Память представлена несколькими мнемическими процессами

Запоминание – процесс закрепления образов и впечатлений, которые возникают в процессе ощущений и восприятия. Это обусловлено образованием и закреплением в КГМ следов возбуждения и соответствующих нервных связей. Запоминание может быть произвольным и непроизвольным в зависимости от проявления волевых усилий. По способу запоминания выделяют: механическое (путем многократного повторения), ассоциативное (на основе ассоциаций, установления сходства или различия), смысловое запоминание (запоминание сути излагаемого, смысла, установление логических связей). Для смыслового запоминания важно понимание.

Сохранение – удержание в сознании полученной информации, благодаря сохранению следов возбуждения и нервных связей между ними в КГМ. Лучше сохраняется необходимая, важная, интересная и эмоционально и личностно значимая информация.

Забывание – невостребованная информация забывается. Это противоположенный процесс. Оно может быть полное, частичное, временное и длительное. Факторы, влияющие на забывание: возраст, невостребованность и бесполезность информации, отрицательная установка или предшествующая неприятная информация, страх, волнение. У забывания есть положительная сторона – оно освобождает память для сохранения другой более нужной информации, или помогает забыть нежелательную информацию (психологические травмы)

Воспроизведение – процесс появления в сознании представлений памяти, ранее воспринятых образов, мыслей, информации, в основе чего лежит оживление следов возбуждения в КГМ. Воспроизведение происходит поэтапно: узнавание, припоминание, словесное воспроизведение.

Воспроизведение может быть непроизвольным и произвольным, непосредственным и опосредованным. Чем чаще человек воспроизводит ранее полученную информацию, тем прочнее она закрепляется в его сознании. Чем легче осмысливается информация, тем легче она воспроизводится. Коллективное воспроизведение более эффективно, чем индивидуальное.


Вопрос 39. Раскрыть основные направления развития памяти у детей дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте преобладающим видом памяти является непроизвольная образная память. Дети легко запоминают то, что можно наглядно представить в виде образов, что им интересно, эмоционально и личностно значимо. Развитие памяти дошкольника связано с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребенка, и, прежде всего в познавательных процессах – восприятии и мышлении.

Представления памяти часто отрывочны и бессистемны, очень динамичны. Запоминание и воспроизведение происходят быстро, но информация сохраняется непродолжительное время. В дошкольном возрасте происходит дальнейшее развитие разных видов памяти: зрительной, слуховой, двигательной, эмоциональной, словесно-логической. Чем лучше развито мышление и речь, тем более осмысленнее и четче происходит воспроизведение информации.

Важнейшие изменения в памяти происходят примерно в 4-хлетнем возрасте. Память ребенка приобретает элементы произвольности.

В старшем дошкольном возрасте память постепенно превращается в особую деятельность, которая подчиняется специальной цели – запомнить. Ребенок начинает принимать указания взрослого запомнить, использовать простейшие мнемические приемы запоминания, осуществляет самоконтроль. Однако произвольное запоминание у старших дошкольников продолжает оставаться, главным образом, механическим. Оно осуществляется при помощи повторений, но от повторения вслух дети переходят к повторению шепотом или «про себя». В процессе механического запоминания ребенок опирается лишь на внешние связи между объектами. Поэтому дети легко запоминают считалки, словесный каламбур, недостаточно понятные фразы, дословно могут воспроизвести далеко не всегда осмысленный материал. Причина этого связана с интересом к звуковой стороне слов, эмоциональным отношением к ним, с их включенностью в игровую деятельность.

Развитие произвольности памяти связано с развитием регулирующей функции речи и волевых механизмов поведения и деятельности. Важным достижением в развитии памяти дошкольника выступает появление личных воспоминаний. В них отражаются существенные события из жизни ребенка, его успехи в деятельности, особенности взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Яркие личные воспоминания сохраняются иногда на всю жизнь.

Таким образом, развитие памяти в дошкольном возрасте осуществляется по следующим направлениям:

1. увеличение объема памяти, совершенствование непроизвольной образной памяти;

2. интеграция памяти с речью и мышлением, память приобретает интеллектуальный характер;

3.формирование словесно-логической памяти, обеспечивающей опосредованное познание;

4. развитие элементов произвольной памяти;

5. формирование предпосылок для превращения процесса запоминания в особую умственную (мнемическую) деятельность;

6. по мере накопления и обобщения опыта развитие памяти включается в развитие личности.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: