double arrow
Вопрос 12. Дать общее понятие о деятельности. Раскрыть основные структурные компоненты деятельности

Как известно, все живые существа отличаются активностью, источником активности являются потребности, побуждающие действовать. Но если у животных развиты естественные потребности, и они удовлетворяются в процессе жизнедеятельности, инстинктивном поведении, то у человека чаще преобладают духовные потребности, поэтому он занимается деятельностью.

Деятельность – это внутренняя и внешняя активность человека, регулируемая осознаваемой целью. Деятельность порождается потребностью, регулируется сознанием и направлена на достижение какой-либо цели, познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

Осн. хар. деят.:

1.предметность, т.е. в проц. деят. что-то созд.

2.соц. общ.-ист. прир. (явл. обществен. полезным)

3.опред. хар. (чел. исп. орудие тр., добив. опред. рез.)

4.сознат. и целенапр. 5.продуктивный хар.

В процессе деятельности человек:

- познает и изменяет мир;

-создает материальные условия жизни;

-в деятельности развивается и совершенствуется психика человека.

Деятельность человека всегда осознанна ( а не инстинктивна), целенаправленна и носит общественный характер, т.е. индивидуальная деятельность всегда связана с деятельностью или продуктом деятельности других людей.

Любую деятельность нужно рассматривать с точки зрения анализа ее структуры:

1. Цель – мысленное представление результата деятельности, то ради чего человек действует. Она реализует потребность и выступает в качестве образа конечного результата. Цель – создание материального продукта или реализация мечты. Цели могут быть далекие и близкие, личные и общественные, осознаваемая или не совсем осознаваемая.




2. Мотив – это то, ради чего действует человек. Чтобы дать верную оценку деятельности или поступку человека, надо знать его мотив. Это могут быть желания, потребности, осознание поставленной цели или задачи. Мотивация деятельности обуславливает ее успех, результативность. Как и цели, мотивы бывают близкими и далекими, личными и общественными. У конкретного человека личные мотивы переплетаются с общественными.

3. Деятельность осуществляется в действиях и движениях. Действие – относительно законченный элемент деятельности, направленный на выполнение одной задачи, достижение промежуточной цели. Действие является законченным актом деятельности. Они могут быть сознательные и бессознательные (автоматизированные, импульсивные). Их также делят на практические (внешние) и умственные (внутренние). Сначала человек овладевает предметными действиями, а затем умственными.



Действия неотделимы от движений, они осуществляются посредством движений. Движение– это моторная функция живого организма, самая простая составная часть деятельности; оно свойственно человеку уже в самой ранней стадии развития – зародышевой.

Различают движения непроизвольные и произвольные, врожденные и приобретенные. Непроизвольные движения – моргание, сосание, крик – врожденные. Большинство движений являются приобретенными, они приобретаются человеком в жизненном опыте.

4. Способы действий, посредством которых он достигает своих целей. К способам действий относятсяумения, навыки, привычки.

Умения – это способы успешного выполнения действий (или более сложной деятельности), соответствующие цели и условия этих действий.

Навыки – это автоматизированные способы выполнения человеком сознательных действий, возникшие в результате длительных упражнений.

Выделяют следующие виды навыков: ходьба, бег, спортивные навыки, письмо и пр.; мыслительные (интеллектуальные) – чтение, вычисление, доказательство теорем, чтение чертежей, заучивание и пр.; сенсорные, связанные с восприятием (различения оттенков цветов, слуховые различения и пр.); навыки поведения.

Привычка – это склонность человека к определенным действиям, которая часто переживается им как потребность действовать именно так, а не иначе.

Привычки так же многообразны, как и навыки: профессиональные привычки, моральные, гигиенические, эстетические, учебные, культурного поведения и другие привычки бывают как полезные, так и вредные.

5.Результат – продукт деятельности.

Основными видами деятельности, имеющими своеобразную психологическую природу, являются игра, учение и труд.

Ведущейназывается деятельность, в наибольшей степени способствующая развитию психики и личности человека на данном возрастном этапе. Для ребенка дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра, для школьника – учебная деятельность, для взрослого – труд. Игровая и учебная деятельность создают условия для развития способностей и личности ребенка, обеспечивающих ему возможность достойного вхождения в трудовую деятельность взрослых.

Таким образом, человек как существо социальное занимается деятельностью для удовлетворения духовных потребностей, что рассматривается как обязательное условие психического развития.







Сейчас читают про: