Соотношение права и морали

Мораль — это система норм и принципов, отражающих представления людей о должном, возможном и допустимом в межличностном и групповом взаимодействии и общении. Мораль регулирует отношения и поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого и чести и бесчестия и т.д. Мораль и нравственность можно рассматривать в качестве синонимов.

Единство между правом и моралью состоит в том, что:

1) в системе социальных норм право и мораль выступают универсальными, распространяющимися на все общество;

2) право и мораль имеют единый объект регулирования — общественные отношения

3) право и мораль исходят, в конечном счете, из интересов общества.

Право и мораль отличаются:

1) по происхождению (если мораль возникает вместе с обществом, то право — вместе с государством);

2) по форме выражения (если мораль содержится в общественном сознании, то право — в специальных нормативных актах, имеющих письменную форму);

3) по сфере действия (если мораль может регулировать практически все общественные отношения, то право — наиболее важные и только те, которые в состоянии упорядочить);

4) по времени введения в действие (если моральные нормы вводятся в действие по мере их осознания, то правовые — в конкретно установленный срок);

5) по способу обеспечения (если нормы морали обеспечиваются мерами общественного воздействия, то нормы права — мерами государственного воздействия);

6) по критериям оценки (если нормы морали регулируют общественные отношения с позиции добра и зла, справедливого и несправедливого, то нормы права — с точки зрения законного и незаконного, правомерного и неправомерного).

Право и мораль взаимодействуют между собой в процессе упорядочения общественных отношений. Их требования во многом совпадают: то, что осуждает и поощряет право, осуждает и поощряет, как правило, и мораль. И наоборот. Многие правовые нормы вытекают из нравственных (не убий, не укради, не лжесвидетельствуй и т.д.). Вместе с тем возможны и противоречия между ними, когда одна и та же ситуация может регулироваться по-разному со стороны права и морали. Причины противоречий могут быть объективные (существующие различия между правом и моралью) и субъективные (право меняется быстрее морали и подчас с ней не согласуется в силу определенных идеологических, политических, конъюнктурных и иных моментов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: