double arrow

VI. Боевые действия партизан

51. Организацию, численность партизанских отрядов, партизанских частей и соединений, количество и наименование их вооружения.

52. Фотоснимки партизан и их фамилии.

Примечание. В отдельных случаях допускается опубликование фотоснимков и фамилии партизан только по специальному разрешению соответствующего штаба партизанского движения или члена военного совета фронта.

53. Все сведения, прямо или косвенно раскрывающие район и место боевых действий партизан.

Примечание. Разрешается опубликовывать выражения: “партизаны Украины”, “партизаны Белоруссии”, “партизаны Ленинградской области” и т.д.

54. Приемы борьбы партизанских отрядов: методы боевых действий и разведки, сигнализации, система связи между партизанскими отрядами, частями Красной Армии и населением и другие сведения, могущие дать противнику данные для принятия контрмер.

55. Сводные данные о результатах проведенных партизанами операций за область, республику и сводный отряд

Примечание. В армейской и дивизионной печати о действии партизан разрешается лишь перепечатка материалов из фронтовых и центральных газет.

56. О совместных действиях партизанских отрядов с частями Красной Армии, кроме правительственных сообщений.

57. О нахождении на службе немецких оккупационных властей лиц, работающих или ранее работавших по заданиям партизанских отрядов или наших органов разведки.

VII. Вооружение

58. Описание, тактико-технические данные и маркировка боевых машин и предметов вооружения, не поименованных в приложении № 2*.

Примечание 1. Все данные по боевой технике иностранных армий, ВВС и флотов, взятые из иностранной открытой печати, опубликовывать разрешается, не упоминая о нахождении ее на вооружении в Красной Армии.

Примечание 2. Отдельные случаи использования нашими войсками трофейного вооружения противника без его опознавательных знаков (на самолетах, танках) опубликовывать разрешается.

59. Сведения о степени обеспеченности боевой техникой наших войск, о поступлении на вооружение новых или модернизированных образцов и видов боевой техники как отечественного производства, так и иностранных марок, а также о снятии с вооружения старых образцов.

60. Сведения о вооружении самолетов, танков, бронемашин, бронепоездов: количество пушек и пулеметов, их марки, калибры, наличие снарядов “РС” и химического вооружения, комплект боеприпасов и авиабомб их вес, марки, калибры.

* Приложение № 2 не публикуется. 254

61. Сведения о вооружении системы Костикова.49

Примечание. Упоминание этого вооружения под названием “Катюша” и “гвардейские минометы” в печати разрешается без его конструктивного и тактико-технического описания.

62. Все данные о телемеханических приборах и радиолокаторах принятых в Красной Армии.

63. Сведения о химическом вооружении, боевых отравляющих и дегазирующих веществах, кроме перечисленных в приложении № 2.

64. Об огнеметных средствах и их применении.

Примечание. Описание огнеметных средств разрешается согласно приложению № 2.

65. Сведения о взрывчатых веществах и инженерной технике, кроме перечисленных в приложении № 2.

66. Сведения об изобретениях и рационализаторских предложениях, вносящих новые принципы в боевое вооружение, его усовершенствование или в тактические формы боя, а также об испытании и опытном производстве новых образцов вооружения и технических средств борьбы.

Примечание. Все остальные изобретения и рационализаторские предложения разрешается опубликовывать с санкции начальника соответствующего рода войск.

67. Сведения о массовых отрицательных явлениях в производстве, хранении и использовании не по назначению предметов вооружения и боевой техники Красной Армии.

68. Сведения об авариях и катастрофах в воздушных, морских, танковых, мотомеханизированных, железнодорожных и других войсках.

Примечание. Допускается опубликование отдельных единичных случаев аварий и поломок без человеческих жертв с разрешения соответствующего начальника штаба.

VIII. Дисциплина и политико-моральное состояние

69. Все сведения о неудовлетворительном состоянии дисциплины и политико-морального состояния подразделения, части и соединения: невыполнение боевых приказов и распоряжений, случаи дезертирства, перехода на сторону врага, членовредительства, проявления недовольства материальным положением, случаи воровства, мародерства, ненормальных взаимоотношений военнослужащих между собою и с населением.

70. Сведения о воинских преступлениях при несении караульной службы и в боевом охранении: сон на посту, уход с поста, слабая бдительность и т. п.

Примечание к п.п. 69—70. С разрешения начальников соответствующих штабов в воспитательных целях допускается опубликовывать о случаях недисциплинированности и нарушений правил караульной службы, совершенных отдельными бойцами, — в дивизионных и армейских газетах и сержантами — в фронтовых (окружных) газетах.

71. Абсолютные и относительные цифры дисциплинарных проступков в подразделениях, частях, соединениях, а также факты извращения дисциплинарной практики командным составом.

Примечание. В случаях массовых извращений дисциплинарной практики во фронтовых, окружных и армейских газетах допускается с разрешения начальника политоргана опубликование отдельных фактов извращения.

72. Все сведения о чрезвычайных происшествиях: обстрелах своих войск и самолетов, убийствах и ранениях военнослужащих, самоубийствах и покушениях на самоубийства, массовых заболеваниях, отравлениях пищей, массовых обмораживаниях и пр.

73. Сведения о предании суду и о находящихся под следствием генералов и офицерского состава Красной Армии, а также цифровые данные о судимости рядового и сержантского состава.

74. Критика приказов и действий начальника подчиненным.

Примечание. В армейских, фронтовых и окружных газетах разрешается критика действий средних и старших офицеров их начальниками или военными корреспондентами в каждом отдельном случае с разрешения члена военного совета армии, фронта, округа. Критика должна быть не грубая и не резкая, а тактичная и товарищеская.

75. Все, без исключения, сведения о противнике, могущие вызвать паническое и упадническое настроение как в действующей армии, так и в тылу: преувеличенные данные о результатах боевых действий противника, его материальных и технических ресурсах, переоценка морального и боевого состояния армии противника и т. д.

76. Приводить выдержки из листовок, газет, радиопередач и других материалов противника, а также сообщать о фактах чтения военнослужащими и населением печатных материалов, распространяемых противником.

77. Письма и дневники, и показания солдат и офицеров без разрешения начальников штабов.

IX. Материальное и финансовое обеспечение

78. Всякие сведения о военном бюджете и различного рода ассигнованиях на ведение войны и сметах НКО, кроме правительственных сообщений.

79. Сведения по вопросам заготовок и снабжения Красной Армии всеми видами вооружения, имущества, продовольствия и фуража.

Примечание. В целях более успешного хода заготовок продовольствия и фуража для Красной Армии разрешается опубликование статей без указаний цифровых материалов и районов заготовок.

80. Сведения о выполнении промышленностью заказов для Красной Армии в абсолютных цифрах и процентах.

81. Сведения о ремонтных базах: дислокация, мощность, производственная программа, а также данные о потребности ремонта за часть и соединение.

82. Все сведения, дающие отрицательную оценку боевого и хозяйственного снабжения фронта, округа, соединения, части, учреждения.

83. Сведения о суррогатировании предметов вещевого и продовольственного снабжения в Красной Армии (образцы, технические условия, чертежи, фотоснимки и т. п.).

84. Детальная публикация сведений о работе войскового и армейского тыла. Примечание. Разрешается в открытой печати упоминать наименования всех учреждений войскового и армейского тыла, не указывая пункты их дислокации, численность и организацию, нумерацию, объем табельных и переходящих запасов.

85. Сведения о суммах подписки на госзаймы и лотереи в абсолютных цифрах (можно показывать в процентах к зарплате) за часть, соединение, фронт, округ.

X. Пути сообщения

86. Сведения о состоянии действующих и строительстве новых железных и шоссейных дорог и мостов, ремонте и восстановлении старых.

Примечание. В отдельных случаях разрешается опубликовывать в печати статьи о ремонте и строительстве дорог и мостов без указания названия дорог, района и протяженности, если этим не раскрывается характер и направление предстоящих боевых действий.

87. Все сведения о прибытии в порты СССР иностранных и отечественных транспортов, их маршрутах, названии, количестве и наименовании доставленных грузов.

88. Схемы, фотопланы железных и шоссейных дорог, железнодорожных узлов, станций, портов и переправ.

89. Сведения об охране, обороне, маскировке путей сообщения и связи.

90. Сообщения о пропускной способности железных дорог, узловых распорядительных и конечных станций, а также о хотя бы временном закрытии их.

91. Сведения о движении воинских эшелонов, пассажирских и товарных

поездов, пароходов и самолетов, о каких бы то ни было нарушениях, изменениях в движении поездов, вызванных войной и экономическим напряжением страны.

92. Данные о количестве и техническом состоянии железнодорожного, автомобильного и тракторного парков.

XI. Санитарные и ветеринарные вопросы

93. Обобщенные сведения и статистические данные о количестве раненых, характере ранения, количестве и процентах смертности в результате ранений, конкретных сроках излечения раненых, газоотравленных и подвергшихся бактериологическим поражениям и о числе лиц, возвращенных в строй, тыловые учреждения и заведения или уволенных из Красной Армии.

Примечание. Общее упоминание в печати о возвращенных в строй более 70% раненых разрешается без приведения абсолютных цифр.

94. Новые методы и средства лечения без санкции Главного санитарного управления Красной Армии.

95. Отрицательные сведения о санитарном и ветеринарном состоянии Красной Армии как на фронте, так и в тылу.

96. Сведения о снижении медико-санитарных требований к призываемым в Красную Армию.

97. Сведения об эпидемических, инфекционных и других заразных заболеваниях: тиф, дизентерия, чума, холера, туляремия и др., а также о смертности в войсках.

98. Сводные данные о количестве обследований (в абсолютных цифрах) на групповую принадлежность крови военнослужащих и призываемых; о количестве доноров в стране, республике, области и в областных центрах.

99. Сведения о научно-исследовательских работах по санитарно-химической защите, профилактике, лечения пораженных ОВ как людского состава, так и животных.

100. Научно-исследовательские работы и статистические данные по заразным и незаразным заболеваниям и ранениям животных.

101. Сведения о количестве медикаментов и медицинского имущества в частях и соединениях.

XII. Оборонительное строительство

102. Сведения о техническом состоянии, вооружении, степени оборудован-ности укрепленных районов, укрепленных полос, рубежей, узлов сопротивления, фортов, береговых батарей, береговых оборонительных сооружений, военных портов, морских, речных и авиационных баз и аэродромов.

103. Проекты, чертежи, описания долговременных фортификационных оборонительных сооружений, командных пунктов ПВО и убежищ специального назначения.

Примечание. Разрешается опубликовывать чертежи и описания полевых оборонительных сооружений, если они не являются опытными и не привязаны к местности.

104. Все сведения о новом военном и казарменном строительстве.

XIII. Организации, содействующие обороне страны

105. Сведения о работе Осоавиахима по заданию правительства, НКО, НКВМФ и о суммах, отпускаемых Осоавиахиму на выполнение этих заданий.

106. Сведения о прикомандированном к Осоавиахиму и Всевобучу офицерском составе и суммарные данные о постоянном учебно-строевом составе Осоавиахима.

107. Сведения о прикреплении учебных организаций Осоавиахима к войсковым частям.

108. Суммарные сведения о количестве учебных организаций в Осоавиа-химе: учебно-стрелковых центров, стрелковых клубов, клубов связи, авто-мотоклубов, кавалерийских клубов, военно-морских школ и клубов, школ ПВХО

парашютно-планерных клубов, аэродромов, ангаров, их емкости и о запасах горючего.

109. Суммарные сведения о количестве обучаемых и обученных Всевобучем и Осоавиахимом кадров различных воинских специальностей по СССР, республикам, краям и областям.

110. Суммарные сведения о количестве населения, подготовленного к ПВХО по СССР, республикам, краям и областям.

111. Сведения о количестве боевой техники в Осоавиахиме и Всевобуче.

112. Суммарные сведения о количестве имеющихся в Союзе, республике, крае, области противогазов, дегазационной техники, камер газоокуривания, химгородков, химполигонов, защитных комнат, газоубежищ и мастерских по ремонту противогазов.

ИЗ. Сведения о количествах подготавливаемых и подготовленных обществом Красного Креста медицинских сестер и санитарных инструкторов по СССР в целом, республикам, краям, областям и районам.

114. Сведения о количестве проходящих военную подготовку в гражданских учебных заведениях по Союзу, республике, краю, области.

XIV. Разные

115. Выдержки и цитаты из материалов и изданий, имеющих ограничительные грифы: “Сов.секретно”, “Секретно”, “Для служебного пользования” и ссылки на них.

116. Сведения о правилах ведения секретной переписки, хранении секретных материалов, документов, о потере и хищении секретных бумаг.

117. Все сведения о шифрах, шифровальной и дешифровальной работе.

118. Сведения о местопребывании Народного комиссара обороны, членов Государственного Комитета Обороны, заместителей Народного комиссара обороны, начальника Генерального штаба Красной Армии и его заместителей, командующих и членов военных советов фронтов, кроме правительственных сообщений.

119. Какие бы то ни было данные о деятельности наших агентурных разведывательных органов.

120. Сведения отрицательного характера о Красной Армии и Военно-Мор-ском Флоте, взятые из иностранных источников.

121. Все сведения о шпионской, вредительской и диверсионной деятельности противника, о поимке шпионов, вредителей, диверсантов и о методах борьбы с ними.

Примечание. Отдельные статьи, мобилизующие бдительность с приведением фактов шпионажа и диверсии, без указания фамилий задержанных и районов, опубликовывать разрешается с санкции соответствующего органа контрразведки.

122. Номера телефонов войсковых частей, соединений, штабов, учреждений и заведений Красной Армии, Военно-Морского Флота и НКВД, за исключением военно-учебных заведений, комендатур и коммутаторов штабов военных округов.

123. Сведения, могущие прямо или косвенно раскрыть мощность и дислокацию наших оборонных предприятий.

124. О восстановлении, строительстве новых предприятий наркоматов: вооружения, боеприпасов, авиационной промышленности, танковой промышленности и минометного вооружения на всей территории СССР, кроме правительственных сообщений.

125. О восстановлении и строительстве на территории, освобожденной от противника, промышленных предприятий и объектов государственного значения в 200 км от линии фронта.

Примечание. О восстановлении и строительстве предприятий местного значения, а также коммунальных предприятий опубликовывать разрешается.

126. Сведения и сообщения, связанные с посещением войсковых частей иностранными представителями, кроме правительственных сообщений.

127. Сведения о конфликтах в пограничной полосе с соседними государствами, кроме правительственных сообщений.

128. Сведения о численности, местах нахождения и порядке использования военнопленных и перебежчиков противника.

129. Система и методы несения охраны границ, промышленных предприятий и государственных сооружений.

130. Сведения о методах борьбы с контрабандой и бандитизмом.

131. Порядок и способы передвижения и конвоирования арестованных и о конвойной службе.

132. Сведения о нормах и перебоях в снабжении населения СССР.

133. Разного рода частные объявления.

134. Сведения, раскрывающие организацию и методы работы органов военной и гражданской цензуры и контроль иностранной печати, поступающей в СССР.

135. Рецензии на книги, журналы и другие издания, имеющие ограничительный гриф, и на запрещенные и изъятые органами цензуры.

136. Опубликование фамилий семей и родственников военнослужащих с указанием их местожительства, если эти семьи и родственники находятся на территории, оккупированной врагом.

137. Военно-топографические карты и планы с нанесенными военными объектами, карты, описания и планы городов и промышленные пункты, а также карты всех районов СССР масштаба 1:500000 и крупнее.

Примечание. Все карты и планы масштаба 1:1 000000 и крупнее, независимо от грифа, могут разрешаться к печати только с санкции Военно-топографического управления Генерального штаба Красной Армии или его органов при штабах фронтов и округов.

138. Краткосрочные и долгосрочные прогнозы погоды, гидрологические прогнозы.

Примечание. Разрешается опубликование местной информации краткосрочных сведений об изменении погоды.

139. Нумерацию полевых почт с указанием, к какому роду войск или части, соединению, фронту они относятся.

140. Сведения о судебных процессах и о приведении в исполнение приговоров судов над военнопленными.

Примечание. В центральной печати разрешается опубликование этих сведений с санкции соответствующих правительственных органов, а в остальных изданиях — лишь перепечатка материалов центральной печати.

Начальник отдела военной цензуры Генерального штаба Красной Армии полковник БЕРЕЗИН

Ф. 4, оп. 11, д. 77, л. 174—193. Подлинник.

№ 200

ПРИКАЗ ПЕРВОГО ЗАМЕСТИТЕЛЯ НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ О РЕЗУЛЬТАТАХ РЕВИЗИИ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОНИТЕЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА КРАСНОЙ АРМИИ

№ 031 18 февраля 1944 г.

Ревизиями установлено, что наряду с значительной работой, проведенной Главным управлением оборонительного строительства Красной Армии в 1943 г. по сооружению укрепленных рубежей, в финансово-хозяйственной деятельности управлений оборонительного строительства имеется ряд существенных недостатков:

1. Не налажен систематический контроль за использованием рабочей силы. Большое количество строительных рабочих используется непроизводительно на хозяйственном обслуживании. Так, в августе 1943 г. на хозяйственном обслуживании было использовано: 20-м управлением оборонительного строительства — 23,5% рабочих, 27-м управлением оборонительного строительства — 18,4%, 24-м управлением оборонительного строительства — 16,6%.

2. Планы использования автотракторного парка, как правило, не составлялись. Автомашины использовались непроизводительно, коэффициент использования их неудовлетворительный. На хозяйственном обслуживании в отдельных управлениях оборонительного строительства было занято 50% исправных машин.

3. Не выполнялся план ремонта машин. Количество исправных машин уменьшалось (на 1 сентября 1943 г. капитальный ремонт требовался для 16,8%, а на 1 декабря 1943 г. уже для 20,2% общего количества автомашин).

4. Не осуществлялись необходимые меры борьбы с пережогами горючего. Перерасходы ГСМ имели место почти во всех строительных организациях, достигая в отдельных случаях больших количеств (20-е управление оборонительного строительства за 9 месяцев перерасходовало ГСМ свыше 17 т, 4-е фронтовое управление оборонительного строительства — 11 т).

5. Планирование и распределение строительных материалов производилось без точного учета имеющихся в управлениях оборонительного строительства остатков и возможностей использования местных ресурсов. Не были установлены лимиты переходящих запасов. В результате у отдельных управлений оборонительного строительства создались излишние запасы материалов и инструмента. Так, в 54-м отдельном управлении военно-полевого строительства при плане строительства в сумме 974 тыс. рублей имелось строительных материалов и инвентаря на 3,5 млн. рублей.

6. При наличии большого заготовительного аппарата и различных источников снабжения надлежащий контроль за расходованием продфуража и вещевого довольствия обеспечен не был. Плановые продукты зачастую расходовались сверх нормы и даже отпускались на сторону.

Из плановых продуктов перерасходовали: 20-е управление оборонительного строительства: крупы — 75,5 т, жиров — 5,6 т; 25-е управление оборонительного строительства: ячменя — 12,8 т; 4-е фронтовое управление оборонительного строительства, 12-е управление оборонительного строительства, 123-е управление старшего производителя работ, 54-е отдельное управление военно-полевого строительства и другие отпускали плановое продовольствие и вещевое довольствие на сторону.

7. Обеспеченность управлений оборонительного строительства продовольствием была неравномерной. При избыточности продфуража у одних, другие не могли обеспечить установленную норму. Так, 24, 25 и 36-е управления оборонительного строительства были обеспечены мукой от 3 до 6 месяцев, 27-е управление оборонительного строительства в сентябре 1943 г. выдавало муку по 15,3 кг вместо нормы 16,3 кг.

8. Нарушалась финансовая дисциплина, выдавались крупные авансы, не было контроля за своевременным представлением авансовых отчетов. Мало внимания уделялось мобилизации внутренних ресурсов. В дебиторской задолженности и излишних запасах материальных ценностей задерживались значительные суммы.

9. Бухгалтерский учет в ряде управлений оборонительного строительства запущен, в результате чего Главное управление оборонительного строительства Красной Армии к 1 января 1944 г. еще не имело сводного отчета за III квартал 1943 г.

Штаты финансово-учетных работников в Главном управлении оборонительного строительства Красной Армии и у некоторых его местных органов не соответствуют объему работы и не всегда обеспечивают качественный учет и контроль.

Перечисленные факты могли иметь место лишь в результате недостаточного контроля за деятельностью строительных организаций как со стороны Главного

управления оборонительного строительства Красной Армии, так и со стороны военных советов и начальников инженерных войск фронтов.

По материалам ревизий военными советами фронтов намечены конкретные мероприятия по оздоровлению деятельности строительных организаций Главного управления оборонительного строительства Красной Армии, а виновные в нарушениях финансовой и хозяйственной дисциплины привлечены к ответственности.

Приказываю:

1. Начальнику Главного управления оборонительного строительства Красной Армии генерал-майору инженерных войск т. Зотову:

а) навести должный порядок и обеспечить систематический контроль за деятельностью всех организаций, входящих в систему Главного управления оборонительного строительства Красной Армии;

б) установить нормативы на переходящие запасы материальных ценностей;

в) принять меры к перераспределению излишних запасов материальных ценностей и к реализации ненужных Главному управлению оборонительного строительства Красной Армии материалов и инструмента;

г) произвести расчистку дебиторской и кредиторской задолженности, доведя ее остаток до минимума и не допуская роста в дальнейшем;

д) не допускать разбазаривания и перерасхода продовольствия и вещевого довольствия. Виновных в незаконных расходах материальных ценностей привлекать к строгой ответственности.

2. Военным советам фронтов усилить контроль за деятельностью строительных организаций Главного управления оборонительного строительства Красной Армии.

3) Начальнику инженерных войск Красной Армии генерал-полковнику инженерных войск т. Воробьеву доложить мне 15 апреля 1944 г. о мерах, проведенных для улучшения финансово-хозяйственной деятельности системы Главного управления оборонительного строительства Красной Армии.

4) Начальнику Организационно-учетного управления Главного организационного управления Генерального штаба Красной Армии генерал-лейтенанту т. Четверикову пересмотреть штаты финансово-учетных работников Главного управления оборонительного строительства Красной Армии для усиления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью органов оборонительного строительства Красной Армии.

Первый заместитель Народного комиссара обороны Маршал Советского Союза ЖУКОВ

Ф. 4, оп. 11, д. 77, л. 167-168. Подлинник.

№ 201

ПРИКАЗ ЗАМЕСТИТЕЛЯ НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ О ВОЗВРАЩЕНИИ 24-Й БЕРДИЧЕВСКОЙ СТРЕЛКОВОЙ ДИВИЗИИ БОЕВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ

№ 035 20 февраля 1944 г.

В августе месяце 1941 г. в районе деревни Анютин, Чериковского района, Могилевской области в неравном бою с немецкими захватчиками погибли три неизвестных офицера Красной Армии, несшие с собою боевое Красное Знамя 24-й стрелковой дважды Краснознаменной Самаро-Ульяновской железной дивизии.

Это знамя было сохранено и передано в 1943 г. Красной Армии бывшим солдатом 301-го Бобруйского пехотного полка старой русской армии колхозником Дмитрием Тяпиным.

Для сохранения славных боевых традиций старейшей дивизии Красной Армии вернуть 24-й стрелковой Бердичевской дивизии боевое Знамя и впредь

ее именовать: “24-я стрелковая Бердичевская Самаро-Ульяновская дважды Краснознаменная железная дивизия”.

За сохранение боевого знамени старейшей дивизии Красной Армии патриота Советской Родины — гражданина Дмитрия Тяпина навечно зачислить в списки одного из полков 24-й стрелковой Бердичевской Самаро-Ульяновской дважды Краснознаменной железной дивизии и представить к награждению орденом Красного Знамени.

Заместитель Народного комиссара обороны Маршал Советского Союза ВАСИЛЕВСКИЙ

Ф. 4, оп. 11, д. 77, л. 210. Подлинник.

№ 202

ПРИКАЗ ЗАМЕСТИТЕЛЯ НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ

О РЕОРГАНИЗАЦИИ ОТДЕЛА ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА

ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОПЫТА ВОЙНЫ* В УПРАВЛЕНИЕ

ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОПЫТА ВОЙНЫ ГЕНЕРАЛЬНОГО

ШТАБА КРАСНОЙ АРМИИ

1. В целях наиболее полного использования опыта Отечественной войны в боевой подготовке Красной Армии и улучшения постановки этой работы в войсках и центральных управлениях Народного комиссариата обороны отдел Генерального штаба по использованию опыта войны развернуть в Управление, которое именовать — Управление по использованию опыта войны Генерального штаба Красной Армии.

2. На Управление по использованию опыта войны Генерального штаба Красной Армии возложить:

сбор, изучение и обобщение боевого опыта войск действующей Красной Армии, а также контроль и практическую помощь войскам и штабам в этой работе;

использование опыта войны путем: разработки новых и уточнения действующих общевойсковых уставов и наставлений; приведение уставов и наставлений родов войск в соответствие с общевойсковыми уставами и указаниями Народного комиссара обороны; опубликование в служебных изданиях Генерального штаба предварительных выводов из опыта войны;

разработку общих указаний по вопросам оперативного использования родов войск и тактике общевойскового боя на основе выводов из опыта Отечественной войны;

организацию и контроль оперативно-тактической подготовки полевых управлений армий резерва Ставки Верховного Главнокомандования и штабов внутренних военных округов, а также контроль оперативной подготовки общевойсковых академий (Высшая военная академия им. Ворошилова и Военная академия им. Фрунзе);

выпуск общевойсковых уставов, наставлений и руководств Красной Армии и служебных изданий Генерального штаба.

Заместитель Народного комиссара обороны Маршал Советского Союза ВАСИЛЕВСКИЙ

Ф 4, оп. И, д. 77, л. 282—283. Подлинник.

* См. док. № 182 и примечание 45 к нему.

№ 203

ПРИКАЗ ЗАМЕСТИТЕЛЯ НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ

О ЗАПРЕЩЕНИИ ПРИКОМАНДИРОВАНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

ДЛЯ РАБОТ НА ЗАВОДАХ И ПРЕДПРИЯТИЯХ НАРОДНОГО

ХОЗЯЙСТВА БЕЗ РЕШЕНИЙ ГКО И ПРИКАЗОВ НКО.

№ 052 9 марта 1944 г.

Проверкой ряда промышленных предприятий города Москвы выявлены недопустимые факты самовольных незаконных прикомандировании войсковых частей, команд и отдельных военнослужащих для работы в промышленных предприятиях и гражданских хозяйственных организациях.

Общее количество прикомандированных военнослужащих по проверенным предприятиям составляет свыше 2000 человек. Большинство из них прикомандированы распоряжением начальников главных управлений Наркомата обороны, многие работают по договоренности директоров предприятий с командирами частей. Часть из них потеряли всякую связь со своими частями, получают жалование по месту работы, в то же время получают по аттестатам продовольствие и обмундирование, считаясь в прикомандировании к тыловым частям, живут на частных квартирах и таким способом укрываются от фронта и службы в рядах Красной Армии.

К заводу “Комета” Наркомата тяжелого машиностроения на основании договора автоуправления Западного фронта с дирекцией завода прикомандированы 19 офицеров, 50 сержантов и 129 рядовых красноармейцев. Все они годные к строевой службе, в том числе в возрасте до 35 лет 141 человек.

Главным автомобильным управлением Красной Армии к автомобильному заводу имени Сталина прикомандированы два автотранспортных батальона общей численностью 653 человека.

На заводе органической сухой штукатурки на основании договора Квар-тирно-эксплуатационного управления Красной Армии с Мосгорисполкомом работают три сержанта и 73 красноармейца из них годных к строевой службе 43 человека, в том числе призывников рождения 1926 г. 33 человека и 1925 г. 10 человек.

В ремонтной мастерской одного из институтов работают 4 сержанта и 10 красноармейцев разных частей, прибывшие со своими машинами, оставленные по договоренности с командирами частей для работы в мастерской. В таком же порядке работают на заводе имени Сталина 9 сержантов в возрасте до 35 лет, все танкисты, оставленные на заводе с июня 1942 г.

На заводе № 2 НКАП работают 6 сержантов и 24 красноармейца, все годные к строевой службе, прикомандированы распоряжением ремонтного управления Главного автомобильного управления.

К заводу № 196 НКАП прикомандированы распоряжением Главного управления ВВС 21 человек в возрасте до 35 лет, все авиаспециалисты.

На автомобильно-ремонтном заводе № 1 на основании договоренности командира 163-го отдельного автотранспортного батальона с дирекцией завода работают 15 человек, все годные к строевой службе, в возрасте до 35 лет.

По договоренности командира 2-й гвардейской учебно-минометной бригады с дирекцией Карачаровского комбината Наркомата строительных материалов прикомандировано к комбинату 39 человек военнослужащих.

Командир отдельного батальона по ремонту специальных установок и автомашин гвардейских минометных частей выделил на неопределенный срок обувной фабрике “Парижская коммуна” для производства восстановительных работ 12 человек военнослужащих за то, что на фабрике в порядке взаимной услуги ремонтируется обувь личного состава батальона.

Как показала проверка, больше всего люди прикомандированы для работы распоряжением главных управлений тыла Красной Армии и командующего гвардейскими минометными частями Красной Армии.

В целях устранения подобных незаконных прикомандировании приказываю:

1. Начальникам главных управлений НКО, военным советам фронтов и округов отозвать все части, подразделения и команды, незаконно прикомандированные для работ к промышленным предприятиям.

2. Пересмотреть состав команд и подразделений, выделенных для работы в промышленности по решениям ГОКО, и сообщить к 1 апреля с. г, в Главное организационное управление Генерального штаба и Главупраформ Красной Армии о составе их, с указанием основания и сроков прикомандирования.

3. Начальнику Главупраформа Красной Армии к 1 мая с. г. произвести замену годных к строю в составе команд и подразделений, работающих в промышленности по решениям ГОКО, нестроевыми.

4. Командиров соединений и частей и начальников учреждений, допускающих самовольное прикомандирование людей для работы к промышленным предприятиям и гражданским хозяйственным организациям, привлекать к судебной ответственности.

5. Военным советам округов и начальнику тыла Красной Армии снять с довольствия все части, подразделения и команды, незаконно прикомандированные для работ к промышленным предприятиям и гражданским хозяйственным организациям.

6. Впредь всякое прикомандирование военнослужащих для работы в промышленности и других отраслях народного хозяйства производить только по решениям Государственного Комитета Обороны и приказам НКО.

Направление отдельных военнослужащих или команд на работу в предприятия народного хозяйства оформлять и производить только через начальника Главупраформа Красной Армии.

7. При направлении команд военнослужащих или войсковых частей на заводы и другие предприятия извещать соответствующие штабы военных округов.

8. Военным советам округов взять на учет все части, подразделения и команды военнослужащих, находящиеся на работах по Постановлению ГОКО на заводах и других предприятиях народного хозяйства, организовать контроль за бытовым устройством военнослужащих, чаще проверять гарнизоны и объекты, где они работают, и принимать соответствующие меры по борьбе с дезертирством и по укреплению воинской дисциплины среди них.

9. Начальнику Главупраформа установить контроль за выполнением настоящего приказа и всех выявленных незаконно прикомандированных к заводам и предприятиям военнослужащих направлять в запасные части.

Заместитель Народного комиссара обороны Маршал Советского Союза ВАСИЛЕВСКИЙ

Ф. 4, оп. 11, д. 77, л. 245—248. Подлинник.

№ 204

ПРИКАЗ ЗАМЕСТИТЕЛЯ НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ

О ПРОВЕДЕНИИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО

ФОРМИРОВАНИЮ И РАСФОРМИРОВАНИЮ ЧАСТЕЙ, ПО ПЕРЕВОДУ

НА НОВЫЕ ШТАТЫ И ПЕРЕДИСЛОКАЦИИ ЧАСТЕЙ ТОЛЬКО

ПО ПРИКАЗАМ НКО И ДИРЕКТИВАМ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА

№ 053 9 марта 1944 г.

Постановлением Государственного Комитета Обороны № 3621 от 21 июня 1943 г. запрещено проводить формирование и переформирование частей, вносить изменения в штаты частей и учреждений, производить передислокацию частей без соответствующего оформления директивами Генерального щтаба.

Однако, продолжают иметв место отдельные случаи, когда командующие родами войск Красной Армии и начальники главных управлений НКО отдают распоряжения командующим войсками фронтов, военных округов и отдельных

армий, а также непосредственно командирам частей и учреждений по указанным организационным мероприятиям, минуя Генеральный штаб.

Это нарушение Постановления ГОКО приводит к управлению войсками через голову командующих войсками фронтов, военных округов и отдельных армий, к снижению ответственности за состояние частей, к нарушению штатной дисциплины и к внесению путаницы в вопросы снабжения и учета частей.

Приказываю.

В соответствии с Постановлением ГОКО все организационные мероприятия, как-то:

а) формирование новых частей и учреждений;

б) расформирование частей;

в) переформирование и перевод частей на новые штаты;

г) внесение изменений в штаты частей и учреждений;

д) передислокацию частей и учреждений;

е) присвоение нумерации частям и учреждениям — проводить только по приказам Народного комиссара обороны и директивам Генерального штаба.

Заместитель Народного комиссара обороны Маршал Советского Союза ВАСИЛЕВСКИЙ

Ф. 4, оп. 11, д. 77, л. 249—250. Подлинник.

№ 205

ПРИКАЗ ЗАМЕСТИТЕЛЯ НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ

О ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

203-го АРМЕЙСКОГО ЗАПАСНОГО ПОЛКА

Произведенной инспекторской поверкой и материалами следствия органов прокуратуры хозяйственной деятельности 203-го армейского запасного полка установлено, что, начиная со второй половины 1943 года, руководящий хозяйственный аппарат полка (помощник командира полка по хозяйственной части капитан Журавлев, начальник продовольственно-фуражного снабжения старший лейтенант Лушников), пользуясь попустительством, а также и непосредственным участием в разбазаривании продуктов командира полка полковника Харченко, систематически недодавали положенных норм по красноармейскому и офицерскому пайкам личному составу полка, мотивируя это отсутствием на складе некоторых продуктов. В действительности же продуктов на складе имелось в достаточном количестве.

За октябрь месяц 1943 года недодано по красноармейскому пайку хлеба — 34 тонны. За октябрь—ноябрь недодано по основным продуктам: сахара — 6,3 т, жиров — 2,6 т, крупы — 15 т, мяса — 2т.

В полку установилась преступная система учета на складе: фабриковались подложные документы, делались фиктивные проводки по книгам и т. п., что создавало условия для воровства, жульничества и открытого разбазаривания государственного имущества.

Совершенные хищения с августа 1943 года по рыночным ценам выражаются в сумме 1 млн. 300 тысяч рублей, из них незаконных расходов на руководящий состав полка — 325 тысяч рублей.

Командир полка полковник Харченко получил из склада незаконно продуктов на 98 тысяч рублей, его заместитель по политчасти подполковник Литвинов вместо того, чтобы проводить воспитательную работу среди хозяйственного аппарата полка по разъяснению приказов НКО 1942 года № 0169, 1943 года №№ 053 и 0374*, сам получил незаконно из склада продуктов на

* См. док. № 25, 135.

120 тысяч рублей. Такие же “операции” производил начальник штаба полка подполковник Черепанов и другие.

Разврат, пьянки и попойки в полку стали обычным явлением. Все это происходило на глазах командира полка и политического аппарата и явилось следствием ослабления воинской дисциплины среди личного состава.

Желая скрыть преступную деятельность хозяйственной части полка, командир полка полковник Харченко для проверки продовольственной службы полка создавал комиссии из лиц, не умеющих разобраться в деле, не знающих правил войскового учета и отчетности (начальник клуба капитан Лев, комсорг полка Немерский), которые задабривались продуктами и водкой и подписывали акты, заранее подготовленные хозяйственным аппаратом полка, констатируя благополучие.

Армейский интендант майор интендантской службы Малолетко и начальник отделения продовольственного снабжения майор Левин, зная о том, что в 203-м армейском запасном полку имеют место хозяйственные злоупотребления, посылали в полк для инспектирования лиц, не способных вскрыть злоупотреблений и, даже более того, прикрывающих воров и жуликов. Только люди, потерявшие чувство офицерского достоинства, чести и воинского долга могли встать на путь воинского преступления и нарушения военной присяги.

Военный совет 5-й армии своим постановлением по этому делу № 04 от 5 февраля с. г. проявил вредный либерализм, ограничившись отстранением от работы командира полка полковника Харченко и назначением его заместителем командира полка, а заместителя командира 203-го запасного полка по политчасти подполковника Литвинова и начальника штаба подполковника Черепанова назначением с понижением.

Приказываю:

1. Постановление военного совета 5-й армии № 04 от 5 февраля с. г. в части применения санкций к командиру 203-го армейского запасного полка полковнику Харченко, его заместителю по политчасти подполковнику Литвинову и начальнику штаба полка подполковнику Черепанову отменить.

2. Военному совету Западного фронта полковника Харченко, подполковника Литвинова и подполковника Черепанова отстранить от ныне занимаемых ими должностей и предать суду военного трибунала.

3. Командующему 5-й армией генерал-лейтенанту Крылову и членам военного совета полковнику Пономареву и полковнику Деньгину за отсутствие должного контроля за хозяйственной деятельностью должностных лиц подчиненных им войск объявляю выговор и предупреждаю, что при повторении в подчиненных им войсках подобных злоупотреблений Народным комиссаром обороны будут приняты более строгие меры взыскания.

4. Обращаю внимание военного совета Западного фронта на недопустимое примиренчество к мерам взыскания, применяемым постановлением военного совета 5-й армии по отношению руководящего состава 203-го армейского запасного полка.

5. Военному совету Западного фронта в течение марта месяца организовать тщательную проверку хозяйственной деятельности во всех частях и подразделениях 5-й армии.

О результатах проверки донести Народному комиссару обороны к 10 апреля с. г. через начальника тыла Красной Армии.

Заместитель Народного комиссара обороны Маршал Советского Союза ВАСИЛЕВСКИЙ

Ф. 4, оп. 11, д. 77, л. 294—296. Подлинник.

№ 206

ПРИКАЗ ПЕРВОГО ЗАМЕСТИТЕЛЯ НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ ОБ УЛУЧШЕНИИ ВОЕННО-ОРКЕСТРОВОЙ СЛУЖБЫ

В КРАСНОЙ АРМИИ

№ 071 27 марта 1944 г.

Оркестры войсковых частей, соединений и военно-учебных заведений, имеющие основным назначением способствовать воинскому воспитанию и строевой подготовке, в ряде мест превращены в джазы, театральные коллективы и различные ансамбли, зачастую не имеющие ничего общего с воинским обучением и воспитанием.

В целях улучшения военно-оркестровой службы в Красной Армии приказываю:

1. Оркестры войсковых частей и соединений укомплектовать музыкантами, годными к строевой службе. С личным составом оркестров регулярно проводить специальную и строевую подготовку, добившись примерной строевой выправки музыкантов.

2. Положенные по штатам оркестры укомплектовать полностью личным составом и музыкальными инструментами: в гвардейских частях и соединениях — к 1 июня 1944 г., в остальных частях, соединениях и военно-учебных заведениях — к 15 июня 1944 г.

Все нештатные оркестры войсковых частей и учреждений расформировать, а личный состав и музыкальное имущество этих оркестров обратить на укомплектование штатных оркестров.

3. Ввести музыкантских воспитанников в возрасте 13--15 лет в оркестры: запасных стрелковых полков (штат № 04/431), армейских запасных стрелковых полков (штат № 04/299), запасных кавалерийских полков кавалерийских бригад (штат № 06/340), запасных конно-артиллерийских полков конно-ар-тиллерийских бригад (штат № 06/343), учебных полков (штат № 04/721), запасных танковых полков учебных танковых бригад (штаты №№ 010/444, 010/447, 010/153, 010/156 и 010/158), отдельных учебных танковых полков (штат № 010/155), стрелковых дивизий Дальневосточного, Забайкальского и Закавказского фронтов (штаты №№ 04/500 и 04/550), кавалерийских полков дивизий Дальневосточного и Забайкальского фронтов (штат № 06/313) по 15 человек в каждый, в состав оркестров военно-учебных заведений — по 20 человек в каждый.

Музыкантских воспитанников зачислить на довольствие и обеспечить обмундированием и снаряжением на общих основаниях с военнослужащими.

С музыкантскими воспитанниками, одновременно со специальной и строевой подготовкой, проводить обязательную общеобразовательную подготовку в объеме 7 классов.

4. В каждой стрелковой роте указанных в пункте 3 частей и военно-учебных заведений содержать за счет строевого расчета одного сигналиста-барабанщика.

5. Командирам войсковых соединений и частей и начальникам военно-учебных заведений положенные по штату оркестры и ротных сигналистов — барабанщиков широко использовать для строевой подготовки подразделений, на маршах, на разводах караулов и на вечерних поверках.

6. Образцовые оркестры Московского военного округа и Ленинградского фронта, учебные оркестры Приволжского военного округа, 4-го Украинского, 2-го Прибалтийского, Закавказского и Дальневосточного фронтов перевести на штат № 048/309 учебного оркестра, численностью 124 человека военнослужащих и 3 вольнонаемных, из них 78 человек переменного состава.

На учебные оркестры возложить подготовку и обучение музыкантов, формирование новых оркестров и обслуживание гарнизонов, в которых оркестры дислоцируются.

Укомплектование учебных оркестров произвести распоряжением военных советов округов и фронтов за счет музыкантов, находящихся в частях войск и используемых не по специальности.

Учебные оркестры подчинить начальникам политических управлений фронтов и военных округов.

7. Ввести в штаты политических управлений фронтов по одному инспектору военно-оркестровой службы.

8. В целях повышения качества военной и специальной подготовки капельмейстеров реорганизовать военный факультет Московской государственной консерватории в Высшее училище военных капельмейстеров Красной Армии по штату № 017/466 численностью 300 курсантов с трехгодичным сроком обучения.

При Высшем училище военных капельмейстеров Красной Армии иметь постоянно действующие курсы усовершенствования военных капельмейстеров, численностью 50 человек переменного состава с трехмесячным сроком обучения.

9. Командующим фронтами, отдельными армиями и военными округами к 1 мая с. г. откомандировать в распоряжение управления кадров Главного политического управления Красной Армии используемых не по назначению капельмейстеров, имеющих специальное образование.

10. Для пополнения военных оркестров музыкантами к 1 августа 1944 г. сформировать три школы военно-музыкантских воспитанников по штату № 017/400.

11. Воспитанников существующих и вновь формируемых школ военно-музыкантских воспитанников обеспечивать всеми видами довольствия на общих основаниях с воспитанниками суворовских военных училищ.

12. Для обеспечения ремонта имеющихся в войсках музыкальных инструментов начальнику тыла Красной Армии сформировать к 15 мая 1944 г.:

а) в Московском военном округе — центральную мастерскую по ремонту духовых инструментов по штату № 048/310, численностью 33 военнослужащих и 7 вольнонаемных;

б) в Уральском, Киевском Северо-Кавказском и Среднеазиатском военных округах, на Дальневосточном и Забайкальском фронтах — мастерские по ремонту духовых инструментов по штату № 048/311, численностью 14 военнослужащих и 9 вольнонаемных.

13. Главному политическому управлению Красной Армии к 25 июня 1944 г. произвести отбор лучших строевых и встречных маршей и в течение 1944 г. издать их в виде сборников.

14. Начальнику тыла Красной Армии разработать и к 15 мая 1944 г. представить мне на утверждение Положение о награждении частей, особо отличившихся в боях за Родину, фанфарами и штатными оркестрами.

Первый заместитель Народного комиссара обороны Маршал Советского Союза ЖУКОВ

Ф. 4, оп. 11, д. 77, л. 301—305. Подлинник.

№ 207

ПРИКАЗ ПЕРВОГО ЗАМЕСТИТЕЛЯ НАРОДНОГО КОМИССАРА

ОБОРОНЫ О РЕЗУЛЬТАТАХ ОБСЛЕДОВАНИЯ 103 СД

ЗАБАЙКАЛЬСКОГО ФРОНТА В СВЯЗИ С ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬЮ

АЛИМЕНТАРНОЙ ДИСТРОФИЕЙ

В период 21—28 января 1944 года специальной комиссией начальника тыла Красной Армии было проведено обследование с целью установления причин заболеваемости алиментарной дистрофией50 в частях 103 сд Забайкальского фронта.

Комиссией установлено, что командование фронта, 2 ОСК и 103 сд не извлекло урока из имевшего место летом 1943 года массового заболевания дистрофией, которая привела тогда к значительной смертности.51 В частях

103 сд отмечены рост заболеваемости алиментарной дистрофией с января с. г. (38 случаев госпитализации) по сравнению с декабрем и ноябрем п. г. (10 и 14 случаев) и потеря в весе личного состава (в октябре — 410, в ноябре — 1551 и в декабре — 1416 человек). В дивизии увеличился также рост общей заболеваемости (в декабре — 1232, в январе — 1433 человек).

Заболеваемость в частях 103 сд является результатом неблагоприятных хозяйственно-бытовых условий ее личного состава, особенно ухудшившихся с наступлением холодов.

Казарменные помещения дивизии не были приспособлены к зимним условиям. Так, например, в 688 сп люди живут в гаражах с цементными полами, без потолочных перекрытий. Входные двери и окна не отеплены. В помещениях большая скученность; бойцы тут же умываются и принимают пищу. В умывальнях сыро и холодно, нехватает воды: в связи с этим бойцы часто не умывались.

В стационаре для больных в день обследования температура была 8 градусов. В казарменных общежитиях в декабре средняя температура колебалась от 5 до 10 градусов. В декабре бойцы не раздевались на ночь и спали в верхнем обмундировании, а днем находились в помещениях в полушубках, в то время как дровами части были обеспечены полностью.

Контроль за подготовкой к зиме частей 103 сд, командования и служб 2 ОСК и Забайкальского фронта отсутствовал. Больше того, начальник квартирно-эксплуатационного отдела фронта полковник Лобкин, зная о неудовлетворительно произведенном ремонте в 688 сп., никаких мер не принял. Фронтовой интендант генерал-майор интендантской службы Портнов, имея акт о плохой подготовке к зиме в 103 сд, донес начальнику тыла фронта о полном благополучии в этом деле. Командир 2 ОСК генерал-майор Петров в осенне-зимнем периоде вообще ни разу не был в подчиненной ему 103 сд.

В частях 103 сд было также неудовлетворительное состояние питания, вследствие отпуска на довольствие гнилого картофеля с годностью 17—20% (583 сп) и 8—9% (393 сп), что привело к снижению калорийности в среднем на 300—350 калорий в день. Хлеб выдавался плохой, с повышенной влажностью и кислотностью. Жиры выдавались в размере от 16 до 41%.

В частях дивизии не организована борьба за создание элементарных бытовых условий для бойцов. Среди офицерского состава отсутствует забота о своих подчиненных.

Приказываю:

Военному совету Забайкальского фронта:

1. Принять решительные меры к наведению порядка в частях 103 сд. Командировать в дивизию ответственных офицеров штаба фронта,* которым помочь командованию дивизии и частей устранить нарушения во внутреннем порядке, быту и питании.

2. Немедленно улучшить в 103 сд качество первичной обработки продуктов. Систематически проводить контроль в частях дивизии за качеством продуктов и приготовления пищи с предварительными и последующими лабораторными исследованиями на калорийность.

3. Немедленно обеспечить 103 сд витаминоносителями за счет местных средств.

4. Утеплить казарменные помещения 688 сп. Во всех казарменных помещениях довести ежедневную температуру до 14—16 градусов тепла.

5. Организовать в частях 103 сд команды для ослабленных, сосредоточивая в них физически слабых бойцов, а также перенесших тяжелые формы алиментарной дистрофиии.

В этих командах установить специальный режим, предусматривающий освобождение людей от хозяйственных и иных работ.

Строевые занятия со слабосильными проводить только в первую половину дня, а классные — во вторую половину дня.

6. Улучшить воспитательную работу среди хозяйственников войск фронта,

* Окончание абзаца после слова “фронта” дописано Г. К. Жуковым красным карандашом.

обратив особое внимание на воспитание личного состава, работающего в складах, кухнях, столовых.

7. Начальнику тыла фронта генерал-майору интендантской службы Хо-муськову за плохое руководство подчиненными службами продовольственного снабжения и КЭО и отсутствие действенного контроля за хозяйственно-бытовыми устройствами войск фронта объявить выговор.

8. Начальнику санитарного управления фронта полковнику медицинской службы Матюк за неудовлетворительное медицинское и санитарное обслуживание 103 сд поставить на вид.

9. Командиру 103 сд генерал-майору Соловьеву* за неудовлетворительное состояние внутреннего порядка и питания в дивизии объявить выговор.

10. Командира 688 сп полковника Беляева за плохую подготовку к зиме, в результате чего в декабре 1943 года в казармах полка температура едва достигала 5—6 градусов, отстранить от занимаемой должности и назначить с понижением.

11. Начальнику тыла Красной Армии генералу армии Хрулеву:

а) продлить отпуск 2000 пайков по норме № 10 приказа НКО № 312 1941 года** для 103 сд сроком до 1 июня 1944 года;

б) дообеспечить 103 сд бельем и постельными принадлежностями до положенных норм.

12. Военному совету Забайкальского фронта приказ объявить всему офицерскому составу до командира роты включительно.***

Первый заместитель Народного комиссара обороны Маршал Советского Союза ЖУКОВ

Ф. 4, оп. Р, д. 77, л. 318—323. Подлинник.

№ 208

ПРИКАЗ ОБ УСИЛЕНИИ ОГНЕВОЙ МОЩИ ЗЕНИТНЫХ АРТИЛЛЕРИЙСКИХ ДИВИЗИЙ

№ 0014 17 апреля 1944 г.

1. В целях усиления огневой мощи зенитных артиллерийских дивизий РГК, в состав каждой 37-мм батареи зенитных артиллерийских полков этих дивизий дополнительно включить по две 37-мм зенитных пушки.

В каждом полку малокалиберной зенитной артиллерии иметь вместо 16 по 24 37-мм зенитных пушки, а всего в дивизии иметь 72 37-мм зенитных пушки.

Количество 85-мм зенитных пушек и пулеметов ДШК оставить в существующей норме.

Численность дивизии установить 2168 человек.****

2. 10 зенитных артиллерийских дивизий РГК, состоящих в резерве Ставки Верховного Главнокомандования, доукомплектовать до указанных норм к 1 мая 1944 года.

Доукомплектование возложить на командующего артиллерией Красной Армии.

Довооружение остальных зенитных артиллерийских дивизий производить по мере их вывода в резерв Ставки Верховного Главнокомандования.

* Окончание пункта 9 после фамилии Соловьева написано Г. К. Жуковым вместо имевшейся в проекте формулировки.

** См. примечание на с. 63.

*** Текст приказа подвергся значительной правке Г. К. Жуковым (правка сделана красным карандашом). Кроме уже оговоренной правки, Жуковым сделано много исправлений стилистического характера: сняты повторы, сняты фразы, обвиняющие командующего войсками Забайкальского фронта генерал полковника М. П. Ковалева за бесконтрольность в деле подготовки войск к зиме и неналаженность питания в 103 сд, о “главных виновниках” плохого качества питания и др. Объем проекта приказа в результате правки значительно сокращен.

**** См. док. № 213.

3. Начальникам центральных управлений НКО выделить на доукомплек-тование зенитных артиллерийских дивизий личный состав, вооружение, транспорт и снаряжение по заявкам командующего артиллерией Красной Армии.

Народный комиссар обороны

Маршал Советского Союза И. СТАЛИН

Ф. 4, оп. 11, д. 83, л. 30—31. Подлинник.

№ 209

ПРИКАЗ ЗАМЕСТИТЕЛЯ НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ О НЕДОЧЕТАХ И МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ВЫСШИХ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

КРАСНОЙ АРМИИ

№ 095 17 апреля 1944 г.

Проверка топографической подготовки слушателей, произведенная Военно-топографическим управлением Генерального штаба Красной Армии в Краснознаменной ордена Ленина Военной академии им. М. В. Фрунзе, Высшей спецшколе Генерального штаба Красной Армии, Военно-воздушной ордена Ленина академии им. Жуковского и 4-х других военных академиях, показала, что недочеты топографической подготовки, отмеченные приказом НКО 1941 г. № 063,* до сего времени не устранены.

Несмотря на переход академий на нормальные сроки обучения, топографической подготовке слушателей не уделяется должного внимания и она продолжает оставаться на низком уровне, не отвечая даже требованиям, предъявляемым приказом НКО 1943 г. № 0175** к курсантам военных училищ. В проверявшихся учебных подразделениях среднее количество неудовлетворительных оценок по элементарным вопросам чтения и использования топографической карты колеблется: на командных факультетах от 22% до 48%, на инженерных факультетах доходит до 53% (Военно-воздушная академия Красной Армии им. Жуковского) и на ускоренных курсах достигает 93% (Военная академия Красной Армии им. М. В. Фрунзе).

Основными недочетами являются:

1. Отсутствие в большинстве академий вступительных экзаменов по военной топографии, предусмотренных приказом НКО 1941 г. № 063, а также зачетов и экзаменов по пройденному в академии курсу.

2. Необеспеченность курса топографии минимально необходимым временем.

3. Несоответствие содержания программ современным требованиям и опыту Отечественной войны.

Мало уделяется внимания работе с картой на местности, ориентированию по карте и без карты в различных условиях, составлению боевой графической документации, работе с аэроснимками.

4. Слабое внимание кафедр оперативно-тактического цикла к вопросам комплексирования тактической подготовки с топографической.

5. Отсутствие в некоторых академиях штатных преподавателей военной топографии (Военно-воздушная академия им. Жуковского, Ленинградская военно-воздушная академия, Военная академия командного и штурманского состава ВВС Красной Армии и др.).

6. Отсутствие должного контроля и наблюдения со стороны главных управлений НКО и командования родов войск за постановкой преподавания и состоянием топографической подготовки в подчиненных им академиях.

* Имеется в виду приказ НКО № 063 от 14 февраля 1941 г. о недочетах в топографической подготовке войск и преподавании военной топографии в ВУЗах Красной Армии.

** См. док. № 67.

В целях улучшения в высших военно-учебных заведениях Красной Армии постановки преподавания и подготовки слушателей по военной топографии приказываю:

Начальникам центральных и главных управлений НКО и начальникам высших военно-учебных заведений Красной Армии:

1. Пересмотреть и согласовать с Военно-топографическим управлением Генерального штаба Красной Армии программы по военной топографии для подчиненных академий, высших военных училищ, институтов и академических курсов офицерского состава, взяв за основу прилагаемые при этом типовые программы (приложение № 1*).

Новые программы ввести в действие до начала летнего периода 1944 г.

2. Установить для высших военно-учебных заведений обязательный минимум часов на топографическую подготовку согласно прилагаемому расчету (приложение № 2**).

3. Ввести с 1944 г. во всех военных академиях экзамены по военной топографии:

— вступительные — в объеме программы военного училища;

— семестровые или итоговые — по пройденному в академии курсу. В остальных высших военно-учебных заведениях и академических курсах усовершенствования офицерского состава — экзамены по пройденному курсу.

4. Усилить контроль и наблюдение за постановкой и состоянием топографической подготовки в подчиненных высших военно-учебных заведениях.

Установить твердый порядок прохождения программ по топографии, увязав его по срокам и содержанию с тематикой оперативно-тактического цикла и соприкасающихся с топографией дисциплин специального цикла.

Обязать кафедры оперативно-тактического цикла обратить более серьезное внимание на вопросы комплексирования тактической подготовки с топографической.

5. Привести во всех высших военно-учебных заведениях штатный состав преподавателей военной топографии в соответствие с расчетом часов по новой программе.

При 5 и более преподавателях топографии иметь в высших военно-учебных заведениях в составе оперативно-тактического цикла кафедру военной топографии.

Штатно-должностные оклады содержания преподавателей военной топографии приравнять к окладам преподавателей оперативно-тактического цикла.

Назначение на должности начальников кафедр и преподавателей топографии производить по согласовании кандидатур с начальником Военно-топографического управления Генерального штаба Красной Армии.

Начальнику Военно-топографического управления Генерального штаба Красной Армии:

1. Для обмена опытом работы и повышения квалификации преподавательского состава проводить ежегодно учебно-методические сборы преподавателей военной топографии и инженерной геодезии высших военно-учебных заведений Красной Армии.

2. К 1 января 1945 г. составить для военных академий учебник по военной топографии. К составлению учебника привлечь лучших преподавателей военных академий.

Начальнику Главного управления ВВС Красной Армии: Организовать снабжение высших военно-учебных заведений и курсов усовершенствования офицерского состава аэросъемочными материалами для учебных занятий по дешифрированию.

Начальнику Главного артиллерийского управления Красной Армии: 1. Разработать совместно с начальниками академий табели топографического имущества, необходимого для учебных занятий, и оборудования кабинетов военной топографии.

* Печатается отдельно несекретным порядком (примечание документа). Не публикуется.

** Приложение № 2 не публикуется.

2. К началу летнего периода 1944 г. обеспечить высшие военно-учебные заведения топографическими инструментами и принадлежностями, необходимыми для полуинструментальных съемок и работы с аэрофотоснимками.

Приказ довести до всего профессорско-преподавательского и командного состава высших военно-учебных заведений Красной Армии.

Заместитель Народного комиссара обороны Маршал Советского Союза ВАСИЛЕВСКИЙ

ф. 4. оп. 11, д. 77, л. 354—357. Подлинник.

№ 210

ПРИКАЗ О КАТАСТРОФАХ САМОЛЕТОВ ПРИ ПЕРЕГОНКЕ НА ТРАССЕ СВЕРДЛОВСК—КАЗАНЬ

№ 096 20 апреля 1944 г.

11 февраля 1944 года при перелете с Кольцовского аэродрома (Свердловск) в Казань 20 самолетов “Аэрокобра” и 1 самолет “Бостон” в 50—60 километрах от Казани попали в устойчивый до земли туман. Летчики, не обученные слепым полетам, потеряли ориентировку и не сумели выбраться из тумана. В результате этого 12 самолетов “Аэрокобра” и 1 самолет “Бостон” потерпели катастрофы — погибло 16 человек летного состава.

Эти катастрофы произошли, прежде всего, в силу преступной халатности непосредственного организатора перелетов начальника отдела перелетов штаба ВВС УрВО — полковника Коробко А. Е., который, имея предупреждение о плохой погоде, при отсутствии разрешения отдела перелетов ВВС Красной Армии на вылет, выпустил самолеты на Казань; из-за преступного отношения к своим обязанностям ответственного дежурного по перелетам того же штаба лейтенанта Абаимова А. С., который, получив телеграмму из Казани о запрещении вылетов самолетов, не доложил об этом старшим начальникам.

Командующий ВВС УрВО генерал-майор авиации Емельянов Ф. Е. и начальник штаба ВВС округа полковник Лозовой-Шевченко В. М. фактически самоустранились от руководства по организации перелетов и, хотя перелеты эти производились в сложных метеорологических условиях и после почти 3-месячного перерыва полетов, — никто из них лично на аэродроме не присутствовал, передоверив все дело полковнику Коробко.

Происшедший 11 февраля с. г. случай при перелетах не является единственным, так, например:

15 января с. г. при аналогичных условиях и также по причинам преступной организации перелета по вине командира 639 шап подполковника Цуркан и начальника отдела перелетов штаба ВВС ПриВО полковника Рябченко произошли аварии и катастрофы с самолетами Ил-2 в ПриВО в районе Тамбов-Моршанск, когда 10 самолетов потерпели катастрофы, 12 — сделали вынужденные посадки и 1 самолет не был найден, при этом погибло 17 человек летно-технического состава. Подполковник Цуркан и полковник Рябченко преданы суду военного трибунала. 3 февраля с. г. с аэродромов Казани и Алатырь, без предварительной разведки погоды, вылетело 22 самолета У-2. Встретив в пути туман, 3 самолета вернулись обратно, а 19 по вине командира эскадрильи майора Богатырева вошли в туман и в результате все 19 самолетов произвели вынужденные посадки, при этом 9 самолетов получили различные повреждения, а один летчик тжело ранен.

Все эти факты многочисленных катастроф и аварий свидетельствуют о плохой организации перелетов, недисциплинированности и разболтанности среди личного состава воздушных сил Красной Армии. Командиры всех степеней ВВС Красной Армии вели недостаточно решительную борьбу с отрицательными явлениями в частях ВВС и не добились твердого воинского порядка при производстве перелетов.

1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: