Внутренние размеры тоннелей определяются габаритами приближения строений, представляющими условный контур, внутрь которого не должны выступать никакие части сооружений и оборудования.
![]() |
Внутренние размеры обделок тоннелей метрополитена кругового очертания "Смк" устанавливаются ГОСТ 23961-80 (рис.1.5).
Габарит принят в виде круга, срезанного по концам вертикального и горизонтального диаметров хордами. В нижней, правой по ходу движения поезда, части габарита имеется выступ внутрь круга для размещения служебной дорожки. По действующим нормативам габарит "Смк" действителен также для кривых участков пути радиусом 200 м и более.
С учетом зазора, необходимого на случай неизбежных отклонений внутреннего очертания обделки при возведении конструкции или ее деформации, минимальный внутренний диаметр обделки перегонных тоннелей отечественных метрополитенов принят равным 5100 мм.
![]() |
Внутренние размеры обделок железнодорожных тоннелей должны соответствовать габариту приближения строений "С" (рис.1.6), приведенному в ГОСТ 9238, с учетом размещения за пределами этого габарита устройств сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ), светильников и кабелей, а также строительных допусков на сооружение обделки тоннеля. Размеры, показанные в виде дроби, означают: в числителе – для контактной подвески с несущим тросом, в знаменателе – без несущего троса.
На криволинейных участках пути габарит "С" должен быть увеличен вследствие наклона вагона и выноса его концов и середины в стороны от оси. Наклон вагона обуславливается возвышением h наружного рельса, которое назначают в зависимости от наибольшей скорости движения, допускаемой на кривой данного радиуса.
Габариты приближения строений и оборудования автодорожных тоннелей, располагаемых на прямых участках в плане и кривых радиусом более 1000 м, следует принимать по ГОСТ 24451 (рис.1.7).
Ширину проезжей части Г назначают в зависимости от категории дороги и длины тоннеля в соответствии с приведенной на рисунке таблицей. Служебные проходы П шириной 750 мм принимаются для тоннелей, сооружаемых на дорогах I и II категорий, по обеим сторонам проезжей части; для тоннелей, сооружаемых на дорогах III и IY категорий, с одной стороны предусматривается устройство служебного прохода, с другой защитной полосы шириной 500 мм.
![]() |
При наличии пешеходного движения могут дополнительно устраиваться тротуары (однополосные шириной 1000 мм или двухполосные шириной 1500 мм). При этом требуется понижать допускаемые концентрации окиси углерода в зависимости от времени пребывания людей в тоннеле.









