Предмет и метод предпринимательского права. Наука предпринимательского права.
Предпринимательское право как отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие, отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества.
Предметом любой отрасли права является круг общественных отношений, регулируемых ее нормами. Предмет предпринимательского права - это регулируемая им совокупность отношений, складывающихся в процессе предпринимательской деятельности.
В предмет предпринимательского права входят:
• профессиональная деятельность по производству товаров (работ, услуг) с целью извлечения прибыли;
• отношения по реализации товаров, их доставке, хранению и т. п.;
• предпринимательская деятельность организационно-имущественного характера по созданию и прекращению предприятий, управлению собственностью;
|
|
• хозяйственно-правовое регулирование предпринимательской деятельности;
• государственное воздействие на субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Методы ПП:
1) Метод рекомендаций (диспозитивный метод). При этом субъекты предпринимательства выбирают наиболее приемлемые для себя способы поведения, исходя из существующих норм.
2) Метод обязательных предписаний (императивный метод). В этом случае все права и обязанности участников отношений четко и однозначно определяются заранее.
3) Метод автономных решений (метод согласования) предполагает, что предложения о форме отношений устанавливаются только с одной стороны, которая имеет право разрабатывать разнообразные предписания правоотношений.
Наука предпринимательского права — это система знаний о предпринимательском праве, это представления ученых о данной отрасли, ее предмете и методе, источниках, месте в системе отраслей. Влияние различных факторов объективного и субъективного характера с неизбежностью предопределило тот факт, что эти представления менялись на разных этапах существования нашего государства.
Принципы Российского предпринимательского права.
Принципы ПП - основополагающие начала, которые пронизывают правовые нормы ПП.
Основные принципы:
1) свобода предпринимательской деятельности. (ст. 8 К.РФ. «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для пред.и иной не запрещенной законом эконом. деятельности»);
2) юридическое равенство. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности;
|
|
3) свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности;
4) получение прибыли как цель предпринимательской деятельности;
5) гос. регулирование предпринимательской деятельности - соблюдение баланса частных интересов предпринимателей и публичных;
6) законность в предпринимательской деятельности. Предпринимательская деятельность должна осуществляться в строгом соблюдении требований законодательства;
7) единое экономическое пространство. На территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.