрастающего поколения, в определении моральных норм и правил человеческого сосуществования в обществе. Учитель с детства раскрывает общечеловеческие ценности в ребенке, прививает правильное отношение к миру, учит корректировать свое поведение в соответствии с нормами морали и голосом совести, учит жить по идеалам гуманности, уважения, милосердия, доброты и терпимости по отношению к окружающему миру.

Небольшие подвиги учителей, совершаемые ими ради воспитанников, способствуют тому, что ученики помнят их всю жизнь. Настоящий учитель, спешащий на зов о помощи своего ученика в любой ситуации, сыграет в судьбах детей огромную роль, и его облик навсегда останется в глубине сердца даже самых непослушных учащихся.

Лев Николаевич Толстой писал в одном из своих произведений: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».[6]

Разные жизненные ситуации также могут быть нашими учителями, поскольку сама жизнь учит нас многому... Поэтому не надо желать избегания неприятных проблем, ситуаций, ведь, преодолевая их, мы растем в духовном плане. Как же облегчается путь ученика, когда рядом умудренный опытом, поддерживающий и словом и делом учитель. При этом учитель сам не перестает учиться, поскольку сама жизнь – это великая школа.

Трудно переоценить роль учителя в жизни любого человека. Истинный учитель, который воспитывает в своих учениках умение жить и работать в обществе, различать между добром и злом, жить в согласии со своей совестью, несомненно, останется навсегда в памяти учеников и их родителей.

Таким образом, и Программа третьего уровня, и Программа второго уровня, прежде всего, направлены на преображение личности учителя, на развитие его духовно-нравственных убеждений, позитивного мышления, единства мысли, слова и дела, что способствует реализации потенциала истинного лидера, вдохновляющего своим примером учащихся и учителей.

В плане профессиональных знаний Программа третьего уровня направлена на работу с учащимися в классе и родителями определенного класса, в то время как Программа второго уровня направлена не только на работу с учащимися и родителями, но и на работу с коллегами, ведущими уроки в данном классе,в целях сотрудничества и оказания им профессионального содействия. Также в плане рефлексивного анализа результатов практической работы учителя, прошедшие Программу второго уровня выходят на уровень написания исследовательской курсовой работы, в отличие отреферата, написанного учителями, прошедшими обучение по третьему уровню Программы.

Программа второго уровня основывается на результатах комплекса научных исследований. Кроме того, представленные в ней категории и подходы основаны на достоверных результатах многолетнего практического опыта учителей, занимающихся духовно-нравственным образованием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: