Когнитивная (гностическая) структура

К ней относятся восприятие и понимание детьми друг друга (социальная перцепция) и общественное мнение группы.

Социальная перцепция является самостоятельным видом внутригрупповой активности, результатом которой является образ сверстника, а также детские взаимные оценки и самооценки, что во многом определяется ценностными ориентациями группы, которые формируются под влиянием окружающих взрослых и во многом зависят от изменения ведущих потребностей ребенка, специфики личности воспринимающего.

Социальная перцепция − восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков.

Младшие дошкольники относительно равномерно распределяют как положительные, так и отрицательные оценки, которые отличаются высокой субъективностью и эмоциональностью, отсутствием дифференциации между близкими личностными качествами. Им легче оценить представителя своего пола. С 4-5-ти лет для детей особенно важна оценка со стороны группы. Ребенок старается воздержаться от поступков, вызывающих неодобрение сверстников, заслужить положительное отношение, В возрасте 5-6-ти лет довольно высока степень ориентированности детей в качествах сверстников, при этом положительные оценки сверстников значительно превышают отрицательные. Появляются «оценочные звезды», отмечается критическая пристрастность к детям противоположного пола, особенно у девочек. Референтными (значимыми) выступают среди сверстников дети, с которыми чаще взаимодействуют. Референтность ярче всего выражается в устойчивых игровых объединениях.

В общении возникает феномен «невидимого зеркала»: в сверстнике ребенок видит себя, и видит пристрастно положительно. Позже, на 6-м году, он начинает видеть и сверстника, но прежде всего − его недостатки. Такая особенность восприятия сочетается с ревнивым интересом ко всем его действиям, поступкам, оценкам. Проявляется также потребность ребенка в самопознании и положительном самовосприятии.

Общественное мнение группы. Групповые нормы, регулирующие межличностные отношения дошкольников, находятся в стадии формирования. Отсутствие личного социального опыта побуждает детей в своих действиях ориентироваться на мнение большинства, чтобы быть таким «как все». В группе З-х-летних детей еще нет общего мнения о тех или иных предметах, событиях, поступках. Мнение одного ребенка обычно не влияет на мнение другого. Но в 4-5 лет дети начинают прислушиваться к мнению сверстников и подчиняются мнению большинства, даже если оно противоречит их собственным впечатлениям и знаниям. В 6 лет конформность (податливость реальному или воображаемому давлению группы) у детей значительно снижается. Конформность у дошкольников является переходным этапом в овладении умением согласовывать свои мнения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: