double arrow

Вопрос 36. Дать характеристику восприятию как психическому познавательному процессу. Раскрыть его основные особенности

Восприятие – познавательный процесс, в ходе которого в психике происходит целостное отражение предметов и явлений при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств.

В основе восприятий лежат ощущения, но восприятие не сводится к сумме ощущений. Например, мы воспринимаем книгу, а не просто сумму ощущений цвета, формы, объема, шероховатости поверхности.

Без ощущений невозможно восприятие. Но кроме ощущений, восприятие включает прошлый опыт человека в виде представлений и знаний. Воспринимая, мы осмысливаем образ предмета, опираясь на прошлый опыт, т.е. восприятие невозможно без деятельности памяти и мышления.

Специальных органов восприятия нет. Материал для восприятия дают нам уже известные анализаторы. Физиологической основой восприятия является комплексная деятельность системы анализаторов. Поэтому восприятие есть результат аналитико-синтетической деятельности коры мозга.

Важную составляющую восприятия как физиологического процесса представляет механизм образования ощущений: воздействие раздражителя рецептор афферентные пути — проекционные зоны головного мозга. Однако специфика и суть восприятия связана с процессом, когда возбуждение от проекционных зон головного мозга передается в интегративные зоны коры головного мозга, в которых и происходит формирование целостных образов предметов или явлений. Интегративные зоны головного мозга часто поэтому называют перцептивными зонами.

Часто когда говорят о процессе восприятия, используют понятия «перцепция» или «перцептивный процесс». Восприятие – активный процесс, в ходе которого человек производит множество перцептивных действий для того, чтобы сформировать адекватный образ предмета. Перцептивные действия представляют собой внешние обследовательские действия (потрогать, рассмотреть) чтобы иметь полное представление о предмете, и внутренние, представляющие собой мысленное соотношение воспринимаемого объекта с ранее известным.

Для того, чтобы наиболее полно отразить свойства предмета необходимо использовать как внешние, так и внутренние перцептивные действия. Чем больше анализаторов участвуют в восприятии, тем более полное представление о предмете.

В зависимости от того, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают: зрительные, осязательные, кинестетические, обонятельные, вкусовые.

К сложным видам восприятия относится восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения.

В восприятии пространства человек использует зрительные, кожные, слуховые и двигательные ощущения.

В восприятии времени, помимо слуховых и зрительных ощущений, большую роль играют двигательные и внутренние, органические. Восприятие длительных отрезков времени зависит от того, заполнено ли оно какой-нибудь деятельностью и от характера этой деятельности.

Есть люди, у которых хорошо развито чувство времени. Они всегда знают, который сейчас час и могут проснуться в нужное время. Чувство времени не врожденное, оно развивается в результате накопленного опыта.

Восприятие движения – это свойство восприятия отражать изменение положения предмета в пространстве (направление движения) и во времени (скорость движения) Восприятие движения возможно при активном взаимодействии различных анализаторов – зрительного, вестибулярного, слухового и др.

В зависимости от наличия цели восприятие разделяют на непреднамеренное и преднамеренное

Непреднамеренное может быть вызвано особенностями окружающих предметов (яркостью, необычностью) В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели, в нем отсутствует волевая активность.

В преднамеренном восприятии обязательно лежит соответствующая цель (водитель воспринимает все, что происходит на дороге; ученик воспринимает учебный материал).

Свойствами восприятия являются:

- предметность – проявляется в том, что объект воспринимается именно как обособленный в пространстве и времени;

- целостность – выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств, даже если отдельные из них в данный момент не ощущаются;

- структурность – воспринимая предмет, мы воспринимает его в целом и по частям, выделяя связи и отношения между частями.

-константность – относительное постоянство или независимость образа предмета от меняющихся условий восприятия (расстояния, ракурса, освещенности). Например, с самолета мы видим находящиеся внизу домики резко уменьшенными, а луна нам кажется величиной с тарелку.

- осмысленность – восприятие тесно связано с мышлением и пониманием сущности предмета. Видя незнакомый предмет, мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомым нам объектом.

- избирательность– способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него интерес;

- апперцепция – это зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека, его опыта и знаний, интересов, чувств и определенного отношения к предмету восприятия.

Таким образом, восприятие представляет собой систему перцептивных действий, которыми человек овладевает в ходе специального обучения и практики.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: