Виды специальных зданий и сооружений. Классификация по строительно-конструктивным признакам. Методы возведения

Опоры линий электропередачи (ЛЭП) по назначению и положению на трассе разделяют на промежуточные, которые лишь под­держивают провода, и анкерные, основное назначение которых - вос­приятие натяжения проводов и тросов.

Анкерные опоры бывают угловые, располагаемые в точках поворота трассы ЛЭП, и концевые, устанавливае­мые в начале и конце трассы. Опоры изготовляют стальные (на напряже­ние 330... 550 кВ), железобетонные (на напряжение 110... 500 кВ и менее) и деревянные (на напряжение 110... 220 кВ и менее). Высота опор на трас­сах ЛЭП напряжением 110... 500 кВ с относительно спокойным рельефом местности составляет 15... 30 м, а при большой разности отметок, например в местах переходов через реки, поймы, водохранилища, ущелья, железные дороги, автострады, каналы и др., достигает 120 м. Монтаж сборных фундаментов. Сборные фундаменты под опоры мон­тируют с помощью автомобильных и гусеничных кранов. В зависимости от массы фундаментов и состояния проездов используют автомобильные краны грузоподъемностью 6,3... 10 т, краны- трубоукладчики и др. для обеспечения правильного положения всех четырех фундаментов под ши­рокобазовые опоры применяют инвентарный шаблон в виде жесткой рамы из уголковой стали с отверстиями, соответствующими расположению анкерных болтов на фундаментах. Шаблон накладывают с помощью крана сразу на все опущенные в котлован фундаменты опоры, ориентируя его положение относительно оси линии электропередачи по рискам. После этого каждый фундамент передвигают краном так, чтобы все болты вошли в отверстия рамы. Шаблон снимают после окончательной выверки фун­даментов и засыпки котлованов не менее чем на половину их глубины. При монтаже опор методом поворота фундаменты необходимо усиливать уста­новкой временных упоров между верхней частью стоек и плотным грунтом для обеспечения их устойчивости при восприятии горизонтальных монтаж­ных усилий.

Монтаж стальных опор. Стальные опоры ЛЭП изготовляют преиму­щественно сварными пространственными секциями. В зависимости от условий транспортирования эти секции могут быть укрупнены на сбороч­ных площадках и в целом виде (с траверсами или без них) перевозиться к месту установки. Если условия перевозки (ширина дорог, проездов, грузоподъемность транспортных средств) не позволяют транспортировать опоры секциями, их изготовляют из отдельных деталей, которые транс­портируют в пакетах и собирают на болтах у мест установки. Сборку опор производят с помощью автомобильных или гусеничных кранов: выкла­дывают укрупняемые части, соединяют их на сборочных болтах, преду­смотренных проектом, и выверяют собранную конструкцию. Если же на заводе-изготовителе производят контрольную сборку, соединение частей у мест монтажа (на пикете) выполняют на проектных болтах без сбороч­ных.

В собранных опорах, кроме геометрических размеров, проверяют:

симметричность подкосов по отношению к оси опоры;

перпендикулярность траверс оси опоры; расположение осей подкосов и оси опоры в одной плос­кости, перпендикулярной оси траверсы.

Опоры Высотой до 50 м устанавливают преимущественно с помощью гусеничных или тракторных стреловых кранов. Застропив опору несколь­ко выше центра тяжести, ее устанавливают обычным способом. Чтобы снизить центр тяжести опоры, к ее нижней части можно прикре­пить тяжелые инвентарные плиты.

Опоры больших размеров и массы под­нимают с помощью падающей стрелы, используя тяговую и тормозную лебедки, однако при этом требуются многорольные полиспасты со слож­ным комплексом блоков, тросов и якорей. Более целесообразно применение совместно гусеничных кранов для подъема и тракторов для тяги и торможения, что значительно упрощает работу и сокращает ее продолжи­тельность. При этом опору поднимают краном, устанавливают в наклон­ное положение, определяемое параметрами крана, и затем доводят ее до проектного положения тракторами. При использовании падающей стрелы опору собирают так, чтобы ее основание после поворота вокруг шарнира А заняло на фундаменте проектное положение. Стрелу крепят к основанию опоры и тяговым тросом связывают с верхней частью. К установке опор целесообразно приступать только после устройства всех фундаментов и сборки опор на определенном участке трассы, без пропусков, так как возвращение на пропущенные пикеты при водит к боль­шим затратам труда и времени.

Переходные опоры большой высоты и массы монтируют методом нара­щивания; секции собирают в вертикальном положении ползучим краном, вертолетом или с помощью монтажной мачты. Монтаж верхних секций переходной опоры высотой 58 м и массой 45 т выполняют методом посекционного наращивания с помощью ползучего крана. Первые две секции опоры устанавливают стреловым краном. Этим же краном и полиспастом, закрепленным вверху второй смонтированной секции, устанавливают трубчатый ползучий кран с поворотной головкой. Третью и последующие секции монтирует ползучий кран, который после­довательно перемещается на каждую из установленных секций самоподъ­емным устройством.

Монтаж опор ЛЭП с помощью вертолетов. В труднодоступных гори­стых, болотистых и лесных местностях, где устройство дорог, транспор­тирование опор ЛЭП, материалов к местам установки весьма сложны, экономически невыгодны или технически невозможны, оказалось целесо­образным применение вертолетов не только для доставки деталей опор на пикеты, но и для их монтажа. Для строительства ЛЭП в гористой, сильно пересеченной местности, покрытой густым высоким лесом, в Крыму были использованы вертолеты грузоподъемностью 1,3т с приспособлениями для подвески грузов. Опоры или секции доставляли вертолетом к месту установки подвешенными на стропах в горизонтальном положении и укладывали вблизи фундаментов при зависании и плавном опускании вертолета. Возникающая при этом слабина стропа позволяла быстро отцеплять груз, и вертолет возвращался за следующим грузом. Элементы опор собирали на земле и крепили к фун­даменту посредством инвентарного шарнира. При монтаже вертолет за­висал над опорой, монтажники крепили свисающий с него строп к тяговой нитке полиспаста, и вертолет, набирая высоту, плавно поднимал опору методом поворота. Связь между вертолетом и монтажни­ками осуществлялась по радио или внутреннему переговорному устрой­ству. Таким способом устанавливали опоры высотой до 22 м, масса ко­торых примерно вдвое превышала грузоподъемность вертолета. Монтаж методом поворота вертолетами производят также посредством удлинения опоры временной монтажной стойкой. При этом отдельные секции опоры доставляют вертолетом к фундаменту, где производится ее Радио- и телевизионные мачты монтируют методом посек­ционного наращивания или методом поворота в целом виде. Секции, предварительно собранные из плоскостей вместе с лестни­цами и площадками, наращивают ползучим краном. Для крепления опор­ных башмаков ползучего крана предусмотрены отверстия.

В зависимости от конструкций мачт применяют ползучие краны разных типов: трубчатые мачты монтируют краном ПКТ, а решетчатые кранами ПКР и СПК. Грузоподъемность их 2... 12 т. Основными частями крана ПКТ-6 грузоподъемностью 6 т являются обойма, мачта и оголовок. Обойма в верхней части имеет шар­нирную балку с балансирной балкой, внизу - шарнирную опорную диаф­рагму. С помощью опорной балки, поворачиваемой вокруг оси, обойма навешивается на опорный столик ранее смонтированной секции радио­мачты. Диафрагма, скрепляемая с уголком штырем, фиксирует вертикаль­ное положение обоймы. Внутри обоймы, закрепленной на секции, может перемещаться по вертикали трубчатая мачта крана, которая внизу имеет опорную балку. Посредством опорной балки, опускаемой на нижний опор­ный столик, и крючка, накладываемого сверху на секцию радиомачты, мачта закрепляется, и обойма может перемещаться по ней. На мачте крана сверху расположены оголовок, поворотное устройство с поворотным кругом, стрела, блоки для грузового каната и стрелового крана. Под пово­ротным кругом на мачте закреплен кронштейн с отводными роликами для каната поворота оголовка мачты. Сбегающие нитки полиспаста внутри трубчатой мачты проходят с верхних блоков вниз и направляются на две электролебедки с тяговым усилием 50 кН. Стреловой канат таким же обра­зом проходит на электролебедку с тяговым усилием 50,кН, а канат пово­рота направляется вне трубы крана на ручную лебедку с тяговым усилием 15 кН. Обойма поднимается по мачте крюком 'крапа и канатом, закреплен­ным на нижней части обоймы. Подъем мачты в обойме осуществляется канатом, запасованным через блок, закрепленный в нижней части мачты, и блок, закрепленный в нижней части обоймы. Канат подъема направляется на электролебедку с тяговым усилием 50 кН. Грузоподъемность крана на вылете стрелы до 2,3 м составляет 6 т, с увеличением вылета до 5 м снижается до 2 т. Опорную секцию радиомачты монтируют и устанавливают на ней пол­зучий кран ПКТ-6 с помощью гусеничного крана. Все после­дующие секции монтируют ползучим краном. Для обслуживания рабочих к обойме крана прикреп­лена площадка с лестницей. Операции по стыкованию и сварке секций радиомачты производят с нижней и верхней площадки с лестницами. После проектного закрепления каждой секции радиомачты в четырех диа­метрально противоположных местах болтами или сваркой кран переме­щают. Подмости переставляют крюком стрелы с помощью траверсы и стропов.

Вытяжные трубы монтируют методами:

- наращивания пане­лей или блоков конструкций;

- крупноблочным;

- комбинированным: ниж­нюю часть - укрупненным блоком, устанавливаемым самоходным стрело­вым краном, верхнюю - наращиванием; подращивания; в целом виде; скольжением с помощью мачт или поворотом с выжиманием.

Монтаж методом наращивания производят секциями с помощью спе­циального портала или ползучего крана. При этом методе большие объемы работ по оформлению узлов и перестановке крана выполняют на высоте, что требует устройства специальных приспособлений, люлек, лестниц, подмостей. Монтаж ведут в опасных, стесненных условиях, при замедлен­ном темпе. Все это снижает производительность труда монтажников и уве­личивает продолжительность работ. В последнее время вытяжные трубы монтируют методом наращивания с использованием прислонных башен­ных кранов.

Крупноблочный монтаж каркаса вытяжных труб выполняют стрело­вым самоходным краном из нижнего и верхнего укрупненных блоков. Верхний блок поднимают в наклонном положении, осуществляют плавный поворот монтируемого блока в вертикальное положение, при этом оголо­вок стрелы входит внутрь блока через подготовленный проем, затем уста­навливают блок в проектное положение.

При комбинированном методе для ускорения и упрощения работ нижние секции каркаса трубы на высоту 20... 50 м монтируют гусеничными кранами. Монтаж остальных секций выполняют ползучим полноповоротным краном, портальным подъемником либо с помощью специальной траверсы, устанавливаемой на верхней секции вытяжной трубы. В последнем случае в смонтированном каркасе устанавливают верх­нюю часть трубы длиной 35 м, на оголовке ко­торой закрепляют равноплечую траверсу с двумя грузовыми тележками. Каркас монтируют плоскостными панелями массой до 15 т, которые собирают на стенде и подают гу­сеничным краном в зону монтажа. После мон­тажа каждого яруса панелей каркаса трубу поднимают с помощью двух полиспастов и двух электрических лебедок и подращивают секцию трубы длиной 10 м. Затем монтируют следую­щий ярус каркаса, поднимают трубу, подращи­вают ее и так до полного завершения монтажа трубы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: