Наиболее удобной характеристикой потребности в передвижении служит общая подвижность населения. Это число передвижений приходящихся на одного жителя за год. Передвижения по способу осуществления подразделяются на пешеходные и транспортные. Транспортные передвижения осуществляются на транспортных средствах общего пользования, авто граждан и служебных авто. Транспортные передвижения городского населения измеряются числом поездок на городском пассажирском транспорте в расчете на одного жителя за год или за день.
В пригородном сообщении транспортная подвижность устанавливается с учетом контингента жителей пригородной зоны, а в междугороднем и международном сообщении по времени года, направлениям и маршрутам. Поездки одного конкретного пассажира носят вполне определенный характер. Однако транспортные передвижения можно считать статистическим явлением, то есть они могут быть описаны лишь с определенной вероятностью. Транспортная подвижность возрастает с увеличением численности населения города, что объясняется расширением городской территории, возрастает средняя дальность передвижения. Транспортные передвижения в зависимости от целей подразделяют на:
|
|
1. Трудовые, то есть на работу и с работы. Эти передвижения наиболее устойчивы и в городах составляют 50 – 60% поездок.
2. Учебные – это поездки учащихся в учебные заведения и обратно. Также имеют устойчивый характер с перерывами на время каникул.
3. Культурно-бытовые – это поездки по личным и бытовым нуждам граждан. Являются эпизодическими и существенно зависящими от доходов, социального статуса, рода занятий и возраста пассажиров.
4. Служебные – совершаются в рабочее время в связи с производственной необходимостью. Потребность в перевозках закономерно изменяется по периодам суток, достигает максимума в часы пик. Число поездок может быть определено парой пунктов, составляющих транспортную корреспонденцию.
Различают поездки и корреспонденции: сетевые (между микрорайонами) и маршрутные (остановочные пункты маршрута).
Транспортное обслуживание осуществляется по одному из принципов: маршрутному или индивидуальному. Маршрутный принцип основан на том, что многие корреспонденции могут быть реализованы групповым способом при использовании пассажирами одного транспортного средства. Достоинства: сокращение числа транспортных средств и снижение затрат на перевозку пассажиров. Недостаток: увеличение затрат времени на поездку из-за необходимости учета интересов различных пассажиров. Маршрутный принцип реализуется при организации движения автобусов, троллейбусов, трамваев и метрополитена. Индивидуальный принцип основан на том, что для каждой поездки пассажир будет использовать транспортное средство, трасса движения которого каждый раз избирается заново. При этом промежуточные остановки в пути не делают. Таким образом достигается спрямление трассы маршрута и высокая скорость сообщения. Недостатки: необходимость наличия большого числа транспортных средств и высокие затраты на их содержание. Индивидуальный принцип реализуется в основном при пользовании личным авто, однако он применяется и на заказных автобусных перевозках. Движение пассажиров через определенное место транспортной сети образует пассажиропоток, который характеризуется интенсивностью, то есть числом пассажиров, следующих за единицу времени через определенное место транспортной сети.
|
|
Различают пассажиропотоки по улицам и дорогам, на перегонах маршрута, на остановочных пунктах. Суммарное число пассажиров подходящих на остановочный пункт и садящихся в автобусы и пассажиров выходящих из автобуса на данном остановочном пункте образует пассажиропоток остановочного пункта. Интенсивность пассажиропотока измеряется пассажиро-годами, пассажиро-минутами, числом пассажиров в год и т.д. общее число перевозок пассажиров составляет объем перевозок. Произведение объема перевозок на среднюю дальность поездки пассажира называется