Задание 4. Как проявляется развитие произвольности в раннем возрасте?

Произвольность поведения – это умение слушать и умение слушаться. Развитие произвольности – многокомпонентный процесс, который требует обязательного формирования целой системы осознанной саморегуляции (способности удерживать цель деятельности, составлять программу исполнительских действий, формировать модель значимых условий деятельности, уметь увидеть свои ошибки и скорректировать их в деятельности и после нее). Успешное выполнение любой деятельности возможно только при наличии целостной системы произвольной саморегуляции.

К началу школьного обучения у ребенка процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. У дошкольника должны быть сформированы такие понятия, как «надо», «можно», «нельзя». Надо убрать игрушки, почистить зубы, застелить постель и т.п. – все это побудительная, активизирующая функция воли. Нельзя разбрасывать вещи, смотреть телевизор после 9 часов вечера и т.п. – эти словесные воздействия родителей направлены на торможение двигательной активности ребенка. «Можно» формирует в сознании дошкольника правила поведения, на основе которых происходит становление таких важных качеств личности, как дисциплинированность и ответственность: «Можно пойти погулять, после того, как уберешь игрушки (в младшем школьном возрасте – выучишь уроки)».

Волевая готовность (произвольность поведения) заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делать то, что от него требует учитель, режим школьной жизни; ребенок управляет своим поведением, умственной деятельностью, регулирует свои действия и эмоции.

Наличие произвольности у ребенка поможет ему длительное время выполнять задания, не отвлекаясь на уроке, доводить дело до конца. Сначала взрослые с помощью слов регулируют поведение ребенка, потом, усваивая практически содержание требований взрослых, он постепенно начинает с помощью собственно речи регулировать свое поведение.

К 6 годам у детей происходит оформление основных компонентов волевого действия, но они еще недостаточно развиты. Выделяемые цели не всегда осознанны и устойчивы. Достижение цели определяется мотивацией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: