Задача № 11. 15-летний Степанов, 13-летнийТрошкин, 17-летний Кирил­лов и 18-летний Черенков входили в состав банды

15 -летний Степанов, 13-летнийТрошкин, 17-летний Кирил­лов и 18-летний Черенков входили в состав банды. Во время нападения на магазин-салон «Мир компьютеров» Степанов вы­стрелом из пистолета убил охранника, после чего все участни­ки группы, взломав замки, проникли в помещения магазина и похитили шесть портативных компьютеров, десять цифровых видеокамер и наличные деньги в сумме 90 тыс. рублей.

Решите вопрос об уголовной ответственности участ­ников группы. Можно ли квалифицировать действия всех указанных лиц по ст. 209 УК РФ? Определите виды соста­вов преступлений, совершенных виновными.





ТЕМА № 8. СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЯ

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИИ

1. Понятие и значение субъективной стороны состава пре­
ступления.

2. Понятие вины, формы вины.

3. Умысел и его виды.

4. Неосторожность и ее виды.

5. Невиновное причинение вреда. Случай (казус).

6. Преступления с двумя формами вины.

7. Факультативные признаки субъективной стороны.

8. Субъективная ошибка и ее значение.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Подготовка к ответу на первый вопрос начинается с анали­за следующего определения. Субъективная сторона преступ­ления - это юридическая характеристика психической деятель­ности лица, непосредственно связанной с совершением преступ­ления. Она образует психологическое (внутреннее) содержание преступления. Субъективная сторона включает следующие при­знаки: вина, мотив и цель преступления, а также эмоциональ­ное состояние лица в момент совершения преступления. Вина -обязательный признак субъективной стороны любого состава преступления, остальные названные признаки являются факуль­тативными. Каждый из указанных признаков кратко характери­зуется в ходе ответа на данный вопрос. Отмечается юридичес­кое значение субъективной стороны. Раскрывается проблема взаимосвязи объективных и субъективных признаков обществен­но опасного деяния.

Второй вопрос связан с исследованием вины как необходи­мого субъективного основания уголовной ответственности и наказания. Вина - это психическое отношение лица к соверша-


емому им общественно опасному деянию, предусмотренному уголовным законом, и его последствиям. Вина характеризуется интеллектуальным и волевым элементами (признаками). Пре­дусмотренные законом различные сочетания интеллектуально­го и волевого элементов образуют две формы вины - умысел (ст. 25 УК РФ) и неосторожность (ст. 26 УК РФ). Социальная сущность вины - проявление в конкретном преступлении иска­женного отношения субъекта к основным ценностям общества.

Законодательные конструкции, отражающие различные фор­мы вины. Значение форм вины для квалификации преступления и назначения наказания. Недопустимость «объективного вме­нения» в современном уголовном праве России.

Понятие и виды умысла изучаются при подготовке учебно­го материала к третьему вопросу. Умысел - это наиболее рас­пространенная в законе и на практике форма вины. В ст. 25 УК РФ 1996 г. впервые законодательно закреплены признаки пря­мого и косвенного умысла. Следует дать детальный анализ интеллектуального и волевого элементов прямого и косвенного умысла, отметить сходство и различия между данными вида­ми умысла. Преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо, его совершившее, осознавало обществен­ную опасность своих действий (бездействия), предвидело воз­можность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления (ч. 2 ст. 25 УК РФ). В ответе на этот вопрос обязательно должны содержаться при­меры, подкрепляющие теоретические положения.

Интеллектуальный элемент прямого умысла образуют: осознание общественно опасного характера совершаемого де­яния, предвидение неизбежности или реальной возможно­сти наступления общественно опасных последствий. Волевой элемент прямого умысла - явное желание наступления этих последствий.

Преступление признается совершенным с косвенным умыс­лом, если лицо, его совершившее, осознавало общественную опасность своего действия (бездействия), предвидело возмож-


ность наступления общественно опасных последствий и хотя и не желало, но сознательно допускало эти последствия либо от­носилось к ним безразлично (ч. 3 ст. 25 УК РФ).

Интеллектуальный элемент косвенного умысла — осоз­нание общественной опасности совершаемого деяния, предви­дение реальной возможности наступления общественно опас­ных последствий. Волевой элемент косвенного умысла — со­знательное допущение общественно опасных последствий или безразличное к ним отношение.

Классификация (виды) умысла по моменту возникновения преступного намерения и по степени определенности. Заранее обдуманный умысел. Разновидности внезапно возникшего умыс­ла. Определенный умысел и его разновидности. Неопределен­ный умысел.

Четвертый вопрос - неосторожность и ее виды. Пре­ступные легкомыслие и небрежность: характеристика интел­лектуального и волевого элементов, сходство и различие меж­ду данными разновидностями вины. Ответ иллюстрируется со­ответствующими примерами из уголовного законодательства и следственно-судебной практики.

Преступление признается совершенным по легкомыслию, если лицо, его совершившее, осознавало общественную опас­ность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, но без доста­точных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на пре­дотвращение этих последствий (ч. 2 ст. 26 УК РФ).

Следовательно, интеллектуальный элемент легкомыслия -осознание общественной опасности совершаемого деяния, пред­видение потенциальной возможности наступления обще­ственно опасных последствий. Волевой элемент легкомыслия - самонадеянный (без достаточных к тому оснований) расчет на предотвращение указанных последствий. Учитывая изло­женное, необходимо разграничить легкомыслие и косвенный умысел.


Преступление признается совершенным по небрежности, если лицо, его совершившее, не осознавало общественной опас­ности своих действий (бездействия), не предвидело возможно­сти наступления общественно опасных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть (ч. 3 ст. 26 УК РФ).

Интеллектуальный элемент небрежности - неосозна­ние лицом общественной опасности своего деяния, непредви­дение возможности наступления общественно опасных послед­ствий. Волевой элемент небрежности — отсутствие воле­вых усилий, направленных на осознание общественной опас­ности деяния и предвидение общественно опасных послед­ствий. Небрежность - единственная разновидность вины, при которой лицо вообще не предвидит общественно опасных по­следствий своего деяния. Непредвидение последствий свиде­тельствует о пренебрежении лица к требованиям закона, прави­лам общежития, интересам других лиц.

Объективный и субъективный критерии небрежности. Объек­тивный критерий - обязанность лица предвидеть обще­ственно опасные последствия. Эта обязанность может основы­ваться на законе, договоре, должностном статусе, профессии виновного, правилах общежития. Субъективный- наличие ре­альной возможности предвидеть наступление общественно опасных последствий при необходимой внимательности и пре­дусмотрительности.

Пятый вопрос - невиновное причинение вреда: понятие, признаки интеллектуального и волевого элементов. Деяние при­знается совершенным невиновно, если лицо:

- не осознавало общественной опасности своего деяния;

- не предвидело возможности наступления общественно
опасных последствий;

- по обстоятельствам дела не могло осознавать обще­
ственной опасности своего деяния либо не должно было или
не могло
предвидеть возможности наступления общественно
опасных последствий (ч. 1 ст. 28 УК РФ).


В ч. 2 ст. 28 УК РФ предусмотрена другая разновидность невиновного причинения вреда. Деяние признается совершен­ным невиновно, если лицо, его совершившее, хотя и предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но не могло предотвратить эти последствия в силу несоответствия своих психофизиоло­гических качеств требованиям экстремальных условий или не­рвно-психическим перегрузкам (например, при авариях, ДТП, различных стрессовых ситуациях).

Случай (казус) и небрежность: сходство и различия. Уголов­но-правовое значение непреодолимой силы.

Шестой вопрос - двойная (сложная) форма вины. Две фор­мы вины могут сочетаться только в квалифицированных со­ставах преступлений, причем умысел проявляется в основном составе, а неосторожность - в квалифицированном (в отноше­нии особых последствий) (ст. 27 УК РФ). С точки зрения за­конодательной техники, в едином сложном составе объеди­няются два самостоятельных преступления -умышленное и неосторожное. В принципе, эти преступления могут существо­вать самостоятельно. Как правило, каждое из преступлений по­сягает на различные непосредственные объекты. При ответе следует рассмотреть типы преступлений с двумя формами вины, отметить способы их законодательной конструкции в Особен­ной части УК РФ. Представляют интерес особенности квали­фикации преступлений с двумя формами вины.

Мотив и цель преступления, эмоциональное состояние лица в момент совершения преступления рассматриваются при от­вете на седьмой вопрос. Мотив — это внутреннее побуждение, которое вызывает у лица решимость совершить преступление. Цель - это тот результат, к достижению которого стремится субъект преступления. Преступная цель возникает на основе преступного мотива, а в совокупности эти признаки образуют ту базу, на которой формируется вина. Эмоции - это испытыва­емые человеком переживания по поводу собственного состоя­ния, совершаемого деяния или событий окружающей действи-


тельности. Аффект - это чрезвычайно сильные, бурно проте­кающие, кратковременные эмоциональные возбуждения взрыв­ного характера, которые находят разрядку в действии при ос­лабленном волевом контроле. С учетом особого эмоциональ­ного состояния виновного законодатель конструирует так назы­ваемые привилегированные составы, в которых устанавливает­ся сравнительно мягкое наказание для лиц, совершивших в со­стоянии аффекта убийство (ст. 107 УК РФ) либо умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью (ст. 113 УК РФ).

В ходе подготовки к ответу нужно подробно раскрыть сле­дующие базовые положения темы. Классификация мотивов и целей. Значение факультативных признаков субъективной сто­роны для квалификации преступления и назначения наказания. При анализе содержания указанных тезисов следует приводить примеры.

Восьмой вопрос включает характеристику понятия субъективной ошибки, ее видов и правовых последствий. Под субъективной ошибкой в уголовном праве понимается заблуж­дение субъекта относительно юридической характеристики со­вершенного деяния либо относительно его фактических обсто­ятельств. Исходя из этого, в теории уголовного права ошибку подразделяют на два вида - юридическую и фактическую. Юридическая ошибка - неправильная оценка субъектом юри­дической сущности или юридических последствий преступле­ния. Фактическая ошибка - неправильная оценка субъектом фактических обстоятельств, играющих роль объективных при­знаков состава данного преступления и определяющих харак­тер и степень его общественной опасности. Далее требуется дать анализ разновидностей юридической и фактической оши­бок, а также рассмотреть особенности квалификации преступ­лений в случае субъективной ошибки.


Вопросы и задания для проверки знаний:

1. Дайте понятие субъективной стороны преступления.

2. Каково значение субъективной стороны преступления
для уголовной ответственности, квалификации преступ­
ления, назначения наказания?

3. Назовите обязательные и факультативные признаки
субъективной стороны.

4. Сформулируйте определение вины.

5. Какие формы вины Вы знаете? Что лежит в основе
деления вины на формы и виды?

6. Дайте понятие умысла. Назовите виды умысла.

7. Каково соотношение прямого и косвенного умысла?

8. Назовите другие виды (подвиды) умысла в зависимос­
ти от различных критериев: момента возникновения пре­
ступного намерения, степени определенности результата.

9. Дайте понятие неосторожности, назовите ее виды.

10. Что понимается под легкомыслием?

11. Как отграничить легкомыслие от косвенного умысла?

12. Дайте понятие небрежности.

13. Проведите разграничение небрежности и легкомыс­
лия, небрежности и невиновного причинения вреда.

14. Что представляет собой преступление с двумя фор­
мами вины?

15. Дайте понятие мотива и цели преступления. Мож­
но ли классифицировать мотивы и цели преступления?
Каково уголовно-правовое значение мотива и цели преступ­
ления?

16. Способно ли эмоциональное состояние субъекта по­
влиять на квалификацию совершенного им преступления?
Обоснуйте свое мнение, приведите примеры.

П. Что понимается под ошибкой в уголовном праве?

18. Какие виды субъективной ошибки Вы знаете? Как влияют различные виды (подвиды) ошибки на квалифика­цию преступления?


МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: