Институт им. А.П. Гайдара»
Г.А. Мкртычян
Методические рекомендации
К практическим занятиям по дисциплине
«Психология труда»
Для студентов специальности
Педагогика и психология
Психология
Арзамас
АГПИ
УДК
ББК
В
Печатается по решению редакционно-издательского совета ГОУ ВПО
«Арзамасский государственный педагогический институт
им. А.П.Гайдара»
Рецензент: доктор психологических наук, профессор Л.Н.Захарова
Мкртычян Г.А.
М Методические рекомендации к семинарским и лабораторным занятиям по курсу «Психология труда» для студентов специальности 031000 Педагогика и психология и специальности 020400 Психология – Арзамас: АГПИ, 2008 – 27 с.
Методические рекомендации к практическим занятиям по «Психологии труда» составлены на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 2005 и 2000 года. Они включают планы семинарских и лабораторных занятий, задания для самостоятельной работы студентов, перечень необходимой литературы, рекомендации по изучению тем. Предназначены для студентов очного и заочного отделений, обучающихся по специальности 031000 Педагогика психология и
|
|
020400 Психология.
УДК
ББК
©Мкртычян Г.А., 2008
© Арзамасский государственный
педагогический институт
им. А.П. Гайдара, 2008
Оглавление
стр. | |||
Введение………………………………………………………..…………… | |||
Планы семинарских и лабораторных занятий………………………………..………………………………………. | |||
Семинарское занятие №1 | История развития психологии труда……….. | ||
Семинарское занятие №2 | Предмет и место психологии труда в системе наук…………………………………. | ||
Семинарское занятие №3 | Система основных понятий психологии труда………………………………………….. | ||
Семинарское занятие №4 | Методы психологии труда………………….. | ||
Семинарское занятие №5 | Образ мира у разнотипных профессионалов. | ||
Семинарское занятие №6 | Противоречия и кризисы в профессиональном развитии……………….. | ||
Семинарское занятие №7 | Индивидуальный стиль трудовой деятельности…………………………………. | ||
Семинарское занятие №8 | Гендерный аспект трудовой деятельности… | ||
Лабораторное занятие №1 | Экспертная оценка профессионально значимых свойств…………………………… | ||
Лабораторное занятие №2 | Построение профессиограммы: модульный и задачно-личностный подход…………….. | ||
Лабораторное занятие №3 | Методики оценки удовлетворенности работой……………………………………… | ||
Лабораторное занятие №4 | Диагностика факторов трудовой мотивации. | ||
Лабораторное занятие №5 | Профессиональная карьера…………………. | ||
Лабораторное занятие №6 | Технология экспертной оценки персонала… | ||
Лабораторное занятие №7 | Профессиональное здоровье работника……………………………………. | ||
Лабораторное занятие №8 | Конфликты в организации………………….. | ||
Вопросы к экзамену | |||
Введение
|
|
Методические рекомендации к семинарским и лабораторным занятиям по курсу «Психология труда» разработаны в соответствии содержанием ранее изданного учебного пособия автора по данному курсу (Мкртычян Г.А. Психология труда: учебное пособие/ АГПИ им. А.П. Гайдара. – Арзамас: АГПИ, 2007 – 82 с.). Методические рекомендации предназначены для студентов 3-го курса очного отделения АГПИ им. А.П. Гайдара, обучающихся по специальностям 031000Педагогика и психология (5, 6 семестры) и 020400 Психология (5 семестр). Методические рекомендации включают в себя планы проведения 8-ми семинарских и 8-ми лабораторных занятий объемом 54 часа для педагогов-психологов и 32 час для психологов. В планах семинарских (темы № 1 – 8) и практических занятий (темы № 10, 11 и 16) знак «*» означает, что данная тема проводится для психологов в объеме 2-х часов.
Планы проведения семинарских занятий содержат перечень ключевых вопросов по теме семинара, задания для самостоятельной работы студентов, учебную литературу и методические рекомендации по изучению темы. Темы семинарских занятий составлены таким образом, чтобы охватить наиболее важные и сложные, с точки зрения теоретического осмысления, разделы лекционного курса по психологии труда. Основной целью семинарских занятий является активное и самостоятельное формирование знаний и представлений студентов – психологов по ключевым теоретическим проблемам современной психологии труда.
Планы практических занятий включают в себя оснащение и порядок работы, методические рекомендации к проведению занятий и учебную литературу. Каждое практическое занятие начинается с краткого знакомства и обсуждения теоретических подходов, лежащих в основе решения соответствующих практических задач. Темы практических занятий подобраны таким образом, чтобы охватить наиболее востребованные виды практической работы психолога труда (организационного психолога). Основной целью практических занятий является формирование у студентов навыков и умений применения конкретных методик, процедур и методов психологии труда.
В целом, тематика семинарских и практических занятий позволяет углубить и проиллюстрировать на конкретных примерах основное содержание лекционного курса «Психология труда». Соответственно, работу на семинарских и практических занятиях следует рассматривать как важную форму подготовки к итоговому контролю по курсу. В конце методических рекомендаций приводится примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену. Работа с предлагаемым перечнем экзаменационных вопросов позволит подготовиться к экзамену независимо от формы его проведения: устной (по билетам) или письменной (тестирование).
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1 (4часа *)
История развития психологии труда
Цель: сформировать знание о предыстории и основных этапах становления психологии труда в России и за рубежом.
План
1. Возникновение проблематики психологии труда в классической школе менеджмента Ф.У. Тейлора.
2. Становление психологии труда в рамках индустриальной психотехники Г. Мюнстерберга.
3. Основные направления и этапы развития психологии труда в России: рефлексология труда В.М. Бехтерева; эргология и эрготехника В.Н. Мясищева; психология труда Г.И. Челпанова; индустриальная психотехника И.Н. Шпильрейна.
|
|
4. Становление и основные проблемы инженерной психологии и эргономики (Б.Ф. Ломов, В.П. Зинченко).