Основные тенденции музыкально-эстетического воспитания в зарубежных странах

В области музыкально-эстетического воспитания накоплен большой опыт во многих странах мира. Музыкальное воспитание - составная часть общей системы образования, просвещения, культуры. За рубежом проводятся ассамблеи Международного общества воспитания через искусство, которое создано при ЮНЕСКО. В послевоенные годы, в середине 1950-х годов была создана Международная организация по музыкальному образованию и воспитанию (International Society for Music Education или ISME, в русской традиции принято название ИСМЕ ИСМЕ) - международное общество музыкального воспитания, конференции которого проводятся один раз в два года. Конференции ИСМЕ дают возможность достаточно широкого ознакомления с опытом музыкального воспитания детей в разных странах мира.

Во многих странах ежегодно издаются специальные журналы, книги, посвященные проблемам музыкально-эстетического воспитания, учебные пособия и программы. Само выражение «эстетическое воспитание» редко употребляется у западных педагогов и психологов, обычно используется термин «художественное воспитание».

Теория и практика музыкально-эстетического воспитания за рубежом (в Венгрии, Австрии, Японии, США, Англии, Франции) опирается на исторические традиции. Общность их складывается в:

требовании обязательного систематического художественного воспитания для каждого ученика, независимо от степени его художественной одарённости и будущей профессии;

- подчеркнутом понимании таких моментов воспитательного процесса, как: а) свободное раскованное выражение индивидуальности ученика; б) преимущественное развитие эмоциональной сферы, психики и непосредственно эстетического суждения и вкуса через искусство;

развитии творческого потенциала каждого ученика посредством занятий искусством и в стремлении связать художественные понятия с другими учебными предметами (интегрированный урок).

Важное место отводится освоению учащимися классического художественного наследия, знанию истории искусства и художественному воспитанию, решительно отвергается применение профессиональных критериев к творчеству ребёнка, поскольку миру ребёнка свойственна другая структура ценностей. Во многом снимается проблема таланта - деление детей на одарённых и бездарных, поскольку она вступает в противоречие с требованиями всеобщего художественного воспитания. На первый план выступает индивид: каждый ребёнок должен получить возможность извлечь из художественных занятий то, что наиболее отвечает уникальным потребностям его личности» Так как музыкальное воспитание входит в структуру художественного воспитания, то всё это в полной мере относится и к нему.

Для современной педагогики характерно:

· расширение культурных связей и обмен опытом всех стран;

· использование народной музыки (фольклора), как основного музыкального материала;

· внедрение прогрессивных доступных (упрощённых) методов овладения музыкальной грамотой и пения по нотам (относительная сольмизация);

· серьезное внимание к педагогической подготовке в музыкальном образовании учителя, её многогранность (руководитель оркестра, хора, педагог индивидуального обучения игре на музыкальном инструменте, руководитель вокального ансамбля, органист); поиски наиболее эффективных методов музыкальной подготовки учителей, дающих возможность развить творческую инициативу и успешно подготовить их к практической работе с детьми (импровизация, чтение с листа, гармонизация мелодии, широкая ориентация в детском репертуаре);

· применение технических средств обучения. Обзор литературы по музыкальному воспитанию детей за рубежом позволяет отметить и противоречивые явления в этом процессе, которые проявляются, прежде всего, в отсутствии единых программ и учебных планов в музыкально- педагогической подготовке учителя музыки, в неравномерности подготовки преподавателя для начальной и средней школы, малоэффективности группового метода обучения игре на музыкальных инструментах, дирижированию, постановке голоса.

Всемерное расширение международных культурных связей, проведение встреч, семинаров, симпозиумов, конкурсов детских музыкальных коллективов создают предпосылки взаимообогащения в области детского музыкального воспитания и образования.

Помимо ИСМЕ к настоящему времени созданы Европейская консерватория и музыкальная академия (ЕАК) и Всемирная хоровая федерация.

Изучение состояния современных методов музыкальной педагогики позволяет отметить следующие основные тенденции в музыкальном воспитании подрастающего поколения:

- всеобщность музыкального воспитания детей, включение в музыкальную деятельность всех детей независимо от их музыкальной одарённости;

- более широкое рассмотрение музыкального воспитания в системе художественного воспитания, музыкальной деятельности в системе художественной деятельности ребёнка (а именно, связи с другими видами искусства: поэзией, живописью, танцем);

- усиление в музыкальном воспитании внимания на развитие не только музыкальных, но, прежде всего, творческих способностей личности ребёнка;

- усиление компенсаторной функции музыкальных занятий в жизни детей;

- внимание к нравственным аспектам музыкального воспитания (воспитание доброты, отзывчивости, любви к человеку).

Мировая музыкальная педагогика накопила богатейший опыт по музыкально- эстетическому и художественному воспитанию детей. Ознакомление с наиболее прогрессивными и доступными системами позволит совершенствовать методику музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения в нашей стране.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: