Проанализируйте, как изменялась проблематика прикладной психологии в ходе смены школ научного менеджмента: в школе человеческих отношений, в ситуативном подходе, в концепции обучающейся организации.
Выявите особенности довоенного этапа развития психологии труда в России.
Чем была обусловлена необходимость возникновения такой отрасли прикладного знания, как инженерная психология и эргономика и в чем их отличие?
Литература
1.Мкртычян Г.А. Психология труда: учебное пособие/ АГПИ им. А.П. Гайдара. – Арзамас: АГПИ, 2007. – 82с.
2.Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. Е.А. Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384с.
3. Психология менеджмента: Учебник для вузов/ Под ред. Г.С. Никифорова – 2-е изд., доп., перераб. – СПб.: Питер, 2004. – 639с.
4. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 479с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).
Методические рекомендации по изучению темы
При изучении темы особое внимание следует уделить тому, что возникновение и развитие психологии труда было обусловлено, прежде всего, запросом из различных сфер практической деятельности. Именно поэтому становление психологии труда происходило в рамках таких отраслей прикладного знания как менеджмент и индустриальная психотехника.
|
|
Важно подчеркнуть, что отечественная психология труда в довоенный период имеет достаточно богатые традиции проведения практико-ориентированных исследований, связанных с именами выдающихся отечественных ученых психологов и психофизиологов.
Следует отметить, что, если возникновение отечественной инженерной психологии и эргономики в 60-е годы было связано, в первую очередь, с запросом со стороны военно-промышленного комплекса страны, то сегодняшнее возрождение интереса к этому комплексу знаний обусловлено бурным развитием современных (в том числе, информационных) технологий. При этом значительная часть профессиональной деятельности людей становится опосредованной различными системами отображения информации и дистанционного взаимодействия.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2 (4часа *)
Предмет и место психологии труда в системе наук
Цель: сформировать представление о предмете и месте психологии труда в системе психологических и непсихологических наук.
План
1. Предмет и основные разделы психологии труда.
2. Непсихологические науки и практики, изучающие категорию «труд».
3. Психология труда как теоретико-прикладная дисциплина.
4. Смежные с психологией труда психологические дисциплины.