double arrow

Музыкальный ритм

К сенсорным музыкальным способностям относится и чувство музыкального ритма. Оно имеет связь с обычным (не музыкальным) чувством ритма, который характерен для всех процессов мироздания - от ритмов вселенной до биоритмов внутри живых организмов - и одновременно отличается от него. Если чувство ритма - «способность воспринимать и воспроизводить ритмические процессы», то чувство музыкального ритма предполагает реакцию на специфику временных процессов в музыке и их воспроизведение.

Существует множество определений музыкального ритма. Согласно одному из них, «ритм - временнáя структура любых воспринимаемых процессов, один из трех (наряду с мелодией и гармонией) основных элементов музыки, распределяющий по отношению ко времени... мелодические и гармонические сочетания» (В.Холопова). Или: «Ритм – временнáя организация в музыке; в более узком смысле – последовательность длительностей звуков, отвлечённая от их высоты...» (М.Харлап).

Отличительной особенностью музыкального ритма является то, что он включает не только понятие времени, но и понятия динамики, темпа, артикуляции, так как он зависит от темпа - скорости движения, ритмической плотности, артикуляции, динамики. Чувство музыкального ритма тесно взаимодействует с динамической и артикуляционной сторонами музыкального слуха.

В создании музыкального ритма большую роль играют все элементы музыкальной речи - от звуков и пауз до мотивов, периодов, фактуры и т.д. фактурный ритм образует своего рода полиритмию. Понятие «музыкальный ритм» неотделимо от категории метр. Это - «ритмическая форма, служащая мерой, в соответствии с которой музыкальные и поэтические тексты делятся, кроме смыслового членения, на метрические единицы» (там же, с.34). С метром связано наличие сильных и слабых долей. Метр бывает регулярный и нерегулярный.

На все эти свойства музыкального ритма человек реагирует благодаря чувству музыкального ритма. Некоторые исследователи вводят такое понятие как «ритмический слух». Ритм имеет моторную природу, и музыкальный ритм прежде всего апеллирует к телесно-мускульному началу в человеке. Реакция на музыкальный ритм проявляется в активных мышечных сокращениях, в которых задействованы не только голосовые связки, но и внешние телесные мышцы. Поэтому не случайно в древнерусских музыкально-педагогических пособиях давались строгие наставления по ритмической природе пения, чтобы ритмика была спокойной, незаметной, не отвлекала от пения.

Уже в XIII веке отмечалось два вида ритма: строгий ритм, основанный на единстве пульсации, и свободный. И если строгий ритм более мускульно- моторен по своей природе, то свободный ритм предполагает обращение к эмоционально-интеллектуальному началу, активнее взаимодействует с аналитическим слухом.

К этому следует добавить, что музыкальному ритму присуща яркая эмоциональная природа, которой нет в каких-либо других ритмических процессах. Он является выражением некоего эмоционального содержания.

Чувство ритма относится к тем основным музыкальным способностям, которые, как свидетельствует практика, начинают развиваться наиболее рано, на подсознательном уровне.

В европейской музыке чувство музыкального ритма немыслимо без звуковысотного движения. В чувстве музыкального ритма ярче, нежели в музыкальном слухе проявляется сенсорная природа этой музыкальной способности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: