История развития психологии труда. Методические рекомендации

Институт им. А.П. Гайдара»

Г.А. Мкртычян

Методические рекомендации

К практическим занятиям по дисциплине

«Психология труда»

Для студентов специальности

Педагогика и психология

Психология

Арзамас

АГПИ

УДК

ББК

В

Печатается по решению редакционно-издательского совета ГОУ ВПО

«Арзамасский государственный педагогический институт

им. А.П.Гайдара»

Рецензент: доктор психологических наук, профессор Л.Н.Захарова

Мкртычян Г.А.

М Методические рекомендации к семинарским и лабораторным занятиям по курсу «Психология труда» для студентов специальности 031000 Педагогика и психология и специальности 020400 Психология – Арзамас: АГПИ, 2008 – 27 с.

Методические рекомендации к практическим занятиям по «Психологии труда» составлены на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 2005 и 2000 года. Они включают планы семинарских и лабораторных занятий, задания для самостоятельной работы студентов, перечень необходимой литературы, рекомендации по изучению тем. Предназначены для студентов очного и заочного отделений, обучающихся по специальности 031000 Педагогика психология и

020400 Психология.

УДК

ББК

©Мкртычян Г.А., 2008

© Арзамасский государственный

педагогический институт

им. А.П. Гайдара, 2008

Оглавление

    стр.
Введение………………………………………………………..……………  
Планы семинарских и лабораторных занятий………………………………..……………………………………….  
Семинарское занятие №1 История развития психологии труда………..  
Семинарское занятие №2 Предмет и место психологии труда в системе наук………………………………….  
Семинарское занятие №3 Система основных понятий психологии труда…………………………………………..  
Семинарское занятие №4 Методы психологии труда…………………..  
Семинарское занятие №5 Образ мира у разнотипных профессионалов.  
Семинарское занятие №6 Противоречия и кризисы в профессиональном развитии………………..  
Семинарское занятие №7 Индивидуальный стиль трудовой деятельности………………………………….  
Семинарское занятие №8 Гендерный аспект трудовой деятельности…  
Лабораторное занятие №1 Экспертная оценка профессионально значимых свойств……………………………  
Лабораторное занятие №2 Построение профессиограммы: модульный и задачно-личностный подход……………..  
Лабораторное занятие №3 Методики оценки удовлетворенности работой………………………………………  
Лабораторное занятие №4 Диагностика факторов трудовой мотивации.  
Лабораторное занятие №5 Профессиональная карьера………………….  
Лабораторное занятие №6 Технология экспертной оценки персонала…  
Лабораторное занятие №7 Профессиональное здоровье работника…………………………………….  
Лабораторное занятие №8 Конфликты в организации…………………..  
Вопросы к экзамену    
       

Введение

Методические рекомендации к семинарским и лабораторным занятиям по курсу «Психология труда» разработаны в соответствии содержанием ранее изданного учебного пособия автора по данному курсу (Мкртычян Г.А. Психология труда: учебное пособие/ АГПИ им. А.П. Гайдара. – Арзамас: АГПИ, 2007 – 82 с.). Методические рекомендации предназначены для студентов 3-го курса очного отделения АГПИ им. А.П. Гайдара, обучающихся по специальностям 031000Педагогика и психология (5, 6 семестры) и 020400 Психология (5 семестр). Методические рекомендации включают в себя планы проведения 8-ми семинарских и 8-ми лабораторных занятий объемом 54 часа для педагогов-психологов и 32 час для психологов. В планах семинарских (темы № 1 – 8) и практических занятий (темы № 10, 11 и 16) знак «*» означает, что данная тема проводится для психологов в объеме 2-х часов.

Планы проведения семинарских занятий содержат перечень ключевых вопросов по теме семинара, задания для самостоятельной работы студентов, учебную литературу и методические рекомендации по изучению темы. Темы семинарских занятий составлены таким образом, чтобы охватить наиболее важные и сложные, с точки зрения теоретического осмысления, разделы лекционного курса по психологии труда. Основной целью семинарских занятий является активное и самостоятельное формирование знаний и представлений студентов – психологов по ключевым теоретическим проблемам современной психологии труда.

Планы практических занятий включают в себя оснащение и порядок работы, методические рекомендации к проведению занятий и учебную литературу. Каждое практическое занятие начинается с краткого знакомства и обсуждения теоретических подходов, лежащих в основе решения соответствующих практических задач. Темы практических занятий подобраны таким образом, чтобы охватить наиболее востребованные виды практической работы психолога труда (организационного психолога). Основной целью практических занятий является формирование у студентов навыков и умений применения конкретных методик, процедур и методов психологии труда.

В целом, тематика семинарских и практических занятий позволяет углубить и проиллюстрировать на конкретных примерах основное содержание лекционного курса «Психология труда». Соответственно, работу на семинарских и практических занятиях следует рассматривать как важную форму подготовки к итоговому контролю по курсу. В конце методических рекомендаций приводится примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену. Работа с предлагаемым перечнем экзаменационных вопросов позволит подготовиться к экзамену независимо от формы его проведения: устной (по билетам) или письменной (тестирование).

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1 (4часа *)

История развития психологии труда

Цель: сформировать знание о предыстории и основных этапах становления психологии труда в России и за рубежом.

План

1. Возникновение проблематики психологии труда в классической школе менеджмента Ф.У. Тейлора.

2. Становление психологии труда в рамках индустриальной психотехники Г. Мюнстерберга.

3. Основные направления и этапы развития психологии труда в России: рефлексология труда В.М. Бехтерева; эргология и эрготехника В.Н. Мясищева; психология труда Г.И. Челпанова; индустриальная психотехника И.Н. Шпильрейна.

4. Становление и основные проблемы инженерной психологии и эргономики (Б.Ф. Ломов, В.П. Зинченко).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: