Задача № 11

Ставцев, Орехов и Барков во время охоты ездили по терри­тории заповедника на автомобиле «Джип», а также использова­ли взрывчатые вещества. В заповеднике они убили четырех оленей.

1. Объективная сторона какого преступления содержит­
ся в поведении охотников?

2. Какое значение имеют последствие, место, орудие и
средство совершения преступления как признаки состава?




ТЕМА № 7. СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

1. Понятие и признаки общего субъекта преступления.

2. Понятие и критерии невменяемости.

3. Возрастные признаки субъекта.

4. Понятие и признаки специального субъекта преступления.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ

В первом вопросе затрагиваются основные социально-пра­вовые признаки общего субъекта преступления. Субъект пре­ступления - это лицо, совершившее общественно опасное дея­ние и способное в соответствии с законом нести за него уголов­ную ответственность. В ст. 19 УК РФ закреплено, что уголов­ной ответственности подлежит только физическое, вменяемое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности. Таким образом, в указанной статье обозначены следующие признаки общего субъекта преступления: 1) физическая природа; 2) вме­няемость; 3) возраст уголовной ответственности. Все призна­ки, перечисленные в статье 19 УК РФ, являются обязательны­ми для всех без исключения субъектов преступлений. В сово­купности они составляют научное понятие общего субъекта преступления. Признаки общего субъекта - обязательны для всех составов преступлений и необходимы при квалификации любого преступления. Требуется в общих чертах раскрыть содержание каждого из названных признаков. Далее отмечаются особенности другого вида субъекта - специального. Следует также раскрыть социально-правовое значение субъекта преступления.

Во втором вопросе перед обучаемыми поставлена зада­ча исследовать понятие и критерии невменяемости. Невме­няемость — это неспособность лица осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездей-


ствия) либо руководить ими по причине хронического психичес­кого расстройства, временного психического расстройства, сла­боумия или иного болезненного состояния психики (ст. 21 УК РФ). Наука уголовного права при характеристике невменя­емости использует два критерия - медицинский и юриди­ческий. В ходе ответа нужно раскрыть содержание указанных критериев. Уголовно-правовые последствия признания лица, со­вершившего общественно опасное деяние, невменяемым. Огра­ниченная вменяемость: понятие, особенности статуса субъекта преступления, специфика мер государственного принуждения.

Третий вопрос призван дать представление о возрастных аспектах уголовной ответственности. Характеризуя возраст уголовной ответственности, следует отметить, что способность осознавать свои действия и руководить ими возникает у психи­чески здоровых людей не с момента рождения, а лишь по дос­тижении ими определенного возраста. В основе определения возраста уголовной ответственности лежит уровень сознатель­но-волевой зрелости лица, его способность осознавать происхо­дящие события и в соответствии с этим осмысленно действо­вать. Очевидно, что такая способность человека складывает­ся постепенно, в результате воспитательного воздействия и на­копленного жизненного опыта. Оптимальный возраст уголовной ответственности, по мнению специалистов, - 16 лет. В этом возрасте подросток достигает определенной степени социаль­ной зрелости и вполне способен отвечать за свое поведение. Статья 20 УК РФ, устанавливая возраст уголовной ответствен­ности, дифференцирует его следующим образом: 16 лет - ос­новной возраст уголовной ответственности; 14 лет - возраст, представляющий собой исключение из общего правила, то есть ответственность предусмотрена только за отдельные виды пре­ступлений, общественная опасность которых в соответствии с положениями возрастной психологии в полной мере осознается 14-летними подростками. Кроме того, уголовное законодатель­ство России предусматривает и некоторые другие возрастные границы уголовной ответственности. Так, например, только


совершеннолетнее лицо (достигшее 18 лет) может быть при­знано субъектом преступления, предусмотренного ст. 150 УК РФ «Вовлечение несовершеннолетнего в совершение пре­ступления» или ст. 338 УК РФ «Дезертирство». Необходимо рас­смотреть правила определения возраста лица, совершившего общественно опасное деяние.

Понятие и признаки специального субъекта преступления изучаются в рамках четвертого вопроса темы. В некоторых статьях Особенной части УК РФ законодатель предусматри­вает ответственность лиц, которые обладают не только призна­ками общего субъекта преступления, но и дополнительными признаками, нетипичными для всех субъектов. Такая катего­рия лиц получила название «специальный субъект». Напри­мер, субъектом большей части преступлений против интересов государственной службы и службы в органах местного самоуп­равления может быть только должностное лицо. Субъектом пре­ступлений против военной службы может быть только воен­нослужащий. Шпионаж (ст. 276 УК РФ) может быть совершен только иностранным гражданином или лицом без гражданства. Признаки специального субъекта характерны не для всех со­ставов преступлений и поэтому всегда включаются в диспози­цию конкретной нормы Особенной части УК РФ с целью под­черкнуть специфику преступлений данного вида. Значит, специ­альный субъект - факультативный признак состава преступле­ния. Дается подробная классификация признаков (видов) специ­ального субъекта, определяется значение специального субъек­та для квалификации преступлений.

Вопросы и задания для проверки знаний:

1, Дайте определение субъекта преступления, назовите
его признаки.

2. С какого возраста наступает уголовная ответствен­ность? Чем руководствовался законодатель, определяя воз­растные границы уголовной ответственности?


3. Определите критерии отнесения преступлений к тем,
ответственность за которые наступает с 14 лет. Не пред­ставляется ли Вам перечень, установленный в ч. 2 ст. 20
УК РФ, избыточным или, наоборот, недостаточным? Ка­кие виды преступлений, по вашему мнению, можно было
бы исключить из данного перечня, а какие - добавить в
него? Аргументируйте свою позицию.

4. Что такое вменяемость?

5. Назовите критерии невменяемости и охарактери­зуйте их.

6. Каковы особенности ответственности лиц с психи­ческими аномалиями, не исключающими вменяемость?

7. Дайте понятие специального субъекта преступления.

8. Найдите в УК РФ составы преступлений со специаль­ным субъектом.

9. Классифицируйте специальных субъектов по различ­ным основаниям.

10. Расскажите о соотношении понятий «субъект пре­ступления» и «личность преступника».





МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Задача № 1

17-летний Кириллов вовлек в совершение преступления 14-летнего Морозова и 15-летнего Гвоздева, которые по его ука­занию совершили кражу имущества из квартиры.

Квалифицируйте действия указанных лиц. Проанализируй­те состав преступления. Признает ли суд Морозова и Гвоз­дева субъектами преступления? Может ли Кириллов быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 150 УК РФ?

Задача № 2

Двое 15-летних подростков Карасев и Сомов проникли в храм после окончания службы и похитили одну из икон, которую в скором времени продали Окуневу. Окунев, пытавшийся сдать икону в антикварный магазин, был задержан. По заключению экспертов, икона представляет особую историческую и куль­турную ценность.

Подлежат ли уголовной ответственности Карасев и Со­мов? Если да, то какой должна быть квалификация?

Задача № 3

Страдавший хроническим алкоголизмом Угаров во время внезапно возникшего приступа «белой горячки» испытывал зри­тельные и слуховые галлюцинации, вместо людей видел вокруг себя различных чудовищ, угрожавших его жизни. Защищаясь от такого мнимого нападения, он нанес тяжкий вред здоровью своей теще.

Возможно ли привлечение Угарова к уголовной ответ­ственности? Проанализируйте критерии невменяемости. Что такое «ограниченная вменяемость»? Может ли Уга­ров быть признан ограниченно вменяемым?


Задача № 4

Сенчук шел после работы домой. Он нес в руках сумку с мясными продуктами и бумажником, в котором были деньги -10 тыс. рублей. Неожиданно к нему подбежала собака породы «овчарка», вырвала сумку из его рук и скрылась в ближайших кустах.

Совершено ли преступление? Вспомните признаки субъекта преступления. Как оценить ситуацию, если бу­дет установлено, что хозяин овчарки Топорков специально дрессировал собаку для завладения чуэюими вещами и ждал ее неподалеку с «добычей»?

Задача № 5

При строительстве целлюлозно-бумажного комбината было допущено отступление от проекта, состоящее в том, что очист­ные сооружения были рассчитаны только на работу первой оче­реди комбината. В последующем, когда были пущены осталь­ные его очереди, очистные сооружения перестали справляться с обеззараживанием промышленных стоков. Вследствие этого в озере были уничтожены места нереста ценных пород рыб и произошло предельное превышение допустимой концентрации вредных веществ.

Ознакомьтесь со ст. 246 УК РФ. Кто должен отвечать за содеянное?

Задача № 6

Юный Федорин сознался в совершении кражи с проникнове­нием в помещение, совершенной группой лиц по предваритель­ному сговору. Однако определить, может ли Федорин быть субъектом преступления по признаку возраста, было пробле­матично. Документы, содержащие сведения о возрасте Федо-рина, обнаружить не удалось. Также было установлено, что его родители злоупотребляют спиртными напитками и на вопрос о возрасте их сына ничего внятного сообщить не могут.

Как в таком случае устанавливается возраст лица?


Задача № 7

Два 14-летних школьника, не подготовившись к контрольной работе, решили сорвать занятия в школе. По телефону-автома­ту они позвонили в администрацию города и сообщили, что в здании школы находится взрывное устройство. Вызванные на место происшествия сотрудники милиции организовали эвакуа­цию людей, исследовали все помещения и подвал школы, но никакого взрывного устройства не нашли.

Являются ли подростки субъектами какого-либо пре­ступления? Дайте анализ объективных признаков преступ­ления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: