Примечания

1 РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 336. Ч. I. Д. 106. Л. 13.

2 «Правда». 29 апреля 1936 г.

3 РГАЭ. Ф. 208. Оп. 1. Д. 49. Л. 1151: Воробьев Н.Я. Переписи населения.
М, 1936.

4 См.: Бланки и пособия для счетчика в городских поселениях. М. 1936:
Бланки и пособия для счетчика в сельских местностях. М.. 1936.

5 Жиромская В.Б. Всесоюзные переписи населения 1926. 1937. 1939 гг.: Ис
тория подготовки и проведения // История СССР. 1990. № 3. С. 9398.

6 Там же.

7 РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 336. Ч. 1. Д. 2. Л. 1.

8 Сталин ИВ. Доклад на VIII Всесоюзном чрезвычайном съезде Советов.
М.. 1936. С. 10.

9 Молотов В.М. Отчетный доклад на VII съезде Советов // VII съезд Советов
Союза ССР. Стеногр. отчет (28 января 6 февраля 1935 г.). М.. 1935. С. 40.

10 Систематический словарь занятий: пособие для разработки материалов
Всесоюзной переписи населения 1939 г. М.. 1939: Алфавитный словарь занятий:
пособие для разработки материалов Всесоюзной переписи населения 1939 г. М,
1939.

11 «План». 1936. № 10. С. 3.

12 Волков А.Г. Из истории переписи населения 1937 г. // Вестник статистики.
1990. № 8. С. 48.

и Там же.

14 «Правда». 26 сентября 1936 г.

15 РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 329. Д. 143. Л. 20.

16 Там же. Д. 107. Л. 94.

17 Старовскай В.Н. Методика исследования элементов роста народонаселе
ния // Вестник статистики. 1964. № 11. С. 11.

^Лившиц Ф.Д. Перепись населения 1937 г. //Демографические процессы в СССР. М, 1990. С. 174—207.

19 Андреев Е.М., Царский Л.Е., Харькова Т.Л. Опыт оценки численности на
селения СССР. 1921—1941 гг. // Вестник статистики. 1990. № 7. С. 34.

20 См.: Жиромская В.Б. Демографическая история России в 1930-е годы:
Взгляд в неизвестное. М.. 2001. С. 47—48.


РАЗДЕЛ I

ИТОГИ ВСЕСОЮЗНОЙ

ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ

1937 г.



I. ОБЩАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ СССР

1. ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА НАЧАЛЬНИКА ЦУНХУ ГОСПЛАНА

СССР В ЦК ВКП(б) И СНК СССР О ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ ИТОГАХ

ВСЕСОЮЗНОЙ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ*

ЦК ВКП(б) — тов. Сталину И.В.

СНК СССРтов. Молотову В.М.

ЦУНХУ ГОСПЛАНА СССР получило срочные телеграфные донесения о численности переписанного 6 января населения. По этим донесениям численность населения, переписанного в общем порядке (т.е. без населения, переписанного НКВД и НКО1 и пассажиров поездов и пароходов), составляет по СССР в целом 155,6 млн человек. Сюда не входит также население, не охваченное счетчиками 6 января и дополнительно выявляемое в процессе контрольных обходов.

Можно считать, что численность населения, не вошедшего в указанную выше цифру, составляет около 6 млн человек: несколько более 5,5 млн человек должны дать** НКВД и НКО, около 350 тыс. человек — перепись пассажиров поездов и пароходов и 300—400 тыс. человек могут дать контрольные обходы.

Общая численность населения СССР окажется равной*** примерно 162 млн человек против 147 млн чел. по переписи 17 декабря 1926 г., что дает 15 млн чел. или 10,2% прироста за 10 лет. Таким образом, среднегодовой процент прироста за эти 10 лет составляет 1%. Этот процент значительно превышает аналогичные показатели по подавляющему большинству индустриальных капиталистических стран: Германии, имеющей 0,7% за 1935 г., Англии (0,3%), Франции (отрицательный прирост 0,05%), и уступая лишь США и Японии (1,37% за 1933 г.). В то же время необходимо отметить, что в течение всего последнего десятилетия имел место значительный недоучет загсами смертности, поэтому фактически среднегодовой прирост населения, как показывает перепись, оказался ниже, чем по данным текущего учета населения****.

Не позднее 25 января 1937 г.

Слова «должны дать» написаны от руки вместо «дадут». Слово «окажется» зачеркнуто.

Слова «В то же время... учета населения» вставлены в машинописный текст от руки.


Следует отметить, что данные естественного движения населения СССР за 1935 и 1936 г. показывают 1,4—1,5% естественного прироста за год, причем текущая регистрация загсами в 1935 и 1936 г. значительно улучшена в сравнении с предыдущими годами*.

Погодные данные о динамике населения ЦУНХУ сможет дать лишь после разработки возрастного состава населения.

* * *

Для сравнительной характеристики итогов переписи по республикам и областям необходимо к данным о численности населения, переписанного в общем порядке, прибавить численность населения, переписанного особым порядком (НКВД и НКОбороны). Ввиду отсутствия распределения этих данных по отдельным территориям, по каждой области был взят средний по Союзу процент прибавки (4,1%). Разумеется, окончательные итоги переписи покажут, что эта прибавка распределена по СССР неравномерно, но так как она сравнительно невелика, то это обстоятельство не может существенно повлиять на выводы.

По итогам переписи области и республики отчетливо разбиваются на следующие 5 групп:

I группа — индустриальные области и области с огромным ростом индустрии за прошедшие годы, давшие очень высокие показатели роста населения и впитавшие в себя значительную массу населения из других областей. Сюда относятся: Московская область, давшая рост на 39,3% по сравнению с 1926 г., Горьковская (+25,9%), Свердловская (+31,6%), Донецкая (+59,1%), Зап. Сибирь (+20,2%), Вост. Сибирь (+37,7%). Красноярский край (+23,8%). Исключительно большой рост дали города: Москва (+93,9%) и Ленинград (+95,0%).

Приток населения в указанные выше области происходил в основном за счет областей, составляющих вторую группу, — Калининская, Западная, БССР, отчасти — Северная**, Кировская, Ярославская, Воронежская, Оренбургская, Омская, Татария и Мордовия. Ввиду оттока населения из этих областей они показали либо уменьшение населения (Калининская — на 6,2%, Западная на 3,9%, Мордовия — на 5,1%), либо незначительный рост, меньший, нежели естественный прирост населения (БССР — на 8,1%, Северная — на 5,5%***, Ярославская — на 4,1%, Воронежская — на 1,2%, Оренбургская — на 6,7%, Омская — на 8,6%, Татария — на 9,1%).

Третью группу составляют республики Средней Азии и Закавказья и ряд автономий РСФСР. Они отличаются исключительно высоким приростом населения, причем некоторые из них (Туркмения, Армения, Коми, Чувашия, Марийская, Удмуртия, Калмыкия, Башкирия, Бур. Мон-

Слова «причем... годами» дописаны от руки.

Слово «Северная» дописано над строкой.

Слова «Северная — на 5,5%» дописаны над строкой.


голия) росли в основном за счет естественного прироста, другие же (Азербайджан, Грузия, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Карелия, Крым, автономии Сев. Кавказского края и т.д.) дали не только очень большой естественный прирост, но и привлекли значительную массу населения из других частей СССР.

Четвертую группу составляют области со средним естественным приростом населения и сравнительно небольшим притоком или оттоком населения. Сюда относится Ивановская область* и некоторые другие.

Наконец, пятую группу составляют области и республики, давшие уменьшение населения, главным образом в силу неблагоприятного естественного движения населения. Сюда относятся области Украины, кроме Донбасса**, Казахстан, а из областей РСФСР — Азово-Черномор-ский край, русские районы Северного Кавказа, АССР Немцев Поволжья, Саратовская область, Куйбышевская область, Курская область, т.е. именно те области, где сопротивление кулачества коллективизации было наиболее ожесточенным. Данные переписи показывают, что влияние сопротивления кулачества на численность населения было значительно большим, чем это учитывалось регистрацией рождаемости и смертности ЗАГСами.

В настоящее время ЦУНХУ дало дополнительное указание по областям, давшим отрицательные показатели динамики населения, в сравнении с 1926 г., провести по сельсоветам проверку данных переписных листов с данными похозяйственных книг сельсоветского учета по фамилиям, чтобы тем самым еше раз выверить — нет ли в каком-нибудь районе пропуска переписью населения, находившегося в ночь с 5-го на 6-е на территории сельсовета

Полученные данные этой сводки по 115 сельсоветам (Харьковский 10 с/с, Калининский — 22 с/с, Кировский — 35 с/с, Западный — 45 с/советов, Челябинский — 3 с/совета) показали, что было обнаружено не переписанных только десять человек в двух с/с Кировского края и 5 человек в Западной области. Эти результаты свидетельствуют о том, что сколько-нибудь существенных пропусков населения при переписи не было.

Более точные данные итогов переписи, в том числе данные по НКО и НКВД, ЦУНХУ направит Вам к 25/1-37***.

Слово «область» дописано над строкой.

Днепропетровская область дает прирост на 9,7%, но. принимая во внимание значительный прилив населения в эту область, следует считать показатели естественными (прим. докум.).

Слова «Полученные... к 25/1-37 [г.]» написаны от руки. Поставленная первоначально подпись: «Краваль» (от руки) зачеркнута, так как оказалась после слова «направит».

РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 329. Д. 143. Лл. 17—20. Черновик машинописный.


2. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ ВСЕСОЮЗНОЙ

ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ 1937 г.

(по срочным донесениям)*.

Не позднее 25 января 1937 г. ** Без населения, переписанного НКО. НКВД и пассажиров поездов и пароходов (прим. докум.).



 

РГАЭ. Ф. 1652. Оп. 329. Д. 143. Л. 21—23. Машинопись.

32


 

3. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ ВСЕСОЮЗНОЙ

ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ 1937 г.

(по срочным донесениям)*

Крупные города3

* Не позднее 25 января 1937 г.

** С городами Колпино, Детское Село, Петергоф, Кронштадт (прим. докум.).

2-5042 33


РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 329. Д. 143. Л. 24. Машинопись.

4. ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА НАЧАЛЬНИКА ЦУНХУ

ГОСПЛАНА СССР В ЦК ВКП(б) И СНК СССР

О ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ ИТОГАХ ВСЕСОЮЗНОЙ

ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ*

С ек р етн о

СЕКРЕТАРЮ ЦК ВКП(б)тов. Сталину И.В. ПРЕДСЕДАТЕЛЮ СНК СССР — тов. Молотову R.M.

О предварительных итогах Всесоюзной переписи населения

На основании постановлений Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 28 и 29 апреля 1936 г., Центральное Управление Народнохозяйственного Учета Госплана СССР провело 6.01.1937 года Всесоюзную перепись населения.

Ввиду того что сегодня истекает срок представления предварительных итогов переписи населения, установленный ЦК ВКП(б) и СНК

Не позднее 14 марта 1937 г.


СССР, а работа группы т. Яковлева еще не закончена, ЦУНХУ представляет итоги в том виде, в каком они имеются к настоящему моменту.

Перепись проведена в точном соответствии с указаниями ЦК ВКП(б) и СНК СССР.

С 1-го по 5-е января счетчики провели предварительное заполнение переписных листов; 6-го января, в течение одного дня произведена самая перепись, т.е. счет наличного населения в каждом населенном пункте; с 7-го по 11-е января контролеры-инструкторы вместе со счетчиками, а в сельских местностях и с представителями сельсоветов — провели сплошной контрольный обход всех населенных пунктов, выявили и переписали граждан, почему-либо не прошедших перепись 6-го января.

Красная Армия, части и учреждения НКВД, команды и пассажиры пароходов, находившихся в плавании, переписаны работниками соответствующих ведомств в особом порядке. Пассажиры поездов и ожидающие на станциях переписаны ночью 5-го января специальными бригадами счетчиков, организованными для этой цели органами ЦУНХУ.

В наиболее отдаленных и труднодоступных районах по перечню, утвержденному СНК СССР, перепись проведена с отступлениями от указанного выше порядка и в другие срока

Имеющиеся в распоряжении ЦУНХУ материалы свидетельствуют о том, что перепись прошла на высоком политическом уровне, как большое общегосударственное и общепартийное дело при исключительной активности широких масс населения. Огромную роль для успешного проведения переписи сыграло обращение ЦК ВКП(б) и СНК СССР. Партийные и советские органы непосредственно и с исключительным вниманием занимались подготовкой и проведением переписи, обеспечивая подбор кадров, массово-разъяснительную работу среди населения и все необходимые материальные и организационные условия для переписи.

Активная работа партийных и советских органов обеспечила вполне удовлетворительный состав кадров переписи. Механический подход к подбору кадров, имевший распространение вначале этой работы, был преодолен благодаря ряду партийных директив, посвященных этому вопросу. Поскольку районные и участковые уполномоченные утверждались в основном из числа штатных районных и участковых инспекторов нархозучета, главная работа по кадрам заключалась в подборе контролеров-инструкторов и счетчиков.

К 1.XII 1936 г. было подобрано 1250 тыс. счетчиков и контролеров-инструкторов при потребности в 1020 тыс. чел. За единичными исключениями подобранные люди были преданные делу, грамотные и работали добросовестно.

Из подобранных счетчиков около 3% членов и кандидатов ВКП(б) и 20% комсомольцев. Среди контролеров было 12% членов партии и 20% комсомольцев.

Из счетчиков и контролеров в сельских местностях свыше 30% — учителя и 30—35% — работники сельсоветов и колхозов. В городах весьма значительную долю составляли учащиеся последних курсов высших учебных заведений. Практика работы показала, что лучшими счет-


2*


чиками — наиболее грамотными, добросовестными — являются учителя, а лучшими контролерами — секретари сельсоветов и счетоводы колхозов.

Эти данные относятся ко всей массе подобранных кадров В практической же работе по переписи участвовало около 80% лучших из числа подобранных, остальные 20% составляли резерв счетчиков и контролеров, который практически не был использован

При подготовке переписи мы столкнулись с весьма активными попытками классово-враждебных элементов помешать ее проведению путем распространения враждебных слухов, особенно по вопросу о религии. Ряд фактов, как, например, имевший место в Лепельском округе БССР организованный отказ почти двухсот человек давать о себе сведения, свидетельствовал о том, что кое-где работали не отдельные люди, а контрреволюционные организации, стремившиеся к срыву переписи. Большая разъяснительная работа, проведенная повсеместно, парализовала попытки классово-враждебных элементов и вызвала большую активность населения, всемерно помогавшего успешному проведению переписи

Тщательность подготовительной работы, проведенной значительно лучше, чем при предыдущей переписи 1926 г., активное участие партийных и советских органов и исключительно сознательное отношение населения к переписи содействовали полноте учета населения.

После проведения контрольных обходов, предусмотренных оргпла-ном переписи, чтобы проверить еще раз — не допущены ли в отдельных сельсоветах пропуски населения, — ЦУНХУ 11-го января дало 25 областям и республикам специальное задание произвести сверку переписных листов с сельсоветскими списками населения.

В сельсоветах производилась поименная сверка записанных в переписные листы со списками населения, имеющимися у сельсовета Затем каждый человек, имеющийся в списках сельсоветов, но не записанный в переписные листы, опрашивался, и устанавливалось: а) находился ли он на территории данного сельсовета в ночь с 5-го на 6-е января и б) был ли он переписан там, где провел эту ночь.

При этой сверке по 20791 сельсовету 25 областей и республик обнаружено 4877 чел., пропущенных при переписи, или один человек на 4 сельсовета. Это в большинстве случаев граждане, находившиеся в отлучке и заявившие, что их не переписали. Произведенная в некоторых местах проверка правильности таких заявлений показала, что большинство граждан, заявивших, что не прошли перепись, в действительности оказываются переписанными.

ЦУНХУ не располагает в настоящее время всеми материалами проверки, проведенной группой, организованной т. Яковлевым. Имеющиеся у ЦУНХУ частичные материалы показывают, что число заявляющих при опросе, что их не переписали, составляет 0,4—0,5%. Если учесть, что значительная часть этих заявлений при проверке (там, где она проводилась) не подтверждается, можно считать, что возможный недоучет населения переписью составляет доли процента


Общая численность населения по переписи 6.01.1937 г. составила 162 003 225 человек, включая контингента РККА и НКВД По сравнению с 1926 г. (перепись 17.XII) численность населения увеличилась, таким образом, на 15 млн человек, или на 10,2%, или в среднем 1% в год. Эти данные показывают, что прирост населения у нас значительно превышает темпы естественного прироста населения передовых капита л истических стран, как-то: Англии (0,36% в среднем за 9 лет с 1927 г. по 1935 г.), Германии (0,58%), Франции (0,11%), США (0,66% в среднем за пятилетие 1930—1934 гг.), равен итальянскому (1,02%) и уступает лишь Японии (1,37%).

Установленная переписью численность населения значительно ниже той, которая ожидалась по данным текущего учета населения Так, на 1/1-1933 г. ЦУНХУ была опубликована численность населения 165,7 млн, послужившая исходным пунктом дальнейших расчетов. Перепись показала, что текущий учет населения давал неверные, резко завышенные цифр ы. Совершенно неудовлетворительное состояние текущего учета населения является главной причиной разрыва между предположениями и фактической численностью населения, установленной переписью.

Источником ошибок текущего учета населения служила исключительно плохо организованная система ЗАГСовской регистрации рождаемости и смертности. До 1933 г. работа ЗАГСов была настолько плоха, что нельзя даже установить, к какому кругу ЗАГСов относятся имеющиеся сведения и какой процент населения они охватывают. Только после специального решения ЦК ВКП(б) о работе ЗАГСов и передаче их НКВД сеть ЗАГСов начала налаживаться. Но и теперь еще в работе имеются дефекты, без устранения которых точный и правильный текущий учет населения невозможен. Так, в республиках Средней Азии, в Казахстане сеть ЗАГСов до сих пор полностью не организована, записи далеко неполные, отчетность поступает плохо.

Конечно, данные ЗАГСов за последние два года значительно улучшились, чем в предыдущие годы, и заслуживают гораздо большего доверия.

Эти данные показывают большое повышение прироста населения по сравнению со средним за 10 лет: 1,4—1,5% за 1935 и 1936 г. против 1% в среднем за десятилетие. В капиталистических странах, наоборот, за последние годы, по данным официальной статистики, имеется снижение прироста населения по сравнению со средним за десятилетие

Данные переписи показывают исключительный рост городов и городского населения. Общая численность городского населения по переписи 1937 г. равна 51,9 млн чел.* против 26,3 млн чел. по переписи 1926 г. (197,1%). Таких темпов роста городского населения (удвоение за 10 лет) не знает и не знала ни одна страна в мире. Удельный вес городского населения вырос до 31,2 против 17,9% в 1926 г. Общее число городских населенных пунктов (городов, рабочих поселков и поселений

Слово «млн» дописано над строкой.

37


городского типа) увеличилось за период с 1926 г. по 1937 г. с 1925 до 3208. Вместе с ростом числа городов происходило и их укрупнение В 1926 г. насчитывалось 86 городов с населением свыше 50 тыс. каждый, в 1937 г. таких городов уже 159. В 1926 г. было 3 города с населением свыше 500 тыс. человек, теперь их 8.

Численность населения крупных городов может быть приведена только за вычетом находящихся в них военнослужащих, так как число переписанных военнослужащих известно ЦУНХУ лишь по СССР в целом. Поскольку число военнослужащих весьма значительно увеличилось по сравнению с 1926 г. получающиеся цифры несколько преуменьшают действительную динамику. Но даже при этом условии эта динамика исключительно показательна В 1926 г. все городское население без армии составляло 25 748,5 тыс. чел., в том числе в городах с населением свыше 50 тыс. было 13 214,7 тыс. чел. — 51,3%. В 1937 г. в городах с населением свыше 50 тыс. чел. имеется 29 337,1 тыс. чел. из 50 584,4 всего городского населения, или 58,0%. Налицо, таким образом, не только рост городского населения, но и укрупнение городов, т.е. сосредоточение городского населения в достаточно крупных городах, имеющих значительно большие возможности благоустройства, чем мелкие поселения городского типа

Анализ динамики населения отдельных областей и республик позволяет разделить все области на следующие пять групп

1 группа — области с высокоразвитой и быстро развивавшейся в истекшем десятилетии индустрией — Московская, Донецкая, Ленинградская, ДВК, Восточно-Сибирская, Свердловская и другие. Эти области дают весьма высокие показатели роста населения за десять лет. Московская (+37,9%), Донецкая (+54,5%), Ленинградская (+36,3%), ДВК (+93,2%), Восточно-Сибирская (+42,9%), Свердловская (+30,9%), Горь-ковская (+21,7%). Для всех этих областей характерно огромное увеличение городского населения при невысоком росте или даже некотором сокращении сельского населения.

2 группа — национальные республики и области. Все они, за исключением Казахстана, отличаются большим приростом населения как за счет естественного прироста, так и за счет притока извне: Узбекская ССР (+28,8%), Таджикская ССР (+34,6%), Туркменская ССР (+18,8%), Киргизская ССР (+37,2%), Азербайджанская ССР (+32,8%), Армянская ССР (+38,6%), Грузинская ССР (+27,3%), Дагестанская АССР (+28,3%), Карелия (+92,0%) и т.д.

3 фуппа — области б[ывшей] потребляющей полосы с большим отходом населения, питавшие первые две группы. Сюда относятся: Калининская область, Западная, отчасти Ярославская, Кировская, БССР и т.д.

4 группа — области с коэффициентом прироста, близким к среднему и относительно небольшим сальдо механического движения населения В эту группу входят: Ивановская область (+ 13,9%), Омская область (12,3%) и т.д.

5 группа — области в основном сельскохозяйственные с неблагоприятными показателями естественного движения населения и относитель-


но большим по сравнению с другими областями процентом выселенных за пределы области кулацких элементов. Сюда относятся сельскохозяйственные области Украины (кроме Донбасса), Казахстан, Курская область, Саратовская область, АССР Немцев Поволжья, Куйбышевская область, Азово-Черноморский край, русские районы Северо-Кавказского края, отчасти Воронежская и Сталинградская области.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в эту группу входят области, сопротивление кулачества проведению коллективизации в которых было наиболее ожесточенным и острым, и это сказалось на численности населения.

Приведенная выше разгруппировка отражает лишь основную тенденцию каждой области в то время, как в действительности в ряде областей в разных районах имели место различные тенденции. Так, например, общий прирост населения Днепропетровской области на 6,8% есть результат огромного роста городского населения (+177,0%) при одновременной убыли сельского населения на 26,3%. Аналогичное положение имело место и в некоторых других областях.

* * *

Итоги переписи с полной очевидностью показали совершенно неудовлетворительную постановку текущего учета населения

Прежде всего, до сих пор еще в ряде республик и областей не везде имеются ЗАГСы, а имеющиеся ЗАГСы еще недостаточно точно регистрируют рождения и смерти и неполно представляют отчетность

Необходимо:

1) Обязать НКВД в течение первого полугодия 1937 г. полностью укомплектовать сеть ЗАГСов и упорядочить поступление отчетности

2) Дополнить существующее законодательство о регистрации рождений и смертей в ЗАГСах пунктами, усиливающими репрессии за уклонение от регистрации или несвоевременность регистрации.

3) Распространить на сельские местности, обеспеченные в достаточной мере врачебным персоналом, существующий в городах порядок врачебной регистрации причин смерти.

К огромным просчетам численности населения по отдельным территориям приводит никуда негодная организация органами милиции прописки и выписки в городах и полное отсутствие какого бы то ни было учета механического движения населения в сельских местностях.

Даже по таким городам, как Москва, Ленинград, Киев, Харьков — где имеется наилучшая постановка прописки и выписки, действительная численность населения, установленная переписью, резко отличается от исчислений, основанных на данных о прописке и выписке. По Москве, вместо 3550 тыс. человек оказалось 3798 тыс. человек. Если учесть, что некоторое количество людей, давно из Москвы выбывших, числится еще прописанным в Москве, можно считать, что не менее 300 тыс. человек живут в Москве без прописки. Такое же положение во многих крупных городах. Наоборот, в ряде городов полученная по переписи числен-

.39


ность населения значительно ниже численности, получающейся на основе данных о прописке и выписке.

Неупорядоченность прописки и выписки не только вредит делу учета населения, но и дает возможность темным и классово-враждебным элементам укрываться в городах. Необходимо в кратчайший срок упорядочить постановку учета населения в городах, на основании полного проведения в жизнь постановления СНК СССР о паспортной системе

Что касается учета механического движения населения в сельских местностях, то радикальным средством для его организации является введение всеобщей паспортной системы с вытекающим из нее порядком прописки и выписки. Это мероприятие облегчается тем, что не менее 40% всего населения СССР к настоящему моменту уже паспортизовано.

Без проведения изложенных выше мероприятий точный учет населения не может быть организован и в периоды между переписями мы не будем иметь достаточно точных цифр населения как по СССР в целом. так и в особенности по отдельным территориям. Значительные затраты, требующиеся на проведение этих мероприятий, с избытком окупятся выгодами, которые представляет правильный учет населения.

Кроме того, для законченной системы учета населения, обеспечивающей точные данные о численности и составе населения СССР, необходимо установить твердую периодичность всеобщих переписей населения. Учитывая исключительно быстрые сдвиги в населении СССР, его подвижность и т.д., ЦУНХУ считает, что переписи нужно проводить каждые три года.

Что касается организации самой переписи, то уже теперь можно сделать следующие основные выводы.

Идея однодневной переписи, сопровождавшейся предварительным заполнением бланков и контрольными обходами, полностью себя оправдала

Большинство пропусков, имевших место при переписи, связано с тем, что учитывалось наличное население: пропускались люди, выехавшие куда-либо на один-два дня из места своего постоянного жительства Счетчики, работавшие по месту постоянного жительства этих граждан, вычеркивали их из своих списков (и поступали правильно), но они не всегда оказывались переписанными в тех местах, где находились фактически в ночь с 5 на 6 января.

Поэтому в дальнейшем, исходя из интересов абсолютно точного учета численности населения, необходимо перейти при переписи на учет наряду с наличным также и постоянного населения.

День переписи был установлен неудачно: а) выходной день, да еще под рождественские праздники, в каникулярное время. Дата неудачная ввиду того, что подвижность населения в этот день резко повышена

б) День переписи совпал с напряженной работой по годовым отчетам. Несомненно, перепись отразилась на ходе составления годовых отчетов, особенно в колхозах, счетные работники которых в большом числе были отвлечены переписью от своей работы.

Поэтому для следующей переписи нужно будет взять другую дату — не в начале января, а в конце декабря — примерно 21, 22 декабря.


I

Вопрос о религии в бланке переписи вызвал наибольшие затруднения и в организации переписи, так как выступления контрреволюционных и отсталых элементов имели место в наибольшем количестве именно по этому вопросу.

Ряд сообщений участников переписи показывает, что число верующих оказалось больше, чем они ожидали. Это свидетельствует об очень плохой постановке антирелигиозной работы. Очень верную оценку положения дает в этом отношении райуполномоченный по переписи Мичуринского района Воронежской области — т. Худяков:

«Если говорить о религии, надо признать, что верующие есть, но не те верующие, что были 10 лет тому назад. Это — люди, которые еще не решаются твердо встать в ряды неверующих — колеблются. Надо признать, что многие записавшиеся верующими давно не верят, но одни, учитывая свои годы, другие считаясь со своими старшими родственниками, записались верующими. Если бы наша антирелигиозная пропаганда велась не по случаю праздников и вокруг них, а систематически, мы имели бы значительно большую часть неверующих. Но и те факты, которыми мы располагаем по переписным листам, говорят о большом сдвиге в этой области, веками считавшейся неприкосновенной и разрушенной за десять лет».

Исключительное значение для переписи имела система участковых инспекторов, обеспечившая подготовку в низовых звеньях. Перепись показала, что участковая инспектура является основой организации массовых статистических работ в низовом звене. Поэтому систему участковой инспектуры необходимо всемерно укреплять.

Приложение: Предварительные итоги Всесоюзной переписи населения 6.01.1937 г.*

Начальник Центрального Управления Народнохозяйственного

учета Госплана СССР (Краваль)

РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 329. Д. 142. Л. 1—16. Машинописная копия. Подписи, числа месяца, номера нет. Машинописная помета: то же — отпечатано 4 экземпляра. 14.111.37.

См. документы 5—7.


5. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ ВСЕСОЮЗНОЙ

ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ 1937 г.

Численность населения СССР на 17.XII.1926 и 6.1.1937 г.*

 

Не позднее 14 марта 1937 г.



и



4 6

Вся строка дописана от руки.


РГАЭ. Ф. 1562. On. 329. Д. 142. Л. 25—26. Машинопись.


6. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ ВСЕСОЮЗНОЙ

ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ 1937 г.

Численность городского5 и сельского населения СССР

на17.ХП.1926и 6.1.1937 г.*

 

Не позднее 14 марта 1937 г.


I


 


 


 

 

 

 

 

 

2127617 82343

2340027 86794

4467644 169137

2685569 107113

2957659 114554

5643228 221667



693947 46599 23746

753011 47431 23362

1446958 94030 47108

814432 46599

890510 47431 33632

1704942 94030 66369


 

 

 

 

 


 

 

 

 

 


 

 

 

 

 


 

 

 

 

 


 

 

 

 

 


 

 

 

 

 


 

 

 

 

 


 

 

 

 

 


 

 

 

 

 


 

 

 

 

 


 

 

 

 

 


 

 

 

 

 


 

 

 

 

 


2333578 49098

4783487 100871

2616814 51833

2742710 54711

5359524 106544



636721 54955

1258835 109692

700030 57682

720256 57961

1420286 115643


 

 

 

 

 


 

 

 

 

 


496474 14231

437004 12381

933478 26612

683769 19007

589626 16533

1273395 35540


 

 

 

 

 


 

 

 

 

 


 

 

 

 

 


 

 

 

 

 


 

 

 

 

 


 

 

 

 

 





 

Продолжение



,56


           
      162,3 125,9 142,4
2605353 104444 2996406 120947 5601759 225391 175,4 96,1 79,2 103,4 99,3 101,7
765063 68753 38896 870214 71419 42156   158,8 128,9 84.7 140,2 119,4 95,9 149,1 122,1
      217,1 117,8 128,3
      183,9 116,3 129,4
      178,7 115,8 136,7
      465,2 119,9 144,0
      110,5 120,6
      177,5 81,6 102,8
      162,2 74,0 85,6
      161,9 59,5 77,0
      174,8 93,4 104,9
      214,1 106,5 116,2
      297,7 72,3 108,0
      250,3 87,4 130,9
      176,4 101,7 112,3
3071434 73095   6433527 150664 332,1 356,1 93,5 129,3 120,0 141,4
894805 116005 933941 120181 1828746 236186 327,4 1643,0 103,3 126,2 128,8 204,2
      278,9 105,1 142,9
      353,1 101,3 122,9
      324,8 147,5 194,8
      703,1 218,8 340,5
      498,3 106,1 127,2
      208,7 90,8 111,7
      181,7 79,6 98,1
      87,4 90,3 89,9
      124,6 79,8 87,9
      96,4 89,8 90,6

 

 

 

 

II


 

 

 

 

 


 

 

 

 

 


 

 

 

 

 


 

 

 

 

 


 

 

 

 

 


 

 

 

 

 


500861 9364 6326

509507 9034 6248

1010368 18398 12574

1062398 54534 67897

984212 51266 66696

2046610 105800 134593



476105 40159

35374 5500

932514 80268 69764 11201


 

 

 

 

 


668911 21311

657350 17581

1326261 38892

2333493 205179

2187694 187217

4521187 392396


 

 

 

 

 


98778 1183

87008 799

185786 1982

619153 19978

577229 18985

1196382 38963


 

 

 

 

 


 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

109410198*


 

 

 

 

 


 

 

 

 

 



* Вся строка дописана от руки.

РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 329. Д. 142. Л. 29—31. Машинопись.


7. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ ВСЕСОЮЗНОЙ

ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ 1937 г.

Численность населения крупных городов

(без контингентов РККА и погранохраны НКВД)

Города с населением свыше 50 тыс. человек

Не позднее 14 марта 1937 г.

 

(в 1926 и 1937 г.)*








 

3 — 5042





РГА). Ф. 1562. On. 329. Д. 142. Лл. 17—24. Машинопись.

8. ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДОВ.

РАБОЧИХ ПОСЕЛКОВ И ПОСЕЛКОВ

ГОРОДСКОГО ТИПА*

ЦУНХУ Госплана СССР..................................... Бюро переписи населения

Города, рабочие поселки и поселки городского типа




bei латы.


3*

(17









РГЛ'Х Ф. 1562. Оп. 329. Д. 143. Лл. 93—102



9. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ

ВСЕСОЮЗНОЙ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ 1937 г.

ОБЩИЕ ИТОГИ*

РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 329. Д. 142. Л. I. Подлинник. Написан от руки. Подписи не имеет. Однако графологические особенности данного документа позволяют сделать вывод о том, что он написан главным руководителем переписи по НКВД СССР майором Госбезопасности В.Цесарским (прим. В.Жиромской).

Не позднее 14 марта 1937 г.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: