Переписанные в «особом порядке». Общие итоги

71. ПИСЬМО НАЧАЛЬНИКА ОПЕРАТИВНО-МОБИЛИЗАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ РККА В ЦУНХУ ГОСПЛАНА СССР ОБ УТОЧНЕННЫХ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ ИТОГАХ ПЕРЕПИСИ РККА 6 ЯНВАРЯ 1937 г.

26 января 1937 г.

Экз. ____

Только лично

Начальнику Центрального Управления

Народнохозяйственного учета Госплана СССР

т. Краваль И.А.

Сообщаю уточненные предварительные итоги переписи РККА 6 января 1937 года:

Настоящую численность РККА можно сообщить ТОЛЬКО при докладе Правительству.

Численность РККА, для опубликования в итогах Всесоюзной переписи населения, следует указать по решению СНК СССР.

Начальник Управления

Комдив...................................................................................................... подпись

.................................................................................................................. (Вольпе)

РГАЭ. Ф. 1562. Он. 329. Д. 143. Л. 150. Машинописный подлинник на бланке: «СССР. Народный Комиссариат Обороны Союза ССР. НАЧАЛЬНИК ОПЕРАТИВНО-МОБИЛИЗАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ РККА... Январь 1937 г. № 20041 с.с. г. Москва, ул. Фрунзе. 19. Тел. коммутатора 1-03-40».


72. ПИСЬМО НАЧАЛЬНИКА ОПЕРАТИВНО-МОБИЛИЗАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ РККА В ЦУНХУ ГОСПЛАНА СССР ОБ УТОЧНЕННЫХ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ ИТОГАХ ПЕРЕПИСИ РККА 6 ЯНВАРЯ 1937 г.

11 февраля 1937 г.

Экз. № ____

Только лично

Начальнику Центрального Управления

Народнохозяйственного учета Госплана СССР

т. Краваль И.А.

Сообщаю уточненные предварительные итоги переписи РККА 6 января 1937 года:

  Мужчин Женщин Всего
1) Военнослужащих РККА      
2) Военнослужащих вне норм РККА      
Итого:     1682569)

Настоящую численность РКК А мож но сообщить ТОЛЬКО при до кладе Правительству.

Численность РККА, для опубликования в итогах Всесоюзной переписи населения, следует указать по решению СНК СССР.

Начальник Управления

Комдив...................................................................................................... подпись

.................................................................................................................. (Вольпе)

РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 329. Д. 142. Л. 149. Машинописный подлинник на бланке: «СССР. Народный Комиссариат Обороны Союза ССР. НАЧАЛЬНИК ОПЕРАТИВНО-МОБИЛИЗАЦИОННОГО УПРАВЛКНИЯ РККА... Февраль 1937 г. № 20041 с.с. г. Москва, ул. Фрунзе. 19. Тел. коммутатора 1-03-40».


73. СОПРОВОДИТЕЛЬНОЕ ПИСЬМО ГЛАВНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

ПЕРЕПИСИ ПО НКВД СССР В ЦУНХУ ГОСПЛАНА СССР

О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ ИТОГОВ

СПЕЦПЕРЕПИСИ17,

29 января 1937 г.

Только лично

Начальнику ЦУНХУ Госплана Союза ССР т. Краваль г. Москва

В порядке выполнения организационного плана проведения переписи в органах НКВД при этом представляю Вам:

1. Предварительные цифровые итоги Всесоюзной переписи контин-гентов «Б» и «В» НКВД по республикам, краям и областям (экземпляр № 2)".

2. Предварительные цифровые итоги Всесоюзной переписи контингента «А» НКВД по Союзу в целом (экземпляр № 2)***.

3. Предварительные цифровые итоги Всесоюзной переписи контин-гентов «Б» и «В» НКВД в городах с населением свыше 50000 чел. (экземпляр № 2). Материал не опубликовывать.

Приложение: по тексту**". Помета*

Главный руководитель переписи по НКВД СССР

майор Государственной Безопасности

Подпись............................................................................................. (Цесарский)

РГАЭ. Ф. 1562, Оп. 329. Д. 143. Л. 45—60. Машинописный подлинник на бланке: «Союз Советских Социалистических Республик. Народный Комиссариат Внутренних Дел. ГУГЬ 8 отдел. 29 января 1937 г. № 389806. г. Москва, площадь Дзержинского. 2. Телефон: коммутатор НКВД. Штамп: Секретная часть ЦУНХУ Госплана СССР 3/11-37 г. Эх. № 91. Помета: Получено от тов., [далее подпись неразборчива) 3/11-37 г. [Передать] Антонову».

* См. док. 74—76. См. комментарий. См. комментарий. См. док. 74—76. + Слова «Материал не опубликовывать» (далее слово неразборчиво) дописаны от руки и подтверждены подписью.


74. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЦИФРОВЫЕ ИТОГИ ВСЕСОЮЗНОЙ ПЕРЕПИСИ КОНТИНГЕНТОВ«Ь» и «В» НКВД в 1937 г.18






* Цифровые сведения по ДВК зачеркнуты и сверху надписаны от руки исправленные.

** По ДВК и Казахской ССР фафм «возраст 18 лет и старше» - экстраполированы по союзному: 83,3% городское и 75.7% сельское население (прим. док.).

*** Сведения о лицах в возрасте 18 дет и старше показаны неполностью, за неполучением их от У НКВД: Северной области. ДВК, Якутии, Армянской ССР. Узбекской ССР, Туркменской ССР. Казахской ССР и Киргизской ССР.

Главный руководитель переписи по НКВД Союза ССР
майор Государственной Безопасности подпись

(Цесарский)

29 января 1937 г. г. Москва

Опубликованию не подлежит**** подпись

**** Слова «Опубликованию не подлежит» дописаны от руки.

РГА'). Ф. 1562. Оп. 329. Д. 142. Л. 148-153. Машинописный подлинник со многими исправлениями от руки.


75. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ ВСЕСОЮЗНОЙ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ 1937 г. (КОНТИНГЕНТ «А»)

29 января 1937 г.

Совершенно секретно Только лично

Начальнику ЦУНХУ Госплана Союза ССР т. Краваль

СВЕДЕНИЯ по контингенту «А»

' Эта строка дописана от руки.

Главный руководитель переписи по НКВД СССР

майор Государственной Безопасности

подпись.............................................................................................. (Цесарский)

29 января 1937 г. г. Москва

Эти цифры опубликованию не подлежат подпись*

РГАЭ. Ф. 1562. On. 329. Д. 142. Л. 54. Машинописный подлинник. Помета: 9.III.HT.

Подпись IJ.Цесарского.


76. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ ВСЕСОЮЗНОЙ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ 1937 г. (КОНТИНГЕНТОВ «Б» И «В» В ГОРОДАХ С НАСЕЛЕНИЕМ СВЫШЕ 50000 чел.)

29 января 1937 г.

Предварительные цифровые итоги Всесоюзной переписи

контингентов «Б» и «В» НКВД в городах с населением


 

свыше 50000 чел.






Главный руководитель переписи по НКВД СССР

майор Государственной Безопасности подпись (Цесарский)

' Название «Конотоп» и цифровые данные с итогом дописаны oi руки.

РГЛ'.). Ф. 1562. Оп. 329. Д. 142. Л. 45—52. Машинописный подлинник со многими исправлениями. Помета на 1-й странице: Горола. отмеченные красным карандашом, и цифры, исправленные красными чернилами, выверены по почтовым донесениям. 9.Ш. Полнись Н'Г.

9 — 5042 257


77. ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА КОМИССИИ ПО ВОПРОСАМ

ВСЕСОЮЗНОЙ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ 1936 г.

В ЦК ВКП(б) И СНК СССР1.

В ЦК ВКП(б) т. Сталину СНК СССР т. Молотову

Комиссия по вопросам Всесоюзной переписи населения 1936 г. рассмотрела Положение о переписи и Инструкцию к заполнению переписного листа. Особую дискуссию вызвали следующие вопросы:

КО порядке переписи в самый день переписи. Так как перепись производится в жилых помещениях, возникли сомнения, какой принцип применить для определения людей, действительно находившихся в данном помещении на день переписи. После дискуссии комиссия остановилась на том. что наиболее правильно будет считать находившимися на день переписи в данном помещении тех лиц. которые ночевали в нем в ночь с 5 на 6 декабря (при условии, что перепись производится 6 декабря), включая в это число и тех людей, которые по роду и характеру своей работы отсутствовали в эту ночь в данном помещении, но постоянно в нем проживают.

2. Комиссия постановила передать на решение ЦК внесенные на
чальником ЦУНХУ Госплана СССР г. Кравалем предложения о допол
нении 12-го вопроса переписного листа (рол занятий (служба) в настоя
щее время) вопросом о месте занятия. В основе этою предложения
лежит желание ЦУНХУ распределить население по отраслям народного
хозяйства.

Комиссия считала невозможным изменить представляемую ею форму переписного листа.

3. Вопрос о том. как записывать ответ на вопрос 11-й, окончил ли среднюю или высшую школу, в комиссии были предложения считать средней школой только 9-ти и 10-летку. Было также предложение включить в среднюю школу и семилетку. Комиссия к определенному решению по этому поводу не пришла Поэтому я предлагаю принять три ответа на этот вопрос: для лиц. окончивших неполную среднюю школу-семилетку, записывать ответ «неполную среднюю»: для лиц, окончивших полную среднюю школу, техникум или рабфак, записывать «среднюю». Спора о высшей школе не возникало.

4. Значительные споры вызвал вопрос о нагрузке переписчика-счетчика. Часть членов комиссии считала возможным нагрузку в 200 человек. Некоторые члены комиссии считали возможным дать нагрузку в 100 чел. населения на одного счетчика. Комиссия остановилась на цифре 150. считая, что при условии провеления подготовительной работы за-

Не позлнес апреля 1936 i.


 

полнение предварительно переписных листов в период с I по 5 декабря возможно будет с этой работой справиться.

Прошу ЦК утвердить прилагаемое Положение о проведении Всесоюзной переписи населения 1936 г.. бланк переписного листа переписи и Инструкцию к заполнению переписного листа, а также проект постановления ЦК'.

В.Межпаук
Верно: подпись.

РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 329. Д. 143. Лл. 25—27. Копия.

78. ПРОЕКТ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОВЕДЕНИИ ВСЕСОЮЗНОЙ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ2

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении Всесоюзной переписи населения 1936 года

1. Перепись производится 6 декабря 1936 г. одновременно по всей территории СССР и охватывает всех находящихся на этой территории как советских граждан, так и иностранных подданных. В наиболее отдаленных и труднодоступных районах по перечню, утверждаемому СНК СССР, перепись производится в особые сроки и в отдельно устанавливаемом для них порядке.

2. Население переписывается по месту жительства В каждом населенном пункте переписывается все население, которое находится в нем в день переписи 6 декабря 1936 г.

3. Население, находящееся в пути в поездах железных дорог и на пароходах в день переписи, также переписывается в порядке, устанавливаемом специальной инструкцией, разрабатываемой ЦУНХУ Госплана СССР по согласованию с НКПС и Наркомводом и утверждаемой СНК СССР.

4. Перепись в частях Рабоче-Крестьянской Красной Армии и в войсках Народного Комиссариата Внутренних Дел производится в порядке определяемом инструкцией, разрабатываемой ЦУНХУ Госплана СССР. Народным Комиссариатом Обороны и Народным Комиссариатом Внутренних Дел и утверждаемой СНК СССР.

5. Перепись в местах заключения и т.п. учреждениях, подведомственных НКВД, производится в порядке, определяемом инструкцией, разрабатываемой ЦУНХУ Госплана СССР совместно с Народным Комиссариатом Внутренних Дел и утверждаемой СНК СССР.

1 См. док. № 78—80. 83.

2 Не позднее апреля 1936 г.


6. Подготовка и производство переписи возлагаются на ЦУНХУ Гос
плана СССР и его местные органы.

7. Производство переписи осуществляется в следующем порядке

1) до наступления дня переписи 6 декабря 1936 г. предварительно заполняются переписные листы;

2) 6 декабря 1936 г. производится самая перепись, т.е. счет населения, проверка и сбор предварительно заполненных листов, заполнение их на тех лиц там, где они не были предварительно заполнены;

3) производится после 6 декабря проверка правильности счета населения и заполнения переписных бланков.

8. Предварительное заполнение переписных листов производится специально подготовленными счетчиками в течение 5 дней с 1 по 5 декабря включительно. Самая перепись (счет населения и сбор переписных листов) производится в течение одного дня 6 декабря 1936 г. с 8 час. утра до 12 час. ночи. Каждый счетчик обязан произвести как предварительное заполнение переписных листов, так и перепись в среднем 150 человек населения.

9. Проверка правильности счета населения производится специально подготовленными контролерами-инструкторами на месте, путем обхода вместе со счетчиком всех жилых помещений на отведенном счетчику участке.

В сельских местностях в проверке обязательно участвует уполномоченный сельсовета. Проверка производится в течение 5 дней с 6-го по 11-е декабря включительно. В сельских местностях каждый контролер-инструктор обязан проверить в среднем один сельсовет, а в городских поселениях 1000—1200 чел. населения.

10. Для укомплектования счетчиков и контролеров-инструкторов СНК союзных и автономных республик, краевые и областные исполнительные комитеты обязаны совместно с органами ЦУНХУ привлекать на срок, необходимый для предварительной подготовки счетчиков и контролеров-инструкторов, а также для производства самой переписи работников школ, советских и торговых учреждений, учащихся высших учебных заведений и старших классов средней школы конторский персонал предприятий и колхозов и т.п. В тех местностях, где представляется необходимым привлечь к производству переписи всех или большую часть учителей, допускается по решению СНК автономных республик и краевых и областных исполкомов частичное или полное прекращение занятий в начальных и средних учебных заведениях на время переписи на срок не более 5 дней.

11. Каждый счетчик и контролер-инструктор по представлению ЦУНХУ утверждается персонально районным исполнительным комитетом.

12. Подбор счетчиков и контролеров-инструкторов Центральным Управлением народнохозяйственного учета Госплана СССР и утверждение их районными исполнительными комитетами должно быть начато не позднее 1 июня 1936 г. и закончено к 1 сентября 1936 года. Подготов-



ка и инструктаж счетчиков и контролеров-инструкторов должны быть закончены органами ЦУНХУ Госплана СССР не позднее 15 ноября 1936 года.

13. Ответственность за осуществление переписи по Союзу ССР возлагается на начальника Центрального Управления народнохозяйствен ного учета, непосредственно осуществляющего руководство переписью. При нем организуется для проведения подготовки к переписи и разработки ее результатов Бюро всесоюзной переписи населения 1936 гола. Ответственность за проведение переписи в пределах союзных республик возлагается на начальников управлений народнохозяйственного учета соответствующих союзных республик, в областях, краях и автономных республиках на начальников соответствующих управлений народнохозяйственного учета. Непосредственное руководство счетчиками и контролерами-инструкторами возлагается на лиц. специально уполномоченных областными или краевыми исполнительными комитетами по представлению областных или краевых УНХУ из числа участковых инспекторов или особо назначаемых лиц для руководства осуществлением переписи на каждом участке народнохозяйственного учета Все участковые уполномоченные по проведению переписи подчиняются непосредственно районному инспектору народнохозяйственного учета

14. Исходя из настоящего Положения. ЦУНХУ Госплана СССР издает с утверждением Совета Народных Комиссаров Союза ССР подробные инструкции о подготовке и проведении переписи.

РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 329. Д. 143. Л. 28—30.

79. ПРОЕКТ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ЦК ВКП(б) О ПОДГОТОВКЕ ВСЕСОЮЗНОЙ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ1

Проект

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК ВКП(б)

1. Утвердить представленные комиссией «Положение о проведении Всесоюзной переписи населения 1936 года», бланк переписного листа и «Инструкцию к заполнению переписного листа».

2. Прекратить с 1 сентября 1936 г. по 1 января 1937 г. по всей территории Союза ССР производство каких бы то ни было изменений в административно-территориальном делении (изменения границ сельсоветов, районов, областей и т.д.).

3. Поручить органам ЦУНХУ Госплана СССР организовать с I нюня по 1 сентября 1936 г. подбор счетчиков и инструкторов-контролеров.

Не позднее апреля 1936 г


Установить, что все счетчики и контролеры-инструкторы должны быть проверены и утверждены районными комитетами ВКП(б) и райисполкомами.

4. Обязать областные и краевые комитеты ВКП(б) подобрать, прове
рить и утвердить участковых руководителей переписи из состава участ
ковых инспекторов ЦУНХУ и лиц, специально для того назначаемых.

5. Предложить ЦУНХУ Госплана СССР:

а) совместно с НКПС и Наркомводом в 15-дневный срок закончить
разработку специальной инструкции по переписи населения в поездах и
на пароходах;

б) совместно с НКО и НКВД в месячный срок закончить разработку
специальных инструкций по переписи Рабоче-Крестьянской Красной
Армии, войск Наркомвнудела и учреждений, находящихся в системе
НКВД;

в) в месячный срок представить на утверждение СНК СССР пере
чень особо удаленных местностей и Положение о порядке проведения
переписи в них.

6. Поручить СНК СССР рассмотреть вопросы, связанные с разработ
кой переписи, обязав ЦУНХУ Госплана СССР исходить из представле
ния предварительных данных переписи в месячный срок со дня произ
водства переписи.

РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 329. Д. 143. Л. 45. Копия.

80. ИНСТРУКЦИЯ к заполнению переписного листа1

Проект

1. Переписи подлежит все население, наличное на 12 часов ночи с 5 на 6 декабря 1936 года. Обход жилых помещений переписчиками для опроса в день переписи 6 декабря 1936 года производится с 8 часов утра до 12 часов ночи.

2. Перепись производится по месту жительства в каждом жилом помещении. В переписной лист должны быть записаны:

а) все лица, которые ночевали в данном помещении на день переписи;

б) работники ночной смены и дежурившие ночью на постах или в
учреждениях, а также железнодорожники (машинисты, кочегары, кон
дуктора, проводники и т.п.), бывшие в ночь на день переписи при испол
нении служебных обязанностей, хотя бы и вне населенного пункта, в ко
тором они живут, и лица, выехавшие с вечера на базар или в извоз.

Эти лица записываются в переписные листы вне зависимости от того, ночевали они дома или не ночевали.

Не позднее апреля 1936 г.


3. В отдельный переписной лист записываются:

а) все живущие в каждой отдельной квартире в городах

б) все живущие в каждом отдельном доме, избе, хате, даче или дру
гом помещении вне города;

в) все живущие в каждом отдельном доме отдыха, санатории, гости
нице, общежитии, детдоме, колонии для трудновоспитуемых и дефек
тивных, в больнице, доме для инвалидов:

г) если число живущих в одной квартире, избе, доме отдыха и т.п.
превышает 8 человек, то составляются дополнительные переписные
листы, которые имеют тот же порядковый номер, что и первый лист, с
добавлением после номера на первом листе буквы «а», на следующем
листе буквы «б» и т.д. При этом заголовочная часть лицевой стороны за
полняется как на первом, так и на дополнительных листах.

4. При заполнении отдельных вопросов переписного листа перепис
чики должны руководствоваться следующими указаниями:

По вопросу 1-му:

Ответ следует записывать не словами, а цифрами. Для лиц мужского пола ставить цифру «1», для лиц женского пола ставить цифру «2».

По вопросу 2-му:

Дня лиц старше одного года записывать только число исполнившихся лет. Для детей младше одного года записывать только число исполнившихся месяцев. Для детей младше месяца записывать «О» месяцев.

По вопросу 3-му:

Записывать национальность, к которой причисляет себя сам опрашиваемый.

По вопросу 4-му:

Записывать название языка, который сам опрашиваемый считает своим родным языком. Родным языком детей, не умеющих говорить, записывать язык, на котором обычно разговаривает его семья.

По вопросу 5-му:

Ответ на этот вопрос заполнять только для лиц 16 лет и старше. Речь в этом вопросе идет не о вероисповедании, к которому опрашиваемый или его родители причисляли себя официально в прошлое время Если опрашиваемый считает себя неверующим, записывать «неверующий». Если опрашиваемый считает себя верующим, записывать «верующий», а для верующих, придерживающихся какого-либо определенного вероучения, записывать название религии (например: православный, лютеранин, баптист, молоканин, магометанин, иудей, буддист и т.п.).

По вопросу 6-му:

Записывать только «да» или «нет».

По вопросу 7-му:

Записывать дня советских граждан «сов.», для иностранцев «ин.».

По вопросу 9-му:

Дчя учащихся начальных школ записывать «нач.». для учащихся неполных средних и полных средних шкод техникумов и рабфаков запи-


сывать «средн.». Для учащихся в высших учебных заведениях записывать «высш.». Для учащихся в других учебных заведениях, кроме перечисленных (например, на разного рода курсах, факультетах особого назначения, школах ФЗУ, профшколах, школах ликбеза, заочных учебных заведениях и т.д.), записывать «нет», так же как и для не учащихся нигде в данное время.

По вопросу 10-му:

Ответ записывать с обязательным указанием, в каком классе или на каком курсе учится, например, «в 3-м классе» или «на 2-м курсе».

По вопросу 11-му.

Для лиц, окончивших неполную среднюю школу, записывать «неполная средняя школа». Для лиц. окончивших полную среднюю школу девятилетку и десятилетку, техникум или рабфак, записывать «средняя школа». Для лиц, учившихся в высших учебных заведениях, но не окончивших их, записывать «средн.». Для лиц, окончивших высшее учебное заведение, записывать «высш.». Для всех других лиц записывать «нет».

По вопросу 12-му:

Для рабочих записывать должность или специальность, по которой они работают в настоящее время (например, слесарь, забойщик, токарь, наладчик, ткачиха и т.д.). Для служащих записывать должность (например: статистик, сменный инженер, начальник пожарной охраны, машинистка, директор завода и т.п.). Для колхозников записывать «сельское хозяйство», а если они занимаются определенной работой в колхозе, записывать эту специальность или должность (например: пастух, доярка, сторож, тракторист, полевой бригадир, председатель колхоза). Для единоличников и членов их семей записывать «сельское хозяйство». Для домашних хозяек записывать «домашняя хозяйка». Для кустарей записывать род промысла (например, сапожник, сетевяз, гармонный мастер). Для лиц свободных профессий записывать «писатель», «композитор», «художник», «скульптор» и т.п. Для учащихся записывать «учащийся». Для пенсионеров записывать «пенсионер».

По вопросу 13-му:

Для лиц. находящихся на иждивении, записывать общественную группу, к которой принадлежит лицо, на иждивении которого они находятся, например, нетрудоспособная взрослая дочь рабочего записывается «рабочий», ребенок служащего записывается «служащий», жена рабочего, занимающаяся домашним хозяйством, записывается «рабочий». Пенсионеры и стипендиаты записываются принадлежащими к той общественной группе, в которой они состояли до перехода на пенсию или стипендию.

По вопросу 14-му:

По этому вопросу записывать «да» или «нет».

РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 329. Д. 143. Л. 3134.


^

81. ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА НАЧАЛЬНИКА ЦУНХУ

ГОСПЛАНА СССР В ЦК ВКП(б) О ХОДЕ ПОДГОТОВКИ

ВСЕСОЮЗНОЙ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ1

В ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕ1 ВКП(б)

ЦУНХУ Госплана СССР проделана следующая работа по подготовке Всесоюзной переписи населения в декабре 1936 г.:

1. Разработана и в июне 1935 г, внесена на утверждение СНК СССР п рограмма переписи. Первоначальный проект программы был опробован путем производства в 1932 г. пробной переписи в Московской области, в г. Туле и Тульском, Волоколамском, Елатомском, Бобриковском районах.

2. Разработан организационный план проведения переписи и в соответствии с ним в центре и на местах уже проводится ряд подготовительных к переписи работ (составление списков населенных мест, списков городских поселений и проч.).

3. Подготовлена программа разработки материалов переписи и на ее основе технический план разработки.

Программа переписи предусматривает получение данных о численности нали чного и постоянного населения по каждому населенному пункту и подробную характеристику постоянною населения.

Перепись покажет социальный, этнический, половой, возрастной состав, грамотность и образование населения по отдельным районам, автономным областям и республикам, краям (областям союзных республик и СССР в целом), с подразделением по всей линии на город и село; распределение населения по отраслям производства с характеристикой по полу, возрасту, образованию, народности; распределение населения по отдельным конкретным занятиям, с характеристикой по полу и возрасту: характеристику каждой народности по полу, возрасту, образованию, а в п ределах автономных областей и реепчблик!акже и социальный состав главной народности каждой области: распределение населения по месту рождения и продолжительности проживания в данном месте, в сочетании с полом, возрастом и социальным составом; специальную характе р истику учащихся учебных заведений различных типов по полу, возрасту, народности, источнику средств существования, а для учашихся-иж-пивениев по социальному составу их кормильцев: наконец, подробную характеристику жилого фонда в городах и жилищных условий городского населения.

В техплане применен целый ряд рационализаторских предложении разработанных сотрудниками ЦУНХУ и дающих большую экономию (так, например, особый способ шифровки, позволяющий сократить рабо-

Март 1936 1.


ты по перфорации и верификации примерно на 20%. т.е. на 70 тыс. рабочих дней).

Рационализация процесса разработки позволила 11УНХУ максималь но сократить ее срок, поведя его ло 1 юла. Такой срок разработки материалов всеобщей переписи населения по практике других стран достигнут единственный раз в Германии в 1933 г. при значительно меньшем объеме работы, чем предстоит у нас.

4. Составлены технические пособия для разработки:

а) инструкции по контролю и шифровке материалов переписи;

б) пособия и словари, необходимые для шифровки отдельных вопро
сов программы переписи (перечни и словари народностей и языков,
классификации и словари занятий и производств, словарь учебных заве
дений, пособие к шифровке вопроса о месте рождения);

в) инструкции к сортировальным работам;

rt пособия по работе на машинах и уходу за ними.

Часть пособий уже сдана в печать, так как они необходимы для разработки на их основе соответствуюших пособий на национальных языках.

5. Создана и регулярно работает Комиссия по переписи населения,
возглавляемая начальником ЦУНХУ и решающая все программные и
организационные вопросы переписи. Рабочим аппаратом подготовки
переписи являются специальные бюро в ЦУНХУ и на местах. В настоя
щее время создаются бюро в республиках, краях и областях. Комплекто
вание их начато с ноября месяца К настоящему моменту подобраны все
начальники республиканских бюро, кроме Узбекской ССР и Таджик
ской ССР. по областям РСФСР подобран 21 начальник из нужных 32. по
областям УССР 2 из семи, по республикам ЗСФСР по Азербайджану и
Армении. Все утвержденные начальники республиканских бюро перепи
си члены ВКП(б).

Среди руководителей бюро переписи в областях из 25 утвержденных 9 членов ВКП(б).

Подбор руководителей бюро переписи чрезвычайно затруднен тем что старые кадры работников переписи были сильно засорены чуждыми людьми, которых совершенно нельзя допускать к руководству будущей переписью, а новых кадров переписных работников нет, поскольку последняя перепись проводилась 9 лет тому назад.

Считая обязательным назначение начальниками бюро только строго политически проверенных людей, ЦУНХУ вынуждено в ряде случаев комплектовать эти кадры из людей, не имеющих переписного опыта Из 30 руководителей республиканских и областных бюро переписи, утвержденных до сих пор. не имеют переписного опыта 14 человек.

В настоящее время ЦУНХУ проводит дополнительное изучение и проверку местных руководителей бюро на специальных курсах их подготовки, открытых 20/Х11-35 г., работники, непригодность которых будет выяснена на этих курсах, будут заменены.


6. Проведена частично подготовка районных и участковых инспекторов нархозучета к переписи на курсах повышения квалификации, через которые в течение 1935 года пропущено около тысячи районных инспекторов из общего количества 3350 и 7000 участковых инспекторов из общего количества 10000 человек. ЦУНХУ составлено специальное руководство по переписи для районных и участковых инспекторов, находящееся уже в печати.

7. Разработка переписи будет полностью механизирована, это обязательное условие для того, чтобы уложить всю разработку в один год. Машины для разработки сконструированы работником ЦУНХУ т. Не-слуховским и производятся на наших заводах: перфораторы и контроль-ники на Московском заводе САМ, сортировки на Ленинградском заводе им. Макса Гельца. Наши машины по своим конструктивным данным лучше однотипных иностранных. Для переписи потребуется следуюшее количество счетно-аналитических машин: 500 перфораторов, 500 кон-трольников и 300 сортировок, К 31 /XII-1935 г. изготовлено 470 кон-трольников и 200 сортировок. Совершенно неудовлетворительно обстоит дело с производством перфораторов. 1-й Государственный завод счетно-аналитических машин в г. Москве (САМ), получивший от ЦУНХУ на организацию производства перфораторов свыше 300 тыс. рублей, не сумел на ладить этого дела в течение двух лет. Вместо 500 шт. по плану 1935 г.. утв ержденному СТО, завод слал к 30X11-35 г. всею 3 штуки и притом никуда негодные.

ЦУНХУ по вопросу о перфораторах обращалось к зам. Наркомтяж-прома т. М.М.Кагановичу, и несмотря на его категорическое приказание заводу изготовить в IV квартале 200 перфораторов, мы получили только 3 штуки.

Дальнейшая работа по подготовке переписи будет состоять в следующем:

В I и II кварталах бланки переписи и инструкции будут переведены на все языки переписи и напечатаны. Необходимо будет напечатать до 100 млн экземпляров бланков и инструкций.

Для практического ознакомления областных руководителей переписи с ее техникой, в марте 1936 года в каждой области (крае) будет проведена небольшая учебная перепись. Это мероприятие поможет провести перепись на высоком уровне и дать точный и высококачественный материал в кратчайшие сроки.

В течение I, II и III кварталов будет изготовлен весь необходимый подсобный материал для производства и разработки переписи: контрольные списки, планы, карты и т.п.; будут пересчитаны данные переписи 1926 года по современным административным единицам.

В октябре и ноябре во всех районах страны будут проведены инструктивные конференции для подготовки всех районных и участковых инспекторов нархозучета к переписи.


Не позднее чем в 111-м квартале должны быть организованы три крупные в Москве, Ленинграде и Харькове и две небольшие в Минске и Тифлисе машинные станции для разработки материалов переписи

Решение ЦУНХУ организовать три крупных станции, не создавая мелких станций во всех областных центрах, вызвано тем. что. во-первых, в небольших городах невозможно будет набрать необходимое количество работников; во-вторых, и это главное, у нас нет достаточного количества высококвалифицированных специалистов машинного счета чтобы обеспечить техническое руководство большим числом установок

В IV квартале должна быть проведена большая разъяснительная кампания среди населения. Значение этой кампании для успеха переписи особенно велико. Перепись потребует огромного количества участников. Особенностью ее организации в 1936 г. является введение института добровольных счетчиков, выделяемых в колхозах, совхозах, ЖАКТах для предварительного заполнения переписных листов и работающих в порядке общественной нагрузки. Таких счетчиков у нас будет свыше 500 тыс. человек. Привлечение добровольных счетчиков значительно облегчит задачу платных счетчиков, позволит ограничить число последних до 150 тыс. человек и ускорить период производства переписи: перепись будет проведена в городах в 5 дней, а в деревне в 7 вместо 7 и 14 дней в 1926 году. Инструктирование счетчиков будет проведено за несколько дней до начала переписи. Кроме счетчиков потребуется привлечь 15—20 тыс. человек для инструкторской работы. Здесь ЦУНХУ рассчитывает опереться в первую очередь на кадры учителей, особенно сельских.

Для нормального хода подготовки переписи и окончания ее разработки в течение одного года, необходимо прежде всего в ближайшие же дни утвердить программу переписи, так как отсутствие утвержденной программы не дает возможности развернуть подготовительные работы полным ходом: задерживается окончательное оформление всех пособий, переводы инструментария на национальные языка печатание бланков и т.п.

Как уже сказано выше, необходимо особо тщательно подобрать кадры краевых и областных руководителей переписи из политически-проверенных и квалифицированных работников. ЦУНХУ считает целесообразным утверждение этих работников крайкомами (обкомами) ВКП(б).

Для своевременного обеспечения материально-технической базы переписи необходимо:

а) в течение первого полугодия произвести на заводе им. Макса
Гельца 100 сортировок со счетными приспособлениями и 150 счетных
приспособлений для оборудования ранее выпушенных сортировок

б) на заводах «Красная заря» и «Электросила» произвести в этот же
срок всю электроаппаратуру для этих машин;


 

ский персонал предприятий и колхозов и т.п. на срок, необходимый для их предварительной подготовки и для производства самой переписи.

8. Каждый счетчик и контролер-инструктор по представлению местных органов Центрального Управления Народнохозяйственного Учета утверждается персонально районным исполнительным комитетом или городским советом, по принадлежности.

9. Подбор счетчиков и контролеров-инструкторов и утверждение их районными исполнительными комитетами и городскими советами должны быть начаты с I августа 1936 г. и закончены к 1 ноября 1936 г.

Подготовка и инструктаж счетчиков и контролеров-инструкторов должны быть закончены органами Центрального Управления Народнохозяйственного Учета не позднее 15 декабря 1936 г.

10. Ответственность за производство переписи по Союзу ССР возла
гается на начальника Центрального Управления Народнохозяйственного
Учета Госплана СССР, непосредственно осуществляющего руководство
переписью. При нем организуется для проведения подготовки к перепи
си и разработки ее результатов Бюро всесоюзной переписи населения
1937 г.

Ответственность за производство переписи в пределах союзных и автономных республик, краев и областей возлагается на начальников Управлений Народнохозяйственного Учета соответствующих республик, краев, областей.

Непосредственное руководство счетчиками и контролерами-инструкторами возлагается на участковых уполномоченных по переписи, утверждаемых Советами народных комиссаров союзных и автономных республик, не имеющих областного деления, краевыми и областными исполнительными комитетами по представлению республиканских краевых и областных управлений народнохозяйственного учета или особо привлекаемых лиц.

Все участковые уполномоченные по переписи подчиняются непосредственно районному инспектору народнохозяйственного учета

Председатель Совета народных комиссаров Союза ССР В. Молотов

Зам. управляющего делами Совета народных комиссаров Союза ССР И.Межлаук

Москва. Кремль. 28 апреля 1936 г.

Правда. 1937. 29 апреля.


83. БЛАНК ПЕРЕПИСНОГО ЛИСТА

28 апреля 1936 г.

Центральное управление народнохозяйственного учета Госплана СССР

Республика, край, область________________ Район

Адрес в городских поселениях: Название городского

поселения_________________ Городской район___

Улица, переулок, площадь_____________________

№ дома_____. № квартиры_____.

Фамилия 1. 2х 3. 4.  
Имя          
1. 1 lo.i (мужской, женский)  
2. Сколько лет или месяцев от ролу? Лет/ месяцев Лет/ месяцев Лет/ месяцев Лет/ месяцев  

3. Национальность

4. Родной язык

5. Религия

6. Состоит лив браке?

7. Гражданин какого государства?

8. Грамотен ли?

9. В какой школе учится: в начальной, в средней или высшей?

10. В каком классе или на каком курсе учится?

11. Окончил ли среднюю или высшую школу?

12. Род занятия (службы) в настоящее время?

13. Место работы (название предприятия, колхоза, учреждения)?

14. К какой общественной группе принадлежит к группе рабочих, служащих, колхозников, единоличников, кустарей, людей свободных профессий или служителей культа и нетрудящихся элементов?

Всесоюзная перепись населения 1937 г.

№ переписного отдела № счетного участка № квартала

№ домового или поселкового списка Адрес в сельских местностях:

Сельсовет___ Название населенного пункта (дерев
ни, аула, кишлака, села, хутора и т.д.)_______________________


ч

Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства Союза Советских Социалистических Республик, 1936. Отдел I. Ст. 237. Приложение к постановлению СНК СССР от 28 апреля 1936 г.

84. ИНСТРУКЦИЯ К ЗАПОЛНЕНИЮ ПЕРЕПИСНОГО ЛИСТА

28 апреля 1936 г.

Утверждена СНК Союза ССР 28 апреля 1936 г.

1. Переписи подлежит все население, наличное на 12 часов ночи с

5 на 6 января 1937 г. Обход жилых помещений переписчиками для опро
са в день переписи 6 января 1937 г. производится с 8 часов утра до
12 часов ночи.

2. Перепись производится по месту жительства в каждом жилом по
мещении. В переписной лист должны быть записаны:

а) все лица, которые ночевали в данном помещении в ночь с 5 на

6 января 1937 г.;

б) работники ночной смены и дежурившие ночью на постах или в
учреждениях, а также железнодорожники (машинисты, кочегары, кон
дуктора, проводники и т.н.), бывшие в ночь с 5 на 6 января 1937 г. при
исполнении служебных обязанностей, хотя бы и вне населенного пунк
та, в котором они живут, и липа, выехавшие с вечера 5 января 1937 г. на
базар или в извоз.

Эти лица записываются в переписные листы вне зависимости от тою. ночевали они лома или не ночевали.

3. В отдельный переписной лист записываются:

а) все живущие в каждой отдельной квартире в городах;

б) все живущие в каждом отдельном доме, избе, хате, даче или дру
гом помещении вне города:

в) все живущие в каждом отдельном доме отдыха, санатории, гости
нице, общежитии, детдоме, колонии для трудновоспитуемых и дефек
тивных, в больнице, доме для инвалидов;

г) если число живущих в одной квартире, избе, доме отдыха и т.п.
превышает 8 человек, то составляются дополнительные переписные
листы, которые имеют тот же порядковый номер, что и первый лист, с
добавлением после номера на первом листе буквы «а», на следующем
листе буквы «б» и т.д. При этом заголовочная часть лицевой стороны за
полняется как на первом, так и на дополнительных листах.

4. При заполнении отдельных вопросов переписною листа перепис
чики должны руководствоваться следующими указаниями:

По вопросу 1-му:

Ответ записывать словами: «муж.», «жен.».


По вопросу 2-му:

Для лиц старше одного года записывать только число исполнившихся лет. Для детей младше одного года записывать только число исполнившихся месяцев. Для детей младше месяца записывать «О» месяцев.

По вопросу 3-му:

Записывать национальность, к которой причисляет себя сам опрашиваемый.

По вопросу 4-му:

Записывать название языка, который сам опрашиваемый считает своим родным языком. Родным языком детей, не умеющих говорить, записывать язык, на котором обычно разговаривает его семья.

По вопросу 5-му:

Ответ на этот вопрос заполнять только для лиц 16 лет и старше. Речь в этом вопросе идет не о вероисповедании, к которому опрашиваемый или его родители причислялись официально в прошлое время Если опрашиваемый считает себя неверующим, записывать «неверующий». Если опрашиваемый считает себя верующим, записывать «верующий», а для верующих, придерживающихся какого-либо определенного вероучения, записывать название религии (например: православный, лютеранин, баптист, молоканин, магометанин, иудей, буддист и т.п.).

По вопросу 6-му:

Записывать только «да» или «нет».

По вопросу 7-му:

Записывать для советских граждан «сов.», для иностранцев название государства, подданным которого опрашиваемый является.

По вопросу 8-му: Записывать «да» или «нет».

По вопросу 9-му:

Для учащихся начальных школ записывать «нач.». для учащихся неполных средних и полных средних школ, техникумов и рабфаков записывать «средн.». Для учащихся в высших учебных заведениях записывать «высш.». Для учащихся в других учебных заведениях, кроме перечисленных (например, на разного рода курсах, факультетах особого назначения, школах ФЗУ, профшколах, ликбезах, заочных заведениях и т.д.). записывать «нет», так же как и для не учащихся нигде в данное время.

По вопросу 10-му:

Ответ записывать так: «в 3-м классе» или «на 2-м курсе».

По вопросу 11-му:

Для лиц, окончивших неполную среднюю школу, записывать «неполная средняя школа». Для лиц, окончивших среднее учебное заведение, а также для лиц, учившихся в высших учебных заведениях, но не окончивших их, записывать «средн.». Для лиц, окончивших высшее учебное заведение, записывать «высш.». Для всех других лиц записывать «нет».


По вопросу 12-му:

Для рабочих записывать должность или специальность, по которой они работают в настоящее время (например, слесарь, забойщик, токарь, наладчик, ткачиха и т.д.). Для служащих записывать должность (например: статистик, сменный инженер, начальник пожарной охраны, машинистка, директор завода и т.п.). Для колхозников записывать «сельское хозяйство», а если они занимаются определенной работой в колхозе, записывать эту специальность или должность (например: пастух, доярка, сторож, тракторист, полевой бригадир, председатель колхоза). Дзя единоличников и членов их семей записывать «сельское хозяйство». Дзя домашних хозяек записывать «домашняя хозяйка». Для кустарей записывать род промысла (например, сапожник, сетевяз, гармонный мастер). Для лиц свободных профессий записывать «писатель», «композитор», «художник», «скульптор» и т.п. Для учащихся записывать «учащийся». Дня пенсионеров записывать «пенсионер».

По вопросу 13-му:

Здесь необходимо полностью указывать название учреждения организации, предприятия, колхоза, где работает опрашиваемый, причем для предприятий следует указать, какое это предприятие (род производства). Надо записывать, например, «Чугунно-литейный завод «Пролетарий», а не просто завод «Пролетарий»; «Ткацкая фабрика «Октябрь», а не просто фабрика «Октябрь». Если предприятие принадлежит колхозу, необходимо указать род предприятия и название колхоза Например: валяльная мастерская колхоза «Красная заря», кирпичный завод колхоза «Путь к коммунизму» и т.д.

Дзя единоличников, некооперативных кустарей и тех членов их семей, которые постоянно помогают им в занятии, писать «в своем хозяйстве».

Дзя пенсионеров, стипендиатов, домашних хозяек, находящихся на их иждивении, этот вопрос прочеркивается.

По вопрос\ 14-му:

Дзя лиц, находящихся на иждивении, записывать общественную группу, к которой принадлежит лицо, на иждивении которого они находятся, например, нетрудоспособная дочь рабочего записывается «рабочий», ребенок служащего записывается «служащий», жена рабочего, занимающаяся домашним хозяйством, записывается «рабочий». Пенсионеры и стипендиаты записываются принадлежащими к той общественной группе, в которой они состояли до перехода на пенсию или стипендию'.

85. «ПАМЯТКА ДЛЯ СЧЕТЧИКА»

I. Составьте переписные листы на всех граждан, проживающих на вашем участке. Предварительное заполнение переписных листов закончите не позднее 5 января.

Бланки и пособия для счетчика в юродских поселениях. М.. 1936. С. 8.


2. Заполняя листы, соблюдайте следующие правила:

а) Ответы записывайте только в местах, которые для них отведены.
Не захватывайте соседних строк или граф;

б) Пишите чернилами, четко, разборчиво;

в) Отвечая на отдельные вопросы переписного листа, точно выпол
няйте указания Инструкции.

3. Если опрашиваемому неясен какой-либо вопрос, разъясните, что означает этот вопрос, пользуясь Инструкцией. В частности, разъясните, что на вопрос о религии надо указывать теперешние собственные убеждения опрашиваемого (неверующий, верующий православный, верующий магометанин и т.д.), а не вероисповедание, к которому опрашиваемый или его родители причислялись официально в прошлое время

4. 6 января в день переписи обойдите свой участок, проверьте и исправьте все переписные листы. При проверке листов:

а) перепишите всех, кто ночевал в данной квартире, хате, избе и т.д.
в ночь с 5 на 6 января, но не записан при предварительном заполнении
(родившихся, приехавших после предварительного заполнения листа, до
12 час. ночи с 5 на 6 января);

б) вычеркните всех, кто записан в переписные листы при предвари
тельном заполнении, но отсутствовал в ночь с 5 на 6 января (умершие,
уехавшие до 12 час. ночи с 5 на 6 января и т.п.).

Проверяя и исправляя переписные листы, точно соблюдайте пп. 1,2 и 3 Инструкции.

5. Проверив и исправив переписные листы, тут же заполняйте домо
вый (в городе) или поселенный (в сельских местностях) список1.

86. ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КОМИССИИ

ПАРТИЙНОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ЦК ВКП(б) И КОМИССИИ

СОВЕТСКОГО КОНТРОЛЯ ПРИ СНК СССР О ПРОВЕРКЕ

ХОДА ПОДГОТОВКИ ВСЕСОЮЗНОЙ

ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ2

Председателю Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б) тов. Ежову Н.И.

Председателю Комиссии советского контроля при СНК СССР тов. Антипову Н.К.

«О подготовке переписи населения»

Проверка КСК и КПК в 25 областях, краях и республиках показала, что подготовка к переписи населения, в части решающей сейчас задачи

Бланки и пособия для счетчика в городских поселениях. М.. 1436. С. 89. Не ранее 15 и не позднее 19 ноября 1936 г.


X

полбора и утверждения массовых кадров переписа проходит неудовлетворительно, развертывание массовой разъяснительной работы запаздьн вает. и до сих пор не закончен ряд общих подготовительных работ (выверка районных карт, утверждение оргпланов. списки населенных пунктов, домовладений и т.д.).

Постановлением СНК СССР от 28 апреля 1936 г. предусмотрен подбор и утверждение массовых кадров переписи к I ноября. Эта директива не выполнена.

На 1-е ноября по данным ЦУНХУ по Союзу подобрано и утверждено только 70.4%. а по ряду областей и краев количество подобранных и утвержденных кадров значительно ниже.

Например, по Башкирской АССР 48,2%. по Оренбургской области 48,8%, по Узбекской ССР 47,9%, по Грузинской ССР 45,8%, по Одесской области 20,7%, Днепропетровской 36,7%.

Проверка показывает, что данные ЦУНХУ не отражают действительного состояния подбора и утверждения массовых кадров по переписи.

Прежде всего обращает внимание огромная пестрота в подборе и утверждении кадров, в пределах области, края и республики. Даже в тех областях, где, по данным ЦУНХУ. уже утверждены более чем на 100% потребного количества счетчиков и контролеров-инструкторов, в действительности имеется большое число районов, где либо ничего не утверждено, либо утверждено очень небольшое количество.

ЦУНХУ считает, что по Горьковскому краю на 1-е ноября утверждено 115% потребного количества счетчиков и контролеров-инструкторов, в действительности же на 5-е ноября по Чувашской АССР, входящей в этот край, ни один счетчик не был утвержден.

По Ивановской области, по данным ЦУНХУ. на 1-е ноября подобрано и утверждено 82,2%, в том числе 61,3% в городах и 94.3% в сельских местностях. Между тем проверка на месте показывает, что из 42 районов счетчики и контролеры-инструкторы в 9 районах совершенно не утверждались.

По Красноярскому краю по данным ЦУНХУ. утверждено 119%. между тем по ряду районов этого края (Уманскому, Рыбинскому, Дзержинскому и др.) эти кадры вообще не утверждались.

По Калининской области числятся утвержденными 66,1%, в то время как в 25 районах этой области к утверждению счетчиков еше не приступили.

Особенно плохо проводится подбор счетчиков и контролеров-инструкторов в крупных городах (Харьков, Ленинград, Куйбышев, Челябинск, Иркутск и др.).

Не лучше дело обстоит и с подбором участковых инспекторов. До I.XI по большинству областей и краев к их проверке и утверждению облисполкомы и обкомы не приступили (Ивановская, Калининская. Восточно-Сибирский, Бурято-Монгольская. Чувашская АССР и др.).

Подбор и утверждение массовых кадров переписи проходят исключительно формально и осуществляются бюрократическими методами


Райисполкомы и Горсоветы зачастую имеют дело не с живыми людьми, а со списками, утверждая их «чохом» либо на своих заседаниях, либо передоверяя это специальным комиссиям.

Сплошь и рядом кадры подбираются механически, по разверстке, а не на основе персонального отбора, как это было предусмотрено постановлением СНК СССР от 28.IV.1936 г.

Например, по Горьковскому краю, Ждановский райсовет выделил специальную комиссию для утверждения счетчиков и контролеров Фактически эта комиссия не работала, и от ее имени председатель Райисполкома т. Небогатиков утвердил список в 547 чел. «чохом»: в Б.Козинском сельсовете в г. Балахне большинство подобранных и утвержденных счетчиков утверждались по списку, без вызова, а люди, утвержденные в качестве счетчиков, до сих пор не знают об этом. Всего по Горьковскому краю таким «методом» подобраны массовые кадры переписи в 35 районах из 61.

По Ивановской области также широко практиковалось утверждение по спискам без вызова и проверки кадров счетчиков и контролеров-инструкторов. Например, во Владимирском районе на 556 чел., представленных на утверждение Райисполкома, оказалось 17 чел., не проживающих в местностях, в которых они должны проводить перепись. Дополнительная проверка списка счетчиков, утвержденных РИКом, также показала, что имеются лица, утвержденные счетчиками, но не проживающие в местностях, где они должны проводить перепись. Например, Давыдовский сельсовет выделил учительницу Касову в качестве переписчицы, которая выехала из данного сельсовета еше в 1935 г. Добрынинский сельсовет рекомендовал в качестве переписчицы Зорину и Трофимову, которые вообще не проживают и не проживали на территории данного сельсовета.

По Харьковской области также широко применялось механическое утверждение кадров. Например, в Мгинском и Красногвардейском районах кадры переписи утверждались по спискам, без ведома выделенных лиц и их согласия.

Такие факты имели место в Ленинградской, Московской. Воронежской и др. областях и краях.

В результате сплошь и рядом утвержденные кадры переписи подобраны неудовлетворительно, засорены чуждыми людьми и не могут обеспечить правильного проведения переписи населения.

В районах Западной области в состав счетчиков и контролеров-инструкторов попали малограмотные и школьники 14—15 лет, а также чуждые люди (бывшие урядники, попы, торговцы).

По Ленинградской области утверждались счетчиками беременные женщины, безрукие, безногие и др., не подходящие для этой работы люди.

Имеются факты привлечения к переписи населения лиц недостаточно проверенных с политической стороны.

В Ленинградской области в Дедовическом районе был привлечен к переписи сын недавно осужденного за контрреволюционную работу".


в Колпино были рекомендованы Кондаков, растративший 21 тыс. руб., и Креохина, муж которой выслан из Ленинграда

Суздальский Райисполком Ивановской области в качестве помощника руководителя переписного отдела утвердил т. Соловьеву, дочь служителя культа, жену лишенца.

В связи с таким неудовлетворительным подбором кадров в ряде областей исполкомы вынуждены проводить заново поголовную проверку и пересмотр утвержденных кадров (Татарская АССР. Харьковская и Западная области и другие).

Такой неудовлетворительный подбор массовых кадров переписи объясняется прежде всего неудовлетворительным руководством ЦУНХУ этой важнейшей подготовительной работой, обеспечивающей успех переписи.

ЦУНХУ 8-го сентября дал директиву: «Подбор основной массы счетчиков и контролеров-инструкторов производить путем разверстка., между учреждениями, учебными заведениями и различными организациями».

Отсюда забвение указания СНК о персональном отборе кадров, широкое применение разверстки и механическое утверждение людей по спискам, без проверки.

Попытки ЦУНХУ исправить свою ошибку путем дачи специальной директивы местным У НХУ (в октябре месяце) пока еще перелома в этой работе не создало и это объясняется тем, что местные партийные и советские организации не уделяют должного внимания этой работе.

Одним из важнейших условий удовлетворительного подбора массовых кадров переписи является развертывание массово-разъяснительной работы.

ЦУНХУ СССР совершенно упустил задачу проводить такую массово-разъяснительную работу среди той части населения (среди учащихся, учителей, рабочих, служащих и колхозников), из которой должны быть завербованы переписные кадры. Вследствие этого сплошь и рядом числящиеся в списках подобранных и даже утвержденных РИКами и горсоветами счетчики, контролеры и инструктора не знают о том, что они завербованы для этой работы, а если и знают, то им не разъяснена сущность переписи и конкретные их обязанности.

На этой почве в отдельных районах зачастую имели место нездоровые политические настроения. Например, в Балашовском районе Саратовского края и Бежецком районе Калининской области среди населения распространялись слухи, что перепись будет проводиться с целью введения карточек и хлебных пайков.

Развертывание массово-разъяснительной работы среди всего населения также запаздывает. До сих пор не издана массовая популярная брошюра о задачах переписи населения, а тезисы и материалы для докладчиков и лозунги, изготовлены и разосланы лишь в начале ноября. Запаздывание ЦУНХУ с рассылкой этих материалов привело к тому, что места в отдельных случаях пытались сами издавать тезисы (Ростов. Украина, Сев. Кавказ) и лозунги. Например, в Узбекистане выпущены лозунги к проведению переписи, которые, по существу, не отражают сущности и характера самой переписи.


Весьма слабо освещается подготовка к переписи как в центральной, так и, особенно, в местной печати. Нашей проверкой были вскрыты факты игнорирования со стороны местной печати необходимости освещения хода подготовки к переписи. Например, редактор Духовщинской райгазеты (Западная область) отказался освещать подготовку к переписи населения ввиду того, что «для газеты есть поважнее дела». Редактор Клетнянской райгазеты той же области за помещение заметки о переписи потребовал специальной оплаты, отказываясь в противном случае ее поместить.

В отношении материально-технической базы для проведения переписи ЦУНХУ СССР имеет все условия для того, чтобы обеспечить своевременное снабжение бланками места и провести разработку переписных материалов на машинно-счетных фабриках. Исключение составляют перфокарточки. Потребность машинно-счетных фабрик для разработки машинно-счетных установок составляет 200 млн перфокарточек, из коих до 15 ноября получено 55 млн шт. и до 1.1.37 г., по данным ЦУНХУ, будет получено 80 млн шт.

Постановление СНК СССР от 22 июля о достройке помещений для машинно-счетной фабрики в Москве к 1 сентября не выполнено. В Ленинграде вместо 3 тыс. метров помещения Ленинградский Совет предоставил 2400 м и до сих пор не выделил недостающую площадь в 600 м для машинно-счетной фабрики.

Исключительно плохо обстоит дело в отношении обеспечения помещениями переписных пунктов. Например, в Харькове из требующихся для проведения переписи 300 помещений для переписных пунктов до сих пор ничего не предоставлено. Также плохо обстоит дело с выделением помещений для переписных пунктов в Иванове, в районах Калининской области и почти во всех областях, где нами проводилась проверка

Огромные средства выделенные в распоряжение ЦУНХУ для проверки переписи, требуют исключительно жесткой финансовой дисциплины и повседневного контроля за их расходованием. Между тем сам ЦУНХУ показывает пример нарушения финансовой дисциплины для своей периферии. На 1-е октября ЦУНХУ позаимствован из кредитов переписи свыше 5,4 млн руб. для покрытия недостающих ему фондов по зарплате в своей системе.

Необходимо отметить, что ряд исполкомов стали на путь выделения из своего бюджета дополнительных средств на проведение переписи Например, Ленинградский горсовет специазьно выделил для премирования переписных кадров 100 тыс. рублей.

На основании вышеизложенного мы предлагаем принять следующие решения:

1. Указать начазьнику ЦУНХУ СССР т. Краватю на неудовлетворительное руководство с его стороны подбором и проверкой массовых кадров переписи. Предупредить т. Краваля. что наряду с обкомами и исполкомами он несет ответственность за качество кадров для переписи.

2. Обязать председателей обл(край) исполкомов и секретарей крайкомов и обкомов произвести тщательную проверку утвержденных и утверждаемых районными партийными и советскими организациями кад-


которых условностях этих исчислений они сколько-нибудь значительно на обшую цифру прироста населения СССР (21.3 млн) влиять не могли.

Однако мы не располагаем почти никакими цифровыми данными о полноте обращаемости населения для регистрации случаев рождений и смертей даже на территориях, по которым отчетность получается исправно.

Между тем есть ряд оснований утверждать о неполноте регистрации рождений и особенно смертей, что вызвано главным образом возможностью похоронения трупов без справок ЗАГС и. следовательно, без регистрации (особенно в сельских местностях) и отчасти некоторыми местными обычаями (Бурят-Монгольская АССР. Калмыцкая АССР и т.д.).

Этот недоучет Отдел Населения и Здравоохранения отмечал в ряде записок (докладные записки в связи с обследованием постановки первичной регистрации рождений и смертей).

Можно ли считать, что весь разрыв в шесть с лишним миллионов приходится за счет дефектов в учете естественного движения населения?

Некоторые расчеты показывают неправильность этого предположения.

Такой разрыв может произойти только вследствие недоучета смертей (двойной счет рождений в сколько-нибудь массовом размере невероятен).

Но так как на самом деле имеет место и некоторый недоучет рождений (хотя очевидно в меньших размерах, чем недоучет смертей), то на самом деле для обоснования разрыва в 6.3 млн чел. недоучет смертей должен выразиться по крайней мере в 8 млн чел.

За истекшее десятилетие обшее число смертей по расчетам Отдела Населения на основе материалов ЗАГС выразится примерно в 32,5 млн чел., а с прибавлением восьми миллионов оно должно равняться 40 с лишним миллионов.

Таким образом, этот расчет показывает, что отнесение всей величины разрыва за счет дефектов в учете естественного движения населения обозначает недоучет каждого пятого случая смерти в среднем за 10 лет (8 млн: 40). Такой процент недоучета смертей невероятен, тем более что в последние несколько лет положение с учетом ЗАГС значительно улучшилось и. таким образом, почти весь недоучет смертей должен концентрироваться на отрезке времени в семь-восемь лет, что практически обозначает для этих лет недоучет каждого 4-го или даже 3-го случая смерти.

С другой стороны, если принять, что число смертей за 10 лет равно 40 млн при относительно низкой смертности последних лет (с 1934 г. — 1936 г. около 8 млн), то на семь лет число смертей составляло бы свыше 32 млн, или в среднем больше 4,5 млн в год. или примерно 30 чел. умерших на тысячу населения в год. Такой коэффициент смертности невозможен в условиях СССР: он более чем в два раза выше смертности всех европейских стран и совпадает со смертнос тью населения в старой Рос сийской империи, бывшей по этому показателю на первом месте.

Все изложенное заставляет искать объяснение разрыва не только за счет цифр естественного движения населения, но и за счет других источников.


1. Таким источником, во-первых, является уход части населения за
этот промежуток за пределы СССР. Так, по сообщению Казахского
УНХУ. число ушедших из Казахстана за пределы СССР (с вычетом воз
вратившихся) составляло за 1930—1932 гг. 1.3 млн чел.

Так как процессы ухода из Казахстана за пределы СССР имели место и в 1933 г. и так как подобные явления были и на других территориях (Туркменская ССР. Таджикская ССР), то. безусловно, число ушедших за пределы СССР должно быть увеличено. С учетом возвратившихся все же можно полагать, что сальдо составляет примерно около 2 млн человек, ушедших за этот период за пределы СССР.

То обстоятельство, что Туркменская ССР, Киргизская ССР и Узбекская ССР повысили свое население между двумя переписями в темпах выше среднего по СССР, еще не говорит о невозможности ухода из этих районов населения за пределы СССР. Дело в том. что в эти районы была усиленная миграция


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: