Вопрос 2. Понятие о воспитании как о важнейшем факторе формирования личности. Особенности процесса воспитания личного состава в ОВД

Воспитание всегда носило и носит конкретно-исторический характер, оно тесно связано с социально-экономическим, политическим, духовно-нравственным и культурным состоянием общества. Результативность воспитания в условиях возрождения демократической России, решения масштабных национальных задач обновления общества определяется не только тем, как оно обеспечивает усвоение человеком самобытных культурных ценностей и социального опыта, но также готовностью и подготовленностью граждан к сознательной активности. В конечном итоге, важнейший результат воспитания – готовность человека к самовоспитанию и саморазвитию. Активная всесторонне развитая личность – главный ресурс дальнейшего развития общества, государства и его аппарата – органов внутренних дел.

Создание эффективной педагогической системы воспитания сотрудников органов внутренних дел приобрело решающий характер и стало приоритетным направлением государственной кадровой политики. Это объясняется, прежде всего, задачами, стоящими перед органами внутренних дел в условиях переломного периода, который испытывает сегодня Россия. В ст. 1 Конституции Российской Федерации наше государство определено как правовое, и чтобы оно на деле стало таким, воспитанность личного состава должна быть безукоризненной, без чего невозможно рассчитывать на благополучие в других сферах его функционирования.

Под воспитательной работой в органах внутренних дел понимается целенаправленная деятельность руководителей, кадровых и воспитательных аппаратов, общественных институтов по формированию у сотрудников высоких профессиональных, гражданских и морально-психологических качеств, повышению уровня общей культуры, мобилизации их на эффективное выполнение оперативно-служебных задач.

В общепедагогическом понимании воспитание представляет собой системную целенаправленную деятельность государства и общества, их институтов и учреждений, административных, производственных, общественных организаций и отдельных лиц по содействию гражданам в их социальном (политическом, правовом, нравственном, культурном и т.д.) личностном росте в интересах их самих и общества (Столяренко А.М.).

Воспитание (воспитательное воздействие) на сотрудников ОВД осуществляется в специально создаваемых организациях (ОУ МВД РФ) и в организациях, занимающихся им наряду с выполнением своих служебных функций (ОВД). Таким образом, можно сказать, что воспитание – это перманентный процесс, который продолжается весь период службы сотрудника.

В современной науке понятие «воспитание» имеет несколько значений. Оно рассматривается как: 1) как функция человеческого общества передавать новым поколениям ранее накопленные ценности: знания, мораль, трудовой опыт, 2) этим термином именуют социальное формирование личности. В данном случае имеется в виду все формирующее личность пространство (школа, семейная педагогика, средовое влияние, воздействие дружеского окружения, социальные институты, СМИ и др.); 3) управление процессом развития личности обучаемого. Отсюда образуется и ряд производных: «воспитательный процесс», «воспитательная работа», «методы воспитания», «средства и формы воспитания».

В деятельности сотрудников ОВД под воспитанием понимают целенаправленный процесс формирования и совершенствования важнейших социальных и профессионально важных качеств личности как гражданина общества и носителя общечеловеческих ценностей: духовных, мировоззрен­ческих, патриотических, гуманных, поведенческих, моральных, правовых, культурных, трудовых и т.п. Работа с сотрудниками правоохранительного органа это тоже процесс, формирования и совершенствования их социальных ка­честв, профессионального совершенствования, порой формирова­ния новых профессионально важных качеств.

К особенностям процесса воспитания сотрудников ОВД относятся:

- специфическая направленность воспитания;

- осуществление в ходе воспитания моральной и психологичес­кой подготовки к действиям в условиях службы;

- объектом воспитания являются взрослые люди, у которых есть уже сложившиеся взгляды и привычки;

- воспитание сотрудников ОВД осуществляют непосредственные начальники, наделенные большими правами и полномочиями;

- воспитание протекает постоянно в коллективе, имеющем особую организацию, уставные взаимоотношения, своеобразный быт.

Воспитание – процесс многофакторный. Необходимо учитывать и использовать объективные и субъективные факторы, влияющие на формирование и развитие личности сотрудника (см. рис. 2).

Соответствие субъективных факторов объективным условиям, в которых формируется личность сотрудника, помогает успешно решать задачи воспитания. Многофакторность, как особенность воспитательного процесса, заключается в том, что, во-первых, самовоспитание является мощным фактором воздействия на личность, во-вторых, на воспитание сотрудника оказывают влияние другие факторы, учет которых важен при организации и проведении воспитательной работы.

Выделяют следующие группы факторов, влияющих на процесс воспитания:

1. факторы макросреды (общество) - через социально-экономические отношения; через идеологию, мораль, право; через СМИ.

2. Микросреда (семья, служебный коллектив, друзья…) через взаимоотношения; через общественное мнение; через групповые настроения; через традиции, обычаи

3. Деятельность (через содержание; через условия; через организацию)

4. Воспитание (самовоспитание)

5. Биологический фактор (фактор наследственности) задатки, склонности

Рис. 2. Факторы, влияющие на формирование и развитие личности.

Необходимо создать относительно управляемую «воспитательную среду», представляющую собой совокупность микрофакторов – ближайшего окружения, условий жизнедеятельности и службы сотрудников. На эти факторы возможно оказание сознательного воздействия с целью их изменения и обеспечения позитивного влияния на социализацию сотрудников. Только с учетом воздействия этих факторов система социального воспитания сотрудников в горрайоргане внутренних дел становится целостной системой.

Факторы микросреды можно представить в виде определенных характеристик условий службы, включающие:

1) уровень организации службы в горрайоргане внутренних дел;

2) социально-экономическое положение сотрудников, уровень их денежного довольствия;

3) уровень материально-технического обеспечения оперативно-служебной деятельности;

4) уровень информационного, компьютерного и правового обеспечения деятельности горрайоргана внутренних дел;

5) система стимулирования и поощрения сотрудников;

6) состояние морально-психологического климата в служебном коллективе;

7) уровень организации культурно-досуговой и спортивной сфер;

8) характер отношений с органами местного самоуправления;

9) уровень правовой и социальной защищенности сотрудников.

При благоприятном состоянии или позитивном изменении этих микрофакторов (характеристик «воспитательной среды») создаются более благоприятные условия для развития и самореализации личности сотрудника горрайоргана, ускоряется формирование профессионально-значимых и нравственных качеств и, в конечном счете, повышается эффективность служебной деятельности.

Воспитание сотрудников органов внутренних дел осуществляется на основе положений Конституции, законов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, уставов, приказов, директив и других нормативных правовых актов МВД России.

Приоритетными целями воспитательной работы являются:

– формирование у сотрудников органов внутренних дел комплекса гражданских, нравственных, духовных и иных профессионально-значимых качеств личности, обусловленных потребностями и особенностями оперативно-служебной деятельности;

– достижение высокой степени мотивационной готовности личного состава к безусловному и качественному выполнению оперативно-служебных задач, надежности и управляемости в любых условиях обстановки; формирование и поддержание здорового, устойчивого морально-психологического состояния личного состава;

– подготовка сотрудников, способных успешно решать задачи правоохранительной деятельности при строгом соблюдении служебной дисциплины и законности, норм профессиональной этики, обеспечении гарантий защиты прав человека и гражданина.

Цели воспитательной работы достигаются и реализуются посредством решения следующих задач:

– формирование государственно-правового мировоззрения сотрудников органов внутренних дел на основе государственности, патриотизма, верности Присяге, выполнения норм Кодекса чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел;

– мобилизация личного состава органов внутренних дел на успешное решение оперативно-служебных задач, укрепление законности и служебной дисциплины;

– обеспечение дифференцированного подхода в организации и проведении воспитательной работы с различными категориями личного состава, в первую очередь профессионального становления и формирования и формирования личности молодых сотрудников органов внутренних дел;

– воспитание уважения к истории, культуре, языку, традициям народов Российской Федерации;

– развитие у сотрудников системы нравственных убеждений, ценностных ориентаций, потребностей и мотивов профессиональной деятельности;

– воспитание у сотрудников органов внутренних дел профессиональных качеств, необходимых для осознанного выполнения служебного долга, в том числе и в экстремальных условиях;

– формирование здорового морально-психологического климата в коллективах органов внутренних дел;

– использование возможностей общественных организаций органов внутренних дел в сфере воспитательной работы с личным составом;

– привитие культуры профессионального поведения и общения с людьми;

– формирование психологической устойчивости личного состава к моральным, психическим и физическим нагрузкам в процессе выполнения служебных обязанностей;

– формирование и поддержка позитивного общественного мнения о деятельности органов внутренних дел, повышение авторитета и престижа профессии сотрудника органов внутренних дел и др.

Ныне функционирующая система воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел имеет сложившуюся структуру – определенный набор элементов и связей между ними

Структура воспитательной работы включает:

1) субъекты воспитания, к которым относятся руководители, аппарат по работе с личным составом, наставники, общественные формирования органа внутренних дел;

2) цели и задачи воспитательной работы;

3) содержательные направления воспитательной работы;

4) средства воспитательной работы;

5) формы воспитательной работы;

6) методы воспитательной работы;

7) объект воспитательного воздействия – личность сотрудника органа внутренних дел, отдельные категории сотрудников, служебный коллектив в целом;

8) результаты воспитательного воздействия – формирование необходимых профессиональных и морально-нравственных качеств личности и ценностных ориентаций, а также результаты оперативно-служебной деятельности коллектива.

Субъектом воспитания в ОВД выс­тупают руководители всех категорий, а также коллективы подразде­лений и служб, различные общественные формирования. Субъекты воспитательной работы в горрайоргане внутренних дел осуществляют целенаправленное воспитательное воздействие на личность сотрудника по следующим направлениям:

– формирование государственно-правового мировоззрения;

– профессионально-нравственное воспитание;

– правовое воспитание;

– формирование готовности и умения противостоять проникновению в служебные коллективы проявлений национализма, ксенофобии, политического и религиозного экстремизма;

– патриотическое воспитание;

– эстетическое воспитание.

Специфическим в деятельности руководителя органа внутренних дел является то, что задачи воспитания личного состава он должен решать в тесной связи с решением задач правоохранительной дея­тельности, протекающей часто в сложной оперативной обстановке при дефиците времени.

Воспитательная деятельность возможна только при наличии взаимодействия между воспитателями и воспитуемыми, установления взаимопонимания между ними, согласующегося с целями воспитания. Одним из важных условий правильных воспитательных отношений между воспитателем и воспитуемым является учет особенностей объекта воспитательного воздействия. Специфичным для объекта воспитания является то, что он одновременно является и субъектом (при условии активной работы над своим совершенствованием).

Педагогическое воздействие воспитателей на воспитуемых предполагает целеустремленную организацию деятельности, общения, систематического и планомерного развития интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер. В качестве основных функций взаимодействия воспитателей и воспитуемых выделяют три:

1. Развивающая функция состоит в развитии личности воспитуемого в процессе взаимодействия с воспитателем.

2. Воспитательная - в осуществлении целей воспитания относительно личности и коллектива, в который включена личность.

3. Организаторская сводится к целесообразному построению деятельности и общения воспитуемых, благодаря чему эти процессы становятся средствами целенаправленного формирования коллективов и их членов.

Процесс воспитания осуществляется путем прямого (непосредственного) и опосредованного воздействия, на основе принципов, определенными методами, приемами и средствами, в соответствующих формах.

Педагогически грамотная организованная система воспитания при всей ее специфичности в напряженно работающем практическом органе способствует решению задач, стоящих перед ОВД. Создание ее реально, не требует каких-то сверхъестественных' усилий и в основном зависит от ответственности, деловитости и педагогического профессионализма ее основных субъектов.

Важным слагаемым успешности деятельности руководителя органов внутренних дел является знание принципов воспитания и умение реализовать их требования на практике. Принципы воспитания – это научно обоснованные педагогические положения, отражающие его закономерности и выражающие требования к содержанию, методике и организации процесса воспитания. В принципах отражаются передовые общественно-педагогические идеи, нормы, цели и ценности профессионального воспитания. Принципы как общие фундаментальные положения равнозначны, среди них нет главных и второстепенных. Поэтому они требуют комплексности при их использовании в воспитательном процессе.

Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют целостную систему. К ним относятся:

С – связь воспитания с жизнью и деятельностью сотрудника;
О – опора на положительное в личности и коллективе;
Ц – целеустремленность воспитания;
В – воспитание в коллективе и через коллектив;
Е – единство воспитания и самовоспитания;
Т – требовательность к личности и уважение ее личного достоинства;
И – индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании;
Е – единство и согласованность воспитательных воздействий.

Воспитание в процессе жизни и деятельности сотрудника является одним из главных принципов. Этот принцип требует такой организации служебной деятельности, которая бы в максимальной степени способствовала развитию сотрудников, формировала бы у них высокие нравственные, профессиональные, психологические и физические качества.

Все виды деятельности (профессиональная, учебно-познавательная, общественная и др.) располагают большими возможностями в воспитании сотрудников. Однако они оказывают воспитывающее воздействие только при определенных условиях. Каждому сотруднику необходимо понимать общественную, профессиональную ценность и полезность своей деятельности, осознавать ее смысл. Поэтому особую значимость приобретает диалектическое единство воспитания гражданственности и профессионализма. Кроме того, к условиям эффективного воздействия служебной деятельности необходимо отнести и такие, как определение ее целей и задач, установление объема, порядка и сроков выполнения оперативно-служебных задач; сочетание материального стимулирования с организацией разумного досуга.

Опора на положительное в личности и коллективе. Основа этого принципа – известное философское положение о «противоречивости» человеческой природы. В человеке положительные качества вполне могут уживаться и мирно сосуществовать с отрицательными. Тотально «отрицательных» людей (как, впрочем, и стопроцентно «положительных») практически не бывает. Добиваться того, чтобы в человеке стало больше положительного и меньше отрицательного – одна из основных задач воспитания. Опора на положительное определяет принципиальный подход к личности, основные направления воспитательных воздействий. Этот принцип позволяет не только видеть недостатки, говорить о них, но и опираться на положительное, здоровое как в личности, так и в коллективе, т.е. на то, что может послужить основой формирования и развития личности, коллектива с целью изжить недостатки, развить у сотрудников веру в себя, в свои силы и возможности, повысить их активность и самостоятельность.

Основными требованиями данного принципа являются:

– использование лучших качеств сотрудников в их воспитании;

– активное применение не административных мер, а убеждения, примера, то есть методов, опирающихся на положительную мотивацию деятельности сотрудника и пробуждающих его подлинную активность;

– показ перспектив роста сотрудников, создание условий для проявления положительных качеств личности и свойств коллектива;

– соблюдение педагогического такта в критике недостатков и др.

Принцип целеустремленности воспитания обусловливает направленность всей воспитательной работы, ее подчинение общим целям и специфическим задачам воспитания сотрудников. Основными требованиями этого принципа являются: творческий подход в постановке и решении задач воспитательной работы в целом и каждого воспитательного мероприятия (воздействия) в отдельности, недопустимость стихийности в отборе и использовании путей и средств решения задач воспитания.

Реализуя данный принцип, важно добиваться тесной связи содержания воспитания с жизнью, с конкретными оперативно-служебными задачами коллектива, решаемыми сотрудниками; плановости и четкой организации воспитательной работы, ее конкретности и оперативности; проявления выдержки, настойчивости и такта в достижении поставленной цели; непримиримости к негативным явлениям.

Воспитание сотрудников в коллективе и через коллектив. Воспитывающая сила коллектива состоит в том, что он связывает всех сотрудников совместной деятельностью по выполнению общих целей и задач, раскрывает каждому из них общественную значимость и полезность профессиональной деятельности. В коллективе создается возможность реализации своих личных планов, удовлетворения индивидуальных потребностей. Воспитывающая сила коллектива проявляется и в самом процессе коллективного труда. Воспитательные возможности коллектива заключаются в формировании общественного мнения, выражающего требования, предъявляемые к каждому сотруднику, регламентирующего его поведение.

Большое значение в решении воспитательных задач имеет коллективное настроение. Являясь свидетелем одних и тех же событий в жизни подразделения, сотрудники в коллективе переживают их гораздо глубже и ярче, чем в одиночку. Большой силой воздействия обладают традиции. Устойчивые коллективы всегда характеризуются сложившимся традиционным стилем и порядком работы, что объединяет людей, сплачивает их. Основными путями использования воспитывающих факторов коллектива являются:

– организация жизни и деятельности коллектива в соответствии с предъявляемыми требованиями; систематическая деятельность руководителей по формированию и сплочению коллектива сотрудников;

– создание актива среди сотрудников и руководство им; поддержка всего нового, перспективного и закрепление его в виде традиций;

– всемерное расширение и одобрение инициативы, творчества и самостоятельности сотрудников в решении задач, касающихся жизни коллектива;

– коллективное обсуждение и решение вопросов поддержания высоконравственных взаимоотношений;

– использование силы общественного мнения в целях предупреждения негативных явлений в среде сотрудников;

– повышение ответственности каждого сотрудника за положение дел в коллективе.

Эффективность процесса воспитания зависит от соблюдения принципа единства воспитания и самовоспитания. Самовоспитание – это деятельность человека, направленная на совершенствование своей личности. В процессе самовоспитания личность выступает как субъект воспитательного процесса. Самовоспитание непосредственно зависит от содержания жизни и деятельности сотрудников, их интересов, потребностей, отношений. Оно сопутствует воспитанию и в то же время становится его результатом.

Сочетание требовательности к сотрудникам с уважением их личного достоинства – это необходимое условие того, чтобы требовательность не переродилась в бюрократическое администрирование, не потеряла воспитательного характера. Требовательность к сотрудникам по-настоящему эффективна лишь тогда, когда она справедлива и целесообразна, помогает решению задач, сочетается с уважением личного достоинства воспитуемых, исключает грубость, унижение личного достоинства. Воспитывающее влияние требовательности обеспечивается также ее обязательностью для всех. Недопустимы колебания в настроении воспитателя, проявления симпатий и антипатий к сотрудникам. Кроме того, сотрудники должны видеть, что требовательность руководителя к ним постоянно сочетается с его жесткой требовательностью к своему поведению.

Воспитание предполагает возможно более полный учет особенностей сотрудников. Это требование закреплено в принципе индивидуального и дифференцированного подхода в воспитании.

Индивидуальный подход в воспитании означает изучение и учет всех качеств и свойств личности, анализ внешних и внутренних ее проявлений (действий, целей, настроений, интересов и т.д.), учет положительных сторон личности и недостатков. Основой индивидуального подхода является глубокое и всестороннее изучение человека.

Единство воспитательной работы достигается общим целеустремленным подходом всех категорий воспитателей к решению воспитательных задач, осуществлением воспитательного влияния с позиций единых взглядов на цели и задачи воспитания, едиными принципами и методами педагогического воздействия, едиными требованиями и критериями оценки положения дел в коллективе. При этом, всегда должно находиться место для творческого подхода в применении педагогических средств и способов воздействия. Как показывает практика, усилия воспитателей не будут эффективны, если не обеспечить координацию проводимых воспитательных воздействий. Их необходимо согласовать как по содержанию, так по месту и времени, с учетом особенностей различных категорий специалистов.

Процесс воспитания осуществляется во всех видах деятельности сотрудников, поэтому предполагает применение разнообразных методов, средств и форм воздействия. А они эффективны тогда, когда составляют комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных педагогических мер.

Выводы по второму вопросу. Воспитание в ОВД – это продолжение формирования граждан общества, которое, говоря по большому счету, призвано сопровождать всю жизнь каждого и осуществляться всегда и везде. Отмечая его, педагогика говорит о воспитании человека всеми обстоятельствами жизни.

Воспитание сотрудников ОВД осуществляют непосредственные начальники, наделенные большими правами и полномочиями. Специфическим в деятельности руководителя органа внутренних дел является то, что задачи воспитания личного состава он должен решать в тесной связи с решением задач правоохранительной дея­тельности, протекающей часто в сложной оперативной обстановке при дефиците времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: